г. Москва |
|
12 мая 2009 г. |
Дело N А40-13546/07-92-147 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 12.05.2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.
судей: Бусаровой Л.В., Тарасовой Н.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Акимов В.И. дов. от 26.03.2009, Марков Н.А. дов. от 31.10.2008 N 1-1577/10, Тараторкин С.Н. дов. от 11.01.2009 N 1-002
рассмотрев 07.05.2009 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов г. Москвы
на решение от 04.02.2009
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Уточкиным И.Н.
по иску (заявлению) МГОАО "Промжелдортранс"
о признании незаконным отказа в оформлении договоров аренды
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
3-е лицо: "Москомархитектура"
УСТАНОВИЛ:
МГОАО "Промжелдортранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением ( с учетом уточнения предмета требования) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - Департамент) в оформлении договоров аренды земельных участков, оформленного письмом от 09.01.2008 г. N 33-5Т2-1378, и обязании Департамента заключить договоры аренды.
В обоснование заявленных требований МГОАО "Промжелдортранс" сослалось на несоответствие оспариваемого отказа Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушение прав заявителя как собственника расположенных на земельных участках объектов недвижимости на приобретение в аренду земельных участков необходимых для эксплуатации объектов.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (далее - Москомархитектура).
Решением от 15.07.2008 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2008 г., в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы соответствием оспариваемого отказа требованиям закона со ссылкой на заключение ГУП "ГлавАПУ" о невозможности оформления земельно-правовых отношений, а также реорганизацию земельного участка на основании распоряжения Правительства Москвы от 30.01.2006 г. N 96-РА. Суды указали, что на спорных земельных участках существуют градостроительные ограничения и режимные зоны, кроме того, заявитель не обосновал выбор размера и границ земельных участков.
Постановлением Федерального арбитражного апелляционного суда Московского округа от 18.11.2008 г. указанные судебные акты отменены в связи с несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
При новом рассмотрении МГОАО "Промжелдортранс" поддержало заявленные требования.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2009 г. отказ Департамента в выдаче МГОАО "Промжелдортранс" документов в режиме "одного окна", оформленных письмом ТУ в СВАО Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 09.01.2008 г N 33-5Т2-1378 признан незаконным.
Суд обязал Департамент в месячный срок с даты вступления в законную силу решения обеспечить изготовление кадастровых планов земельных участков, на которых размещены объекты недвижимости по адресу: г. Москва, Юрловский пр., д. 20, стр. 1-5, сооружения 1-3, утвердить их границы и направить в МГОА "Промжелдортранс" проекты договоров аренды этих земельных участков.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу МГОАО "Промжелдортранс" просит оставить решение суда без изменения, полагает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела Москомархитектура своего представителя в судебное заседание не направила.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Как установлено судом, МГОАО "Промжелдортранс" обратилось 16.10.2007 г. и 19.10.2007 г. в Департамент за изготовлением кадастровых планов 4-х земельных участков, расположенных под объектами недвижимости заявителя, и оформлении договоров аренды.
Письмом от 09.01.2008 г. N 33-5-Т2-1378/7 заявителю отказано в выдаче документов по мотиву невозможности оформления договора аренды на участок по адресу: Юровский проезд, вл. 20. стр. 1-5, coop. 1-3 согласно заключению ГУП "ГлавАПУ" без предоставления заявителем заключения Регламентной комиссии Москомархитектуры.
Ссылаясь на неправомерность отказа Департамента в оформлении договора аренды, МГОАО "Промжелдортранс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ (в редакции от 19.06.2007 г., действовавшей на день издания отказа), для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительные органы государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в силу ст. 4 Закона г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве" полномочны в рамках их компетенции управлять и распоряжаться землями, находящимися в собственности города Москвы. Решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с порядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленным федеральным законодательством и законами города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 г. N 168-ПП "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы" утвержден Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна".
