г. Москва |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А40-26662/13-65-94 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Плюшкова Д.И.,
судей Дегтяревой.Н.В, Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца - Степанов Н.К. доверенность от 10.01.2014 N 22, Зиновьев М.А. доверенность от 10.01.2014 г., Соболев Г.В. доверенность от 10.01.2014 г.
от ответчика - Кузнецов П.И. доверенность от 15.01.2013 г. N 1д-39
рассмотрев 17 февраля 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "МОЭСК"
на решение от 30 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Иканиным Д.В.,
на постановление от 16 октября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левченко Н.И., Валиевым В.Р., Расторгуевым Е.Б.
по иску ОАО "Энерготранзит" (г. Москва ОГРН 1097746557072)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов
к ОАО "МОЭСК" (Москва ОГРН 1057746555811),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготранзит" (далее - ООО "Энерготранзит", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК", ответчик) о взыскании 37 672 922 руб. 08 коп. неосновательного обогащения и 1 433 140 руб. 74 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в размере.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2013 года исковые требования удовлетворены.
При этом суд исходил из подтвержденности материалами дела возникновения у ответчика неосновательного сбережения за счет денежных средств (имущества) истца.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, ОАО "МОЭСК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы полагает, что материалами дела не подтвержден факт наличия у истца на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектов электросетевого хозяйства, а также факт надлежащего технологического присоединения потребителей к сетям ООО "Энерготранзит".
Кроме того, ответчик указывает на то, что, поскольку точки поставки электрической энергии расположены на границе сетей ОАО "МОЭСК", услуги по передаче электроэнергии в отношении потребителей не могли быть оказаны по схеме, предложенной истцом.
В этой связи ОАО "МОЭСК" в своей жалобе обращает внимание кассационной инстанции на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Истец в отзыве на кассационную жалобу просит суд оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, в период с 01.01.2011 по 30.04.2011 на основании договора аренды объектов электросетевого хозяйства от 01.10.2009 N ЛЦК-2-091001 истец владел объектами электросетевого хозяйства, расположенными по адресу г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 61. Арендуемые истцом объекты электросетевого хозяйства технологически присоединены к энергопринимающим устройствам ОАО "Логистический центр "Кунцево".
По договору от 11.01.2010 N 01/10 ООО "Энерготранзит" были приобретены в собственность объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 87-89. Указанные объекты электросетевого хозяйства технологически присоединены к энергопринимающим устройствам ООО "К.П.Ф. Консенсу".
По договору купли-продажи объектов электросетевого хозяйства от 01.01.2011 N КП-01 ООО "Энерготранзит" приобрело в собственность объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Нежинская, д. 1, корп. 1, 2, 3, 4. Указанные объекты электросетевого хозяйства технологически присоединены к энергопринимающим устройствам ТСЖ "Кутузовская Ривьера".
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что в течение 2011 года на основании договоров энергоснабжения ОАО "Мосэнергосбыт" поставляло электрическую энергию своим конечным потребителям - ОАО "Логистический центр "Кунцево" (январь - апрель 2011 года), ООО "К.П.Ф. "Консенсус" (январь - декабрь 2011 года) и ТСЖ "Кутузовская Ривьера" (январь - декабрь 2011 года). При этом электроэнергия передавалась конечным потребителям по электрическим сетям ОАО "МОЭСК" и ООО "Энерготранзит" как сетевых организаций.
Таким образом, как установлено судом первой и апелляционной инстанций, в отсутствие соответствующего договора, в указанные периоды времени были использованы услуги ООО "Энерготранзит", как сетевой организации, для передачи электроэнергии потребителям.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 4 названных Правил потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Согласно пункту 8 указанных Правил в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы (далее - РЭК г. Москвы) от 30.12.2010 N 295 определено, что ОАО "МОЭСК" является головной сетевой компанией, осуществляющей взаиморасчеты с электросетевыми и энергоснабжающими организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии потребителям города Москвы в 2011году.
