Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минздрава РФ
от 9 января 2001 г. N 4
Отраслевая программа
развития сестринского дела в Российской Федерации
Паспорт отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации
Наименование Программы |
Развитие сестринского дела в Российской Федерации
|
Основание для разработки Программы |
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387, приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1997 года N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации"
|
Заказчик Программы |
Министерство здравоохранения Российской Федерации
|
Основные разработчики Программы |
Mиниcтepcтвo здравоохранения Российской Федерации, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова Минздрава России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
|
Цель и задачи Программы |
Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению: - совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы для совершенствования организации работы сестринского персонала; - совершенствование системы подготовки и эффективного использования сестринских кадров; - совершенствование системы управления сестринским персоналом; - развитие новых организационных форм и технологий оказания медицинской помощи сестринским персоналом; - обеспечение развития научных исследований в сестринском деле; - повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала; - обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела; - содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию в области
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2001 - 2005 гг: первый этап - 2001 - 2002 гг включает создание нормативной правовой, материально-технической и организационной базы; второй этап - 2003 - 2005 гг включает реализацию экономически эффективных форм и методов работы сестринского персонала
|
Перечень основных разделов Программы |
- нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности; - основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала; - развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела; - развитие научных исследований в сестринском деле; - информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью; - развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию), Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
|
Источники финансирования Программы |
Средства федерального бюджета, внебюджетные средства и другие источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации
|
Ожидаемые конечные результаты |
Повышение медицинской и экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений, исходя из показателей эффективности и качества работы сестринского персонала
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Минздравом России. Координацию выполнения программных мероприятий осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств |
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.
Сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.
Сестринский персонал - это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям Сестринское, Акушерское, Лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи.
ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:
разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;
создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;
обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.
На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранении и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.
В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально-приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению.
Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.
Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.
Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:
- развитием первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;
- реструктуризацией лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;
- расширением объемов помощи на дому;
- увеличением реабилитационных мероприятий;
- формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;
- внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.
Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров.
Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др.
Решением Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 1999 года "О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации", отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности "сестринское дело", разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения комплексных научных исследований в сестринском деле.
В соответствии с решениями Министерства здравоохранения Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико-санитарную и медико-социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала.
Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Реальная кадровая диспозиция "сестринский персонал - врачи" сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:
- увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;
- принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.
Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.
Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом.
Более 20 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров - руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, остается не решенной проблема с их трудоустройством. В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности "сестринское дело".
Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
В реформировании сестринского дела возможно использование международного опыта. Однако, очевидна бесперспективность его использования без проведения глубокого анализа, необходимой коррекции и адаптации к социально-экономическим условиям нашей страны, а также сложившимся традициям, которые могут оказывать сдерживающее влияние на успешность реформирования сестринского дела.
Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:
- совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;
- совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы;
- совершенствование управления сестринской деятельностью;
- информационное обеспечение организации сестринского дела.
Актуальность проблемы, необходимость реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой Программы развития сестринского дела в Российской Федерации.
Приоритетами данной Программы являются:
- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;
- повышение уровня квалификации сестринского персонала;
- формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего самостоятельностью;
- деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения.
Достижение приоритетов Программы осуществляется:
- разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела;
- совершенствованием системы профессиональной подготовки сестринского персонала;
- использованием современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико-социальной помощи, профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью;
- информационным, научно-методическим и материально-техническим обеспечением сестринской деятельности.
Предполагается последовательное и постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе здравоохранения.
Цель и задачи Отраслевой программы
Программа ставит целью формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.
Достижение цели Отраслевой программы предполагает решение ряда задач:
- совершенствование нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы для реформирования сестринского дела;
- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;
- содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;
- совершенствование системы управления сестринской деятельностью;
- развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;
- повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;
- обеспечение качества сестринской деятельности;
- обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;
- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;
- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;
- содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.
Основные направления реализации Отраслевой программы
1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности
Предусматривается совершенствование правовых основ организации сестринской деятельности. Предполагается подготовка пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих сестринскую деятельность в лечебно-профилактических учреждениях, а также учреждениях медико-социальной помощи, разработка документов, определяющих организационную структуру, формы, объем и характер сестринской деятельности.
Требуется осуществить комплекс мероприятий по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской деятельности лечебно-профилактических учреждений, их апробации и дальнейшего внедрения в практику в субъектах Российской Федерации, разработать методические рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую документацию наблюдения за пациентом.
Предполагается разработка:
методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно-профилактических учреждений;
предложений по методике оплаты труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской деятельности;
отраслевых нормативных правовых актов по охране труда в учреждениях здравоохранения.
2. Основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала
Исходя из роли сестринской деятельности в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей Программой предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием регионального и международного опыта развития и совершенствования сестринского дела:
разработка модели деятельности специалистов сестринского дела с учетом реструктуризации стационарной помощи, расширения амбулаторно-поликлинической сети с поэтапным переходом к общей врачебной (семейной) практике и изменения соотношения врачей и сестринского персонала в сторону увеличения последних;
разработка модели деятельности специалистов сестринского дела медико-социальных отделений, включая специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело";
разработка перечня должностей для специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело" для учреждений здравоохранения;
переход к 3-х степенной системе обслуживания в больничных учреждениях и введение в штатное расписание должности младшей медицинской сестры по уходу.
Предполагается разработка сестринских программ по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний: артериальной гипертонии, пульмонологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, аллергических заболеваний, а также заболеваний, передающихся половым путем и др. для использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах;
пересмотр Положения о специалисте сестринского дела фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) с учетом современных условий;
поэтапное проведение аттестации рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности.
3. Развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела
Предусматривается комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров, а также совершенствование кадровой политики в области сестринского дела, с учетом реформирования системы здравоохранения.
Предполагается развитие профессиональной подготовки и повышения квалификации сестринских кадров с учетом реструктуризации отрасли, в том числе перехода к общей врачебной (семейной) практике.
Предусматривается продолжить разработку методической документации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;
обеспечение учебно-методической литературой средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;
разработка программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебно-профилактических учреждений по обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела;
формирование целевого заказа на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для обеспечения средних учебных заведений педагогическими кадрами;
разработка программ по организации повышения квалификации и переподготовки руководителей и преподавателей медицинских образовательных учреждений.
Предполагается формирование банка унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации сестринского персонала, разработка рекомендаций по созданию в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.
4. Развитие научных исследований в сестринском деле
Предусматривается обеспечение реализации программы научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001 - 2005 годы.
Предполагается разработка новых и усовершенствование существующих технологий полготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело".
Планируется обеспечение регулярного проведения научно-практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела.
Научное сопровождение реализации Программы будет способствовать ускорению процесса реформирования сестринского дела.
5. Информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью
Необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения.
Планируется создание информационных систем и расширение коммуникативных связей в сестринском деле.
Предусматривается разработка и поэтапное внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ), что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечит контроль качества медицинской помощи, предоставляемой сестринским персоналом.
6. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов
Предусматривается разработка и заключение соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер России, а также развитие сотрудничества Межрегиональной и региональных сестринских ассоциаций с международными ассоциациями и профессиональными объединениями в области сестринского дела.
Ресурсное обеспечение Отраслевой программы
Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Механизм реализации Отраслевой программы, организация и контроль за ее исполнением
Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляется в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
Реализация Отраслевой программы определяется планом мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей указанных мероприятий.
Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.
Управление и контроль за ходом реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Координацию работ по реализации Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу.
Ожидаемые конечные результаты реализации Отраслевой программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой Программой развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит:
- укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;
- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела
- удовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;
- рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы;
- провести реструктуризацию учреждений здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи. Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит осуществить переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.