г. Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А40-121302/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Завирюха Л.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца - Дубко В.Г., дов. от 01.01.2015
от ответчика - Дорощенкова Е.С., дов. от 22.10.2014
рассмотрев 25 июня 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Русагротранс", открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 19 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Константиновской Н.А.
на постановление от 26 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лаптевой О.Н., Лаврецкой Н.В., Солоповой А.А.
по делу по иску закрытого акционерного общества "Русагротранс"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Русагротранс" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 1 303 375 руб. 35 коп. пени за нарушение сроков доставки груза (с учетом уточнения исковых требований в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы 1 173 037 руб. 50 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано с учетом применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2015 года решение суда первой инстанции изменено, с ответчика в пользу истца взыскано 992 999 руб. 67 коп. пени, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые при неправильном применении норм материального права, принять по делу новый судебный акт, уменьшив удовлетворенные исковые требования на 28 654 руб. 56 коп.
В своей кассационной жалобе истец просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон поддержали доводы своих кассационных жалоб, возражали против удовлетворения кассационных жалоб друг друга.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в период с апреля по май 2014 года ответчиком на договорной основе оказывались услуги по перевозке порожних железнодорожных вагонов, принадлежащих истцу.
Ответчиком было допущено нарушение срока доставки порожних вагонов.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей общего пользования для грузополучателей.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 г., предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
В соответствии со статьей 793 Гражданского Кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Расчет срока доставки грузов истцом производится в соответствии со статьей 33 Устава и правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно абзацу третьему статьи 33 Устава, раздела III "Заполнение накладной перевозчиком на станции отправления" Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 39, расчетную дату исчисления срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашении сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со статьей 33 Устава грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Руководствуясь ст. ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, истец предъявил в адрес ответчика претензии о выплате пени за просрочку доставки груза.
Ответчик оставил претензии без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно расчету истца размер пени за допущенные ответчиком нарушения сроков доставки вагонов составляет 1 303 375 руб. 35 коп.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не отрицал фактов просрочки доставки груза; вместе с тем ответчиком представлен контррасчет исковых требований, заявлено о применении к сумме начисленной пени положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд, проверив расчет суммы штрафных санкций, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд обоснованно учел доводы ответчика об уменьшении суммы неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшил сумму неустойки до 1 173 037 руб. 50 коп.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что суд первой инстанции по железнодорожным накладным N N ЭК277038, ЭК141516, ЭК419523, ЭЙ708589 необоснованно не применил пункт 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, подлежащий применению, в соответствии с которым срок доставки увеличивается на 1 сутки при прохождении Московского и Санкт-Петербургского железнодорожного узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
Прохождение вагонов через узлы подтверждается ведомостями, архивами вагонов, маршруту следования по плану формирования, натурным листам поезда: N ЭК277038 вагон N 58524752; N ЭК141516 вагон 58510108; N ЭК419523 вагоны 58566068, 59093716; N ЭЙ708589.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что пени в размере 5 434 руб. 65 коп. и 14 327 руб. 28 коп. взысканы необоснованно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции по железнодорожным накладным N N ЭЙ004374, ЭИ990488, ЭИ793449 также необоснованно не применил пункт 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, подлежащий применению, в соответствии с которым срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Задержки вагонов по железнодорожным накладным N N ЭЙ004374, ЭИ990488, ЭИ793449 на промежуточных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а именно, по причине занятости фронта выгрузки, что подтверждается: актами общей формы на простой вагонов (начало и окончание простоя), в которых указано, что причина простоя - бросание поезда из-за неприема станцией назначения по вине грузополучателя; распоряжениями о задержке вагонов в пути следования и распоряжениями об отправлении задержанных вагонов в пути следования; дорожными ведомостями, в которых имеется отметка о задержке вагонов в пути следования и о составлении актов общей формы на простой вагонов, согласно пункта 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пени в размере 160 275 руб. 90 коп. взысканы необоснованно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об изменении решения суда первой инстанции и удовлетворении исковых требований на сумму 992 999 руб. 67 коп.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2014 года в неизмененной части и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2015 года по делу N А40-121302/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Л.В.Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.