г. Москва |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А40-54656/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "БеттаГрант" - Воробьевой Е.Е., доверенность б/н от 15.06.2015 г.,
от заинтересованного лица (ответчика) - Департамента городского имущества города Москвы - Важиной А.Н., доверенность N 33-Д-957/14 от 30.12.2014 г.,
рассмотрев 01 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (заинтересованного лица)
на постановление от 11 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поповым В.И., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-54656/2014 Арбитражного суда города Москвы
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БеттаГрант" (ОГРН.1025004067571)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН.1037739510423)
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БеттаГрант" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконными отказов от 27.12.2013 N 33-5-38941/13-(0)-1 в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка и от 27.01.2014 N ДГИ-1-148015/13-1 в формировании земельного участка, а также об обязании департамента выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Авиационная, д. 66, на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2014 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ненормативные правовые акты департамента правомерны и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявитель не представил надлежащих документов, согласно которым общество может представлять интересы собственников помещений многоквартирного дома, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2015 года решение суда первой инстанции отменено, требования заявителя удовлетворены.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, департамент обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил указанный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы департамент указывает, что решение о формировании земельного участка в габаритах здания или в соответствии с проектом межевания жилого квартала подлежит принятию собственниками помещений многоквартирного дома.
Заявитель отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель департамента поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт апелляционной инстанции как незаконный и необоснованный.
Представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить обжалуемое постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником нежилых помещений общей площадью 7 430 кв. м и 3 754 кв. м, которые входят в состав многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Авиационная, д. 66.
19.12.2013 общество обратилось в департамент через службу "одного окна" с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории; формировании земельного участка многоквартирного дома в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Авиационная, д. 66.
27.12.2013 и 27.01.2014 Департаментом были изданы отказы (N 33-5-38941/13-(0)-1 и N ДГИ-1-148015/13-1 соответственно) в оказании данной услуги в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории жилого квартала, включающего многоквартирный жилой дом по адресу: г. Москва, ул. Авиационная, д. 66, что земельный участок под многоквартирным домом по адресу: ул. Авиационная, д.66 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 77:08:0009001:24.
Общество, полагая указанные отказы незаконными, нарушающим права и законные интересы общества, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в городе Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории города Москвы, в том числе правила землепользования и застройки территории города Москвы (п. 1.4 постановления Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП).
Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова").
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории по заявлению любого заинтересованного лица, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
При этом апелляционным судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 4.3. Постановления Конституционного Суда от 28.05.2010 N 12-П положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или "органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В соответствии с пунктом 4 указанного выше Постановления, признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территории квартала.
Поскольку проект межевания территории квартала, в котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Авиационная, вл. 66, до настоящего момента не утвержден, формирование земельного участка возможно как после утверждения такого проекта в соответствии с действующими нормативами определения площади земельного участка, так и в пятне застройки.
Поскольку каждый из вариантов формирования земельного участка предполагает различный объем прав и ответственности собственников помещений в многоквартирном доме, суд первой инстанции правомерно указал, что во избежание нарушения прав и законных интересов таких лиц необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с целью принятия решения относительно выбора одного из двух существующих способов формирования границ земельного участка под многоквартирным домом.
Таким образом, суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, что оспариваемые отказ департамента от 27.12.2014 N 33-5-38941/13-(0)-1 в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, а также письмо департамента городского имущества г. Москвы от 27.01.2014 N ДГИ-1-148015/13-1 по вопросу формирования земельного участка соответствуют законодательству и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и пришел к обоснованному об отсутствии оснований признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствует.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда отсутствовали основания к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований, в связи с чем постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 5 ч. 1 ст. 287, п. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2015 года по делу N А40-54656/2014 Арбитражного суда города Москвы - отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2014 года по настоящему делу - оставить в силе.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова").
...
В соответствии с п. 4.3. Постановления Конституционного Суда от 28.05.2010 N 12-П положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июля 2015 г. N Ф05-6530/15 по делу N А40-54656/2014