Федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации", утверждена постановлением Правительства РФ от 17 июля 2001 г. N 540
Несмотря на недостаточное финансирование, удалось сохранить потенциал медицинской науки. За последние годы российскими учеными разработаны новые технологии диагностики и лечения онкологических болезней, хирургической патологии с использованием плазменных потоков, ультразвукового и лазерного излучений, фотодинамической терапии. Активно ведутся работы по использованию и лечению ряда тяжелых болезней с помощью генноинженерных технологий.
В тоже время крайне медленно решаются проблемы внедрения современных медицинских технологий в клиническую практику.
Активная работа проводится по совершенствованию медицинского и фармацевтического образования в стране. Разрабатываются и внедряются государственные образовательные стандарты. Открыты факультеты по подготовке специалистов (управление здравоохранением, медицинская сестра с высшем образованием, медицинский психолог, врач общей практики и др.). Разработана и реализуется отраслевая программа "Развитие сестринского дела в Российской Федерации".
Продолжается разработка основополагающих федеральных актов, определяющих принципы деятельности здравоохранения. За прошедшее десятилетие принято более 30 законов по вопросам здравоохранения и охраны здоровья населения.
Министерство здравоохранения Российской Федерации держит на постоянном контроле вопросы реализации "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации". За 1999-2000 гг. состоялось 39 заседаний Коллегий Минздрава России, на которых был рассмотрен 61 вопрос по актуальным проблемам здравоохранения и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения России.
Вместе с тем, ряд мероприятий по реализации Концепции не выполнен в том объеме, в котором были запланированы, а некоторые из них полностью не решены, и связано это не только с рядом социально-экономических условий, но и с недостаточной организационной работой Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день речь идет не просто о реформе отрасли. Мы слишком увлеклись реформированием бывшего советского здравоохранения. Невозможно добиться успехов не создав единых принципов управления отраслью в стране, не введя новых организационных и правовых форм организаций здравоохранения.
В настоящее время основными проблемами стоящими перед отраслью являются высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. В период 1990 - 1994 гг. смертность населения увеличилась на 40%, а в трудоспособном возрасте на 59%. С 1995 г. намечалась тенденция к улучшению этих показателей, но позитивные изменения были минимальные и в 1999 - 2000 гг. ситуация вновь заметно обострилась.
Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения (1 млн. 220 тыс. умерших в 2000 г.) несчастные случаи, отравления и травмы (свыше 310 тыс. погибших), новообразования (свыше 290 тыс. умерших в 2000 г.).
Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней (в том числе и от туберкулеза), болезней органов дыхания (в том числе от гриппа, ОРЗ и пневмонии).
Ежегодно в стране регистрируется 155 - 185 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. с впервые установленным диагнозом. За последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос на 9%.
Крайне неблагоприятная ситуация складывается с болезнями системы кровообращения. В 1999 г. число больных составило 19,2 млн., достигнув уровня 16700 больных в расчете на 100 тыс. жителей.
В течение последних 5 лет ежегодно заболевают раком более 400 тыс. человек. В настоящее время на учете в онкологической службе находится около 2 млн. больных.
Озабоченность вызывает нарастание заболеваемости сахарным диабетом. В 2000 г. зарегистрировано более 2 млн. больных сахарным диабетом. Сахарный диабет является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений.
Сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка с заболеваниями передаваемыми половым путем. Интенсивный показатель заболеваемости сифилисом увеличился с 4,3 случая на 100 тыс. населения в 1990 г. до 156,2 случаев на 100 тыс. населения в 2000 г., то есть в 36 раз.
В настоящее время проблема алкоголизма и наркомании представляет собой серьезную угрозу населению России. Только за последние десять лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раза. Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства, индикатором распространенности которой является увеличение алкогольных психозов. Данный показатель по сравнению 1991 г. увеличился в 3 раза.
В 2000 г. эпидемиологическая обстановка по туберкулезу у взрослых продолжала ухудшаться и несколько стабилизировалась у детей. В целом ситуацию следует оценить как напряженную.
Значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Вирус иммунодефицита человека, попав в среду потребителей наркотиков, продолжает стремительно распространятся, возрастает число детей, рожденных матерями наркоманками. В 2000 г. выявлено 46438 случаев этой инфекции, что в 2, 9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 1999 г.
На протяжении всего десятилетия продолжало ухудшаться здоровье женщин и детей, обусловленное сложившейся обстановкой в стране. Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации.
Так современные параметры рождаемости в России меньше требуемого для положительного прироста населения почти в два раза, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За последние 3 года увеличилось число женщин страдающих анемией до 40%, болезнями почек до 16,8%, системы кровообращения до 9%, поздним токсикозом до 19,4%. Резко сократилось число нормальных родов, удельный вес которых в 1999 г. составил 31%.
Вместе с тем необходимо отметить, что полученные в 2000 г. показатели младенческой смертности - 15,3 на 1000 родившихся живыми и материнская смертность 44,0 на 100 тыс. - являются самыми низкими за всю историю России.
Крайне медленно осуществляется реформирование организации медицинской помощи. Реструктуризация стационарной помощи неоправданно затянулась. Несмотря на внедрение новых медицинских технологий, средняя длительность пребывания больного на койке составляет 16 дней. В Таймырском, Эвенкийском автономных округах, в Костромской области средние сроки нахождения больных в стационаре превышают 20 дней. Обеспеченность населения койками составляет 108,2 на 10000 населения, значительно выше среднереспубликанского обеспеченность койками в Кировской (146,0), Ивановской (138,3), Тверской (134,5) областях.
См. Отраслевую программу "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003 - 2008 годы)", утвержденную приказом Минздрава РФ от 27 марта 2002 г. N 98
В целом по стране за 10 лет удалось уменьшить количество коек на 20,5%., но в Республике Калмыкия, Ханты-Мансийском, Корякском, Чукотском автономных округах койки по прежнему простаивают более 3-х месяцев в год.
В тоже время задания Концепции развития здравоохранения и медицинской науки по реформированию амбулаторно-поликлинической помощи выполнено не полностью. В системе здравоохранения создано всего 2000 врачебных практик, образовано 4591 дневных стационаров на 48 тыс. коек, в которых пролечено в 2000 г. более 2 млн. человек.
Недостаточно внимания уделялось повышению уровня медицинской помощи сельскому населению.
Практически не осуществляются мероприятия по развитию скорой помощи.
В течение 3-х лет оказание медицинской помощи населению осуществляется в рамках Программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Впервые в 2000 г. во всех субъектах Российской Федерации были приняты территориальные Программы госгарантий. На 2001 г. 41 субъект Российской Федерации утвердил бездефицитные территориальные Программы. Дефицит финансовых средств в 1999 г. в среднем по стране составлял 32%, а в 2000 г. он стал 24%. В 2001 г. по прогнозу может составить 14%.
Характерный для 80-90-х годов механизм бюджетного финансирования отрасли оказался малоэффективным при проведении социально-экономических реформ.
Введение системы обязательно медицинского страхования, несомненно, оказала позитивное, стабилизирующее влияние на финансирование отрасли в кризисный период. В первые годы введения ОМС объем финансирования составлял 24% от всего финансирования здравоохранения; в 2000 г. этот объем составил 38%, что в денежном выражении составляет 65,9 млрд. рублей. Одним из негативных моментов является непоступление средств на неработающее население.
Финансирование из федерального бюджета постоянно увеличиваются. С 1999 г. по 2001 г. рост составил 68%. Средства в первую очередь направляются на финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи.
Совместными усилиями Минздрава России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось осуществить комплекс мер по развитию материальной базы. Открыты новые диагностические центры в Республиках Дагестан, Татарстан, Иркутской и Брянской областях, а для детей организованы центры в Санкт-Петербурге, Краснодарском и Хабаровском краях, Нижегородской и Липецкой областях.
Одним из самых сложно решаемых вопросов за прошедшее десятилетие остается лекарственное обеспечение населения Российской Федерации. Постоянная работа Минздрава России, в сфере обеспечения медикаментами населения страны, позволила за последние 2 года стабилизировать ситуацию.
В соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" разработаны и утверждены новые "Правила регистрации лекарственных средств", которые устанавливают единые унифицированные требования при регистрации отечественных и зарубежных лекарств, порядок и сроки ее проведения.
Утверждена Концепция "Развития системы лекарственного обеспечения здравоохранения и населения Российской Федерации".
Восстановлены государственные органы управления аптечными организациями.
Во всех субъектах Российской Федерации созданы и аккредитованы контрольно-аналитические лаборатории, которые являются серьезным препятствием для проникновения некачественных лекарств на фармацевтический рынок страны.
Издан формулярный справочник лекарственных препаратов, упорядочена система регистрации медикаментов в Российской Федерации. В настоящее время зарегистрировано свыше 13 600 наименований лекарственных средств.
С 2000 г. функционирует мониторинг цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.
Возросло насыщение рынка отечественными препаратами, которые занимают свыше 45% всего объема реализуемых препаратов.
Организована работа по сертификации предприятий выпускающих фармацевтическую продукцию.
Во многих территориях страны введена система персонифицированного учета и отпуска лекарственных средств на льготных условиях с использованием пластиковых карт (наиболее эффективно функционирует система льготного лекарственного обеспечения в Республике Коми, Новгородской, Кировской, Свердловской областях). Однако недостаточное бюджетное финансирование в большинстве субъектов Российской Федерации не позволяет обеспечить социально незащищенную часть населения медикаментами.
Достижение стратегических целей государственной политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня управляемости системы здравоохранения. В целях реализации Концепции Министерством здравоохранения образован Совет по региональной политике, введен институт представителей Минздрава России в Федеральных округах, создаются окружные координационные советы по здравоохранению, проведена реорганизация Министерства здравоохранения направленная на приведение структуры в соответствие с целями и задачами возложенными Правительством на Министерство.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в рамках Концепции, проделана большая работа по сохранению доступности и объемов медицинской помощи оказываемой населению.
В тоже время при значительном объеме выполненной работы и финансовых вложений в здравоохранение должной отдачи не получено, осуществленные мероприятия не оказали действенного влияния на показатели здоровья населения. Реформирование отрасли недопустимо затянулось. Подобное положение дел настоятельно требует изменения основных направлений и подходов к дальнейшему развитию здравоохранения страны.
Коллегия решила:
1. Считать необходимым продолжить формирование системы здравоохранения в рамках Постановления Правительства от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и определить следующие приоритетные задачи на период до 2010 г.:
- снижение уровня преждевременной смертности (от сердечно-сосудистых заболеваний, от несчастных случаев, травм, отравлений, от злокачественных новообразований);
- борьба с заболеваниями имеющие особую значимость в связи с демографической ситуацией в стране (заболевания угрожающие репродуктивному здоровью матери и новорожденных, болезни старческого возраста и пожилых людей);
- борьба с заболеваниями представляющими особую угрозу для здоровья нации в целом (туберкулез, СПИД\ВИЧ, наркомания, алкоголизм, заболевания, передаваемые половым путем);
- формирование реального механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения;
- развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здоровья здорового человека;
- содействие расширению понимания населением ценности здоровья и воплощение этого в соответствующее поведение население страны;
- всемерное развитие медицинской науки и передовых медицинских технологий, развитие информационных технологий;
- обеспечение потребности населения в лекарственных средствах и медицинских изделиях;
- формирование системы медико-социального страхования;
- определение ценовой политики в области рынка медицинских услуг;
- введение системы страхования профессиональной ответственности и повышение социальной защищенности медицинских работников;
- формирование системы медицинской реабилитации и развитие санаторно-курортных видов лечения;
расширение организационно-правовых форм организаций здравоохранения и оптимизация номенклатуры медицинских специальностей.
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2001 - 2005 гг. и на период до 2010 г. (Приложение).
3. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в срок до 1 июля 2001 г. проанализировать ход выполнения Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, разработать и утвердить территориальные планы мероприятий по развитию здравоохранения на 2001 - 2005 гг. и на период до 2010 г.
4. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председатель Коллегии, |
Ю.Л.Шевченко |
Секретарь Коллегии |
А.В.Веремеенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года" (Протокол N 6)
Текст решения официально опубликован не был