г. Москва |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А41-56304/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Сорокина Б.В. по дов. N 041 от 15.08.2014
от ответчика (заинтересованного лица) - не явился, извещен.
рассмотрев 02 июля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы ОАО "Тучковский" и ЗАО "Земельное общество "Тучковское"
на решение от 05 декабря 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 18 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.
по заявлению ЗАО "Земельное общество "Тучковское" (ОГРН 1035011660584), ОАО "Тучковский" (ОГРН 1045011653686)
к администрации Рузского муниципального района Московской области
о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Земельное общество "Тучковское", ОАО "Тучковский" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Рузского муниципального района Московской области о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий администрации Рузского муниципального района Московской области по осуществлению выездной внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля по установлению земель ЗАО "ЗО "Тучковское", ОАО "Тучковский", фактически неиспользуемых в сельскохозяйственном обороте, земель, заросших борщевиком, древесно-кустарниковой растительностью, либо находящихся на труднодоступных или заболоченных территориях общей площадью ориентировочно 56 га, занятых лесными массивами - 940 га, и зафиксированных в абзацах 2 и 3 акта осмотра земельных участков ОАО "Тучковский", ЗАО "ЗО "Тучковское" на предмет их фактического использования в сельскохозяйственном обороте от 03.06.2014 и повторно от 11.06.2014.
Решением Арбитражный суд Московской области от 05 декабря 2014 года оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общества обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить. В обоснование приводят доводы о том, что оспариваемые действия по проверке земельных участков Заявителей на предмет их фактического использования были осуществлены администрацией в рамках муниципального земельного контроля; требования ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении оспариваемых действий администрацией не соблюдены; оспариваемые действия по проверке земельных участков влекут за собой нарушение прав и законных интересов заявителей поскольку: результаты данной проверки являются основанием для привлечения заявителей к административной ответственности на основании статьи 8.8 КоАП РФ; результаты данной проверки являются основанием для принудительного изъятия земельных участков заявителей.
В судебном заседании представитель обществ доводы и требования кассационных жалоб поддерживал и просил их удовлетворить. Представитель администрации возражал против удовлетворения кассационных жалоб по мотивам изложенным в отзыве и в дополнении к нему.
Обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва к ним, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителям на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19, 50:19:0000000:30, 50:19:0000000:9.
В частности, ЗАО "ЗО "Тучковское" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19, общей площадью 21 341 000 кв. м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, земли СПК "Совхоз Тучковский";
- земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:30, общей площадью 6 770 000 кв. м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, земли СПК "Совхоз Тучковский".
ОАО "Тучковский" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9, общей площадью 11 970 000 кв. м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир СПК "Совхоз Тучковский", почтовый адрес ориентира: Московская область, Рузский район.
На основании протокола совещания у заместителя председателя Правительства Московской области от 14.05.2014 распоряжением администрации Рузского муниципального района Московской области от 26.05.2014 N 35-р была создана рабочая группа по осмотру участков предприятий, входящих в агрохолдинг "Русское молоко", в соответствии с которым создавалась рабочая группа и утвержден план (график) осмотра земельных участков.
В соответствии с графиком осмотра земельных участков на 03.06.2014 был запланирован осмотр земельных участков ОАО "Тучковский" и ЗАО "ЗО "Тучковское". Затем, в связи с неявкой представителя агрохолдинга "Русское молоко" осмотр был перенесен на 11.06.2014.
Данный осмотр, исходя из содержания протокола совещания от 14.05.2014, должен был быть проведен в целях выявления земельных участков, в отношении которых отсутствует спор по земле и в целях согласования администрацией Рузского муниципального района Московской области схемы расположения этих земель.
03.06.2014 года и 11.06.2014 в исполнение данного распоряжения и протокола совещания от 14.05.2014 был проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19, 50:19:0000000:30, 50:19:0000000:9, по результатам которых составлен акт осмотра земельных участков ОАО "Тучковский", ЗАО ЗО "Тучковское" на предмет их фактического использования в сельскохозяйственном обороте.
Из абзацев 2 и 3 акта осмотра следует, что в результате осмотра установлено, что на некоторых контурах признаки сельскохозяйственного производства отсутствуют, часть земель фактически не используется в сельскохозяйственном обороте, заросла борщевиком, древесно-кустарниковой растительностью, либо находятся на труднодоступных или заболоченных территориях, общая площадь таких участков составляет ориентировочно 56 га, 940 га занята лесными массивами.
Посчитав свои права нарушенными, общества обратились с заявленными требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), Земельного кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии доказательств нарушения требований действующего законодательства при проведении проверочных мероприятий.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии пунктом 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с действующим законодательством к ненормативным муниципальным правовым актам относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В свою очередь, муниципальный контроль согласно пункту 4 статьи 2 Закона - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Согласно статье 10 Закона 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Выездная внеплановая проверка в рамках осуществления муниципального земельного контроля проводится на предмет соблюдения землепользователем требований земельного законодательства и муниципальных правовых актов при условии истечения срока ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения либо при поступлении в уполномоченные органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы или причинения вреда охраняемым законом правам и объектам, распорядительного акта государственных органов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Тучковский" и ЗАО "Земельное общество "Тучковское", являющимся частью единого агрохолдинга "Русское молоко", на праве собственности принадлежат земельные участки N N 50:19:0000000:19, 50:19:0000000:30, 50:19:0000000:9.соответственно.
Вместе с тем, между администрацией и обществами имеется спор о местонахождении границ указанного выше участка.
В целях внесудебного урегулирования спора по границам 14 мая 2014 года в Правительстве Московской области состоялось совещание с участием руководителей администрации и агрохолдинга "Русское молоко", по результатам был составлен протокол, согласно которому указанные лица для урегулирования спора по границам земельных участков согласились осуществить следующие мероприятия: обозначить и согласовать земли агрохолдинга, в отношении которых между администрацией и агрохолдингом нет споров; рассмотреть земли агрохолдинга на предмет выявления земель, не используемых по целевому назначению, и рассмотреть вопрос о возможности из передачи в ведение администрации; согласовать перечень земель, в отношении которых агрохолдинг отказывается от своих правопритязаний и признает существующие права физических лиц на данную территорию; агрохолдингу - предоставить в администрацию и Правительство Московской области координаты земель районного фонда перераспределения неразграниченных земель) в Рузском районе.
Для реализации перечисленных выше мероприятий, администрацией был утвержден состав рабочей группы (распоряжение от 26 мая 2014 года N 35-р ) целью которой являлся совместный осмотр участков агрохолдинга. В состав указанной группы согласно распоряжению входили представители администрации, агрохолдинга, сельского поселения, в границах которого находятся подлежащие осмотру участки, и привлеченный специалист из МАУ "Многофункциональный геоцентр".
Иных доказательств существования оснований для проведения внеплановых выездных проверок ОАО "Тучковский" и ЗАО "Земельное общество "Тучковское", в соответствии с Законом N 294-ФЗ, в материалы дела не представлено.
Что же касается иных доводов кассационных жалоб, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2015 года по делу А41-56304/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.