В соответствии п. 3.2.1 Регламента (в редакции, действовавшей на дату издания отказа) при оформлении договора аренды земельного участка собственникам капитальных зданий, строений, сооружений специалисты по исполнению запроса осуществляют определенные этапы работ, для чего требуется передача определенного пакета документов.
При этом согласно п. 3.2.1.1, 3.2.1.4 Регламента предусмотрены подготовка Департаментом проекта плана границ земельного участка в электронном виде и на бумажном носителе (при отсутствии у заявителя кадастрового плана земельного участка) и направление проекта плана границ земельного участка на согласование в префектуру административного округа города Москвы и Москомархитектуру, другие организации (при необходимости).
Как установил суд, оспариваемый отказ Департамента основан на заключении ГУП ГлавАПУ от 19.12.2007 г. N 222-03-555/7 на оформление земельно-правовых документов земельного участка, в соответствии с пунктом 3 которого для оформления земельно-правовых документов на земельный участок в границах согласно ситуационного плана ДЗР ТУ СВАО, для эксплуатации административных зданий и сооружений по адресу: Юрловский проезд, вл. 20, стр. 1, 2, 3, 4, 5, соор. 1, 2, 3 (в границах района Алтуфьевский), с учетом п. 2 заявителю предлагается обратиться в Регламентную комиссию Москомархитектуры при главном архитекторе города Москвы.
Между тем, Регламентная комиссия Москомархитектуры является структурным подразделением Москомархитектуры (пункт 5.7 Постановления Правительства Москвы от 01.11.2005 N 850-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы ("Москомархитектура") обязанность согласования с ней (получения заключений) возложена на специалистов службы "одного окна" Департамента по исполнению запроса, а не на заявителя (пункты 3.2.2 и 3.3.1.4 Регламента).
Кроме того, Департамент не представил доказательств того, что Регламентная комиссия Москомархитектуры уполномочена в соответствии с законодательством готовить заключения по вопросам оформления земельно-правовых отношений на земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности заявителя.
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента не предоставление истцом дополнительных документов, в том числе заключения Регламентной комиссии, не является основанием для отказа в оформлении договоров аренды земельных участков.
Кроме того, как следует из материалов дела, МГОАО "Промжелдортранс" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков по вышеуказанным адресам, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцу на праве собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступившего в силу 27.03.2008, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Статьей 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент подачи истцом заявления, было установлено, что государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного закона государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Таким образом, как правильно указал суд, обязанность по постановке земельного участка на кадастровый учет и, соответственно обязанность по изготовлению кадастрового плана возложена на собственника (правообладателя) земельного участка.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка по указанному адресу земельный участок находился в собственности города Москвы, то и обязанность по постановке участка кадастровый учет в силу закона возложена на Правительство Москвы в лице его специально уполномоченного органа - Департамент земельных ресурсов.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления, в том числе юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 8 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя) на основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности, и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Как было установлено судом, 19.10.2007 г. заявитель подал в Департамент заявление N 12-0999 с просьбой обеспечить изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и утвердить проекты их границ. Однако проект границ испрашиваемых заявителем в аренду земельных участков не был утвержден в месячный срок ответчиком.
Поскольку в установленный срок заявление МГОАО "Промжелдортранс" рассмотрено не было, суд, оценив доводы Департамента, признал отказ в оформлении договоров аренды незаконным и обязал ответчика изготовить кадастровые планы земельных участков, на которых размещены объекты недвижимости истца и направить в его адрес проекты договоров аренды указанных земельных участков.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению принятого по делу судебного акта. Выводы суда относительно незаконности действий Департамента соответствуют представленным доказательствам и требованиям закона.
Ссылка в жалобе на то, что в срок, установленный судом не представляется возможным изготовить кадастровые планы (карты) земельных участков, не может служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку заявитель жалобы вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2009 г. по делу N А40-13546/07-92-147 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Л.В. Бусарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.