г. Москва |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А41-45946/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Министерства имущественных отношений Московской области - Сапрыкина А.В., доверенность N ис-22061 от 24.12.2013 г.,
от заинтересованного лица - Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской - не явился, извещен,
от третьего лица - 1)Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево" - не явился, извещен,
2)Министерства культуры Московской области - не явился, извещен,
3)Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная психиатрическая больница N 5" - не явился, извещен,
4)Министерства культуры Российской Федерации - не явился, извещен,
рассмотрев 18 февраля 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области (заявителя)
на постановление от 12 ноября 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.
по делу N А41-45946/12 Арбитражного суда Московской области
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН.1025005245055)
к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (ОГРН.1035008354193)
об оспаривании бездействия,
третье лицо: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Министерство культуры Московской области, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московская областная психиатрическая больница N 5", Министерство культуры Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее-заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее-заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неутверждении и непредставлении в установленный срок схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 138999 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г Хотьково, Абрамцевское ш., д. 1; об обязании утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2013 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что органом местного самоуправление в нарушение требований земельного законодательства допущено незаконное бездействие по неутверждению и непредставлению в установленный срок схемы расположения на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка по месту нахождения объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2013 года решение суда первой инстанции отменено, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что схема расположения на кадастровом плане территории спорного земельного участка не согласована с Министерством культуры Московской области.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить ввиду нарушения апелляционным судом норм материального права и несоответствия выводов апелляционного суда имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает, что в материалы дела представлены доказательства согласования схемы расположения на кадастровом плане территории спорного земельного участка с Министерством культуры Московской области, отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не допускается в соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Заинтересованное лицо, третьи лица отзывы на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей заинтересованного лица, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта апелляционного суда, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене вследствие неправильного применения норм материального права и с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель является собственником ряда объектов недвижимости, расположенных на земельной участке, расположенном по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Абрамцевское ш., д. 1а. С целью оформления земельно-правовых отношений по обращению заявителя ООО "Инженерная Геодезия-Топография" (в настоящее время - ООО "Аршин") на основании государственного контракта осуществило выполнение кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета и обеспечения проведения кадастровых работ в отношении земельного участка от 04.07.2011 N 287.
Письмами от 21 ноября 2011 года и от 23 ноября 2011 года Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области для утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 27.12.2011 N 3834-К администрация отказала в утверждении схемы ввиду необходимости ее согласования с Министерством культуры Московской области, а также сообщила о необходимости представления каталога координат земельного участка.
26.04.2012 схема была согласована с Министерством культуры Московской области, о чем было сообщено Администрации письмом от 05.06.2012 N ИС-8579, в котором Министерство также проинформировало, что в соответствии с законодательством, для утверждения схемы предоставление каталога координат и иных геодезических данных земельного участка не требуется.
06.07.2012 заявителем было повторно направлено обращение в Администрацию N ИС-10227 с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ответ на данное обращение письмами от 12.07.2012 N 1798-К, от 30.07.2012 N 2175-К Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области повторно запросила каталог координат земельного участка, а также сообщила, что часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории памятника федерального значения - историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".
Считая, что Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области допускается незаконное бездействие, министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что согласно письму Министра культуры Правительства Московской области от 26.04.2012 (исх. N 16-1756/1-02-27) незначительная юго-западная часть участка между цифрами 41-53 в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположена в границах территории объекта культурного наследия, режим использования которой направлен на сохранение объекта культурного наследия и запрещает любое строительство.
Указом Президента РФ N 176 от 20.02.1995 года Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник "Абрамцево", расположенный в п. Абрамцево Сергиево-Посадского района отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно положениям статьи 35 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Согласно пункту 5 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Зоны охраны музея-заповедника "Абрамцево" утверждены решением Градостроительного совета при главном архитекторе Московской области от 16.10.1980 N 39 и решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 30.03.1983 N 499 "Об утверждении охранной зоны, зоны регулирования застройки и охраняемого ландшафта Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что сам по себе факт вхождения земельного участка в зону охраны музея не исключает его использования по назначению, а только ограничивает его использование с учетом особых условий. С учетом изложенного, отсутствуют основания полагать, что указание Министерством культуры Московской области на специальный режим использования территорий является отказом в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Вывод арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствует.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что суд апелляционной инстанции, отменяя судебный акт арбитражного суда первой инстанции и делая противоположный вывод, неправильно применил вышеназванные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и необоснованно указал на отсутствие согласования схемы расположения земельного участка с Министерством культуры Московской области, которое имеется в материалах дела и оценено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда отсутствовали основания к отмене решения суда первой инстанции и отказу в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286, п.5 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2013 года по делу N А41-45946/12 Арбитражного суда Московской области - отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2013 года по делу N А41-45946/12 - оставить в силе.
Председательствующий судья |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2014 г. N Ф05-212/14 по делу N А41-45946/2012