г. Москва |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А40-101608/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Аталиковой З.А.,
судей Нужнова С.Г., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от истца ЗАО "Москабельмет" - Чернова С.В. по доверенности от 25.12.2014 г.
от ответчика Управления Росреестра по Москве - Крыловой Г.Г. по доверенности от 30.12.2014 г.
от третьего лица ЧУДО "ДЮСШ "МКМ" - Коломейцева В.С. по доверенности от 31.12.2014 г.
рассмотрев 18 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве (ответчика)
на решение от 06 октября 2014 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Павлюком Ю.Б.,
и постановление от 23 января 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по заявлению ЗАО "Москабельмет"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации
третье лицо: ЧУДО "ДЮСШ "МКМ"
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Москабельмет" (далее ЗАО "Москабельмет") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, измененным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ( далее Управление Росреестра по Москве) от 10.07.2014 N 04/015/2014-908 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления Частного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "МКМ" (далее ЧУДО "ДЮСШ "МКМ") на объект недвижимости, расположенный по адресу: ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 9 и об обязании произвести государственную регистрацию права оперативного управления в отношении комнат N 10, 11, 14, 38 общей площадью 52,2 кв. м, находящихся на четвертом этаже в здании по адресу: ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 9, общей площадью 2676,4 кв. м, кадастровый номер: 155305.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представители ЗАО "Москабельмет" и ЧУДО "ДЮСШ "МКМ" возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзывов на кассационную жалобу, полагают обжалуемое решение и постановление законными и обоснованными.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО "Москабельмет", являясь собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 9 общей площадью 2676,4 кв. м, обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права оперативного управления и договора о закреплении за ЧУДО "ДЮСШ "МКМ" на праве оперативного управления комнат N 10, 11, 14, 38 общей площадью 52,2 кв. м (объект недвижимости), находящихся в указанном здании.
Решением Управления Росреестра по Москве от 11 июня 2014 года N 04/015/2014-908 государственная регистрация права оперативного управления в отношении объекта недвижимости приостановлена в связи с тем, что заявителем не представлены документы о стоимости сделки (одобрении договора) от имени ЗАО "Москабельмет", не представлена выписка из реестра акционеров собственника. При этом заявителю указано, на необходимость для передачи в оперативное управление помещений в составе здания, внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) записи о разделении объекта, для формирования отдельного раздела ЕГРП на данный объект.
Решением от 10 июля 2014 года N 04/015/2014-908 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости расположенный по адресу: ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 9, площадью 52,2 кв.м.
Отказ мотивирован отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте закрепляемом на праве оперативного управления площадью 52,2 кв.м, по адресу: Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 9 и положениями п. п 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", кроме того регистрирующий орган указал на отсутствие в документах представленных на регистрацию, акта приема передачи имущества и заявления о государственной регистрации от ЗАО "Москабельмет".
Полагая, что данный отказ Управления Росреестра по Москве от 10 июля 2014 года в государственной регистрации права оперативного управления является незаконным, а также нарушает его права и законные интересы, ЗАО "Москабельмет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке, регулируемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что общество обратилось в суд с заявлением с соблюдением трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами также установлено, что представленный ЗАО "Москабельмет" пакет документов на государственную регистрацию, согласно расписке от 26 мая 2014 года, содержал Договор о закреплении имущества на праве оперативного управления от 01 мая 2014 года и приложение N 1 акт приема-передачи имущества, что свидетельствует о необоснованности ссылки регистрирующего органа на отсутствие названного документа.
Отклоняя доводы Управления Росреестра по Москве о том, что в государственный кадастр недвижимости не были внесены сведения о заявленном к регистрации объекте недвижимости, судом первой инстанции и апелляционной инстанции указано следующее.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как установлено п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В п. 1 ст. 17 Закона о регистрации указывается, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Абзацами 10, 11 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с разъяснениями п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с нормами ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем недвижимым имуществом, так и его частью
При этом, судом апелляционной инстанции отмечено, что согласно требованиям п. 1 ст. 131 и п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации наличие зарегистрированного права собственности ЗАО "Москабельмет" на весь объект недвижимости - здание общей площадью 2676,4 кв. м, кадастровый (условный) номер: 155305, не исключает возможность передачи и регистрации права оперативного управления на часть нежилых помещений, в настоящем случае комнат N 10, 11, 14, 38 общей площадью 52,2 кв. м., а само нежилое помещение, состоящее из комнат N 10, 11, 14, 38 общей площадью 52,2 кв. м, не является вновь созданным недвижимым имуществом в порядке ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения) регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о кадастре осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре 01 января 2013 года закончился переходный период, в течение которого не применялись положения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 11 статьи 33 Закона о регистрации после 01 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимости имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со статьями 2, 5 Закона о кадастре с 01 января 2013 года кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), которые присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу статьи 23 Закона о кадастре при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета обязан выдать заявителю кадастровый паспорт объекта недвижимости, который является подтверждением постановки на учет указанного объекта недвижимости.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 45 указанного Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществляется в установленной законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 01 января 2013 года, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о регистрации в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
По смыслу вышеприведенных норм права, положений нормативно-правового акта, пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации государственная регистрация прав не может быть осуществлена на часть объекта недвижимого имущества.
Между тем, как установлено судами и усматривается из материалов настоящего дела кадастровый или технический паспорт заявленного к регистрации помещения общей площадью 52,2 кв. по адресу: Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 9 заявителем в регистрирующий орган представлен не был и в материалах регистрационного дела отсутствует, в связи с чем, довод Управления Росреестра по Москве о том, что спорное помещение не было ранее учтено в соответствии с Законом о кадастре, документально не опровергнут.
Таким образом, для испрашиваемой государственной регистрации заявителем не были представлены все необходимые документы, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для ее проведения.
Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Москве соответствует требованиям Закона о регистрации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело повторно на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2015 года по делу N А40-101608/14 отменить.
В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества "Москабельмет" отказать.
Председательствующий судья |
З.А. Аталикова |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.