Пунктом 12 приложения к указанному постановлению для ООО "Энерготранзит" как сетевой организации был установлен индивидуальный двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевой организацией (ООО "Энерготранзит") и головной электросетевой компанией (ОАО "МОЭСК"), включающий в себя стоимость содержания электрических сетей и стоимость технологического расхода (потерь). Указанные тарифы введены в действие с 01.01.2011.
РЭК г. Москвы 30.12.2010 вынесла постановление N 299 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые электросетевыми (энергоснабжающими) организациями потребителям города Москвы в 2011 году". Указанные тарифы введены в действие с 01.01.2011.
Котловые тарифы на 2011 год были установлены непосредственно после установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с головной электросетевой компанией в 2011 году, то есть с их учетом.
Таким образом, как установлено судом первой и апелляционной инстанций, в 2011 году в городе Москве применялась "котловая" тарифная модель расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребителям.
Согласно пункту 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 (далее - Информационное письмо N ЕЯ-5133/12) разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 (далее - Методические указания), которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Указанные изменения и дополнения утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/б, согласно которому во всех субъектах Российской Федерации с 2008 года должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии.
При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки обеспечивается перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
Согласно Информационному письму N ЕЯ-5133/12 все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимая валовая выручка, то есть все затраты, необходимые для осуществления деятельности по передаче электрической энергии в период регулирования, всех сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской федерации.
Согласно пункту 10 Методических указаний регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, включает, в том числе стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, в тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, включена стоимость услуг по передаче единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Исходя из положений приведенных выше нормативно-правовых актов, судом первой и апелляционной инстанций установлено, что при применении "котлового метода" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги.
Денежные средства, получаемые от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за передачу электрической энергии, должны аккумулироваться у сетевой организации, на которую возложены соответствующие функции с последующей передачей части полученных средств нижестоящим сетевым организациям по установленным для них индивидуальным тарифам.
"Котловой" тариф учитывает расходы всех сетевых организаций. По указанному тарифу осуществляются расчеты только между гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями) и организацией, на которую возложены указанные выше функции по аккумулированию денежных средств за передачу электрической энергии. Расчеты между данной организацией ("держателем котла") и иными сетевыми организациями осуществляются по установленным для них индивидуальным тарифам.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что в цену электроэнергии, поставляемой ОАО "Мосэнергосбыт" конечным потребителям в 2011 году, включена стоимость услуг истца по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим истцу.
В спорный период (январь - декабрь 2011 года) передача ответчиком электрической энергии конечным потребителям осуществлялась с использованием участка электрических сетей, принадлежащих истцу, для которого регулирующим органом установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно "котловой" тарифной модели расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребителям, установленной в постановлении РЭК г. Москвы N 299 от 30.12.2010, ОАО "Мосэнергосбыт", как энергосбытовая организация, оплачивает услуги по единому "котловому" тарифу территориальной сетевой организации - ОАО "МОЭСК", которая обязана производить расчеты с сетевой организацией - ООО "Энерготранзит", участвующей в процессе передачи электроэнергии конечным потребителям.
В связи с изложенным, при отсутствии в материалах дела доказательств оплаты истцом ответчику оказанных последним услуг по передаче электрической энергии конечным потребителям через принадлежащие ООО "Энерготранзит" электрические сети, суд, с учетом положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "МОЭСК" неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере, расчет которых проверен судом первой и апелляционной инстанций и признан верным.
Довод заявителя жалобы о неподтвержденности материалами дела наличия у истца на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектов электросетевого хозяйства подлежит отклонению, поскольку данный довод опровергается приобщенными к материалам дела договором аренды объектов электросетевого хозяйства от 01.10.2009 N ЛЦК-2-091001, а также договорами купли-продажи объектов электросетевого хозяйства от 11.01.2010 N 01/10 и от 01.01.2011 N КП-01, которые в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Также подлежит отклонению и довод кассационной жалобы о том, что услуги по передаче электроэнергии в отношении потребителей не могли быть оказаны по предложенной истцом схеме, так как обстоятельство, на которое ссылается ответчик, противоречит данным, содержащимся в приобщенных к материалам дела актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Другие доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30 июля 2013 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 16 октября 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-26662/13-65-94 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Плюшков |
Судьи |
И.В. Чалбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.