г. Москва |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А40-29086/13-6-276 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Калининой Н.С., Тихоновой В.К.
при участии в заседании:
от истца Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) - Столярова Т.В. дов. от 18.12.2013 N 33-Д-853-(0)-0
от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Арутюнян Б.С. дов. от 30.12.2013 N 22486\2013
от третьего лица ООО "Химическая чистка "Идеал" - не явился, извещен.
рассмотрев 13 февраля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 11 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Селеверстовой Н.Н.,
на постановление от 14 ноября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо ООО "Химическая чистка "Идеал"
о признании недействительным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), изложенного в письме от 28.11 2012 N 11/135/2012-269, в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды от 19.07.2007 N 01-00746/07 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Климашкина, д. 26 и обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды от 19.07.2007 N 01-00746/07 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Климашкина, д. 26.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2013 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2013 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы-без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент городского имущества г. Москвы подал кассационную жалобу. в которой просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2013 г. по основаниям неправильного применения норм материального права, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы Департамент указал, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сослались на п.9 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ " О защите конкуренции", согласно которому по истечении срока аренды договора аренды, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившем свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации при одновременном соблюдении следующих условий:
1)Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
2)минимальный срок, на который перезаключается договор аренды,должен составлять не менее, чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Положения п.9 ст.17.1 Закона "О защите конкуренции" направлены на установление объективной арендной платы в процессе заключения договора аренды на новый срок (дополнительного соглашения) посредством проведения новой оценки стоимости объекта.
Суды полагают, что Департаментом для регистрации дополнительного соглашения к договору не представлены документы, подтверждающие исполнение требования закона в части согласования арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта.
При этом судами не принято во внимание, что ООО "Химическая чистка "Идеал" относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ" О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"., что подтверждается выпиской из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы от 21.11.2012 г.
Федеральным Законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе и имущественная. Имущественная поддержка осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества. Имущественная поддержка осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правительством Москвы приняты постановления от 30.12.2008 N 1218-ПП от 29.12.2009 N 1470-ПП, от 25.12.2012 N 800-Пп, 809-ПП, от 15.04.2013 г. N 236ПП о мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы на различные периоды. в том числе 2010-2012гды. На 2011-2012 г. ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства была установлена в размере 1800 руб. На 2013 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства арендная плата установлена в размере 3500 руб.
На момент подписания дополнительного соглашения к договору от 03.09.2012 г. арендная плата установлена в размере 1800 руб. за 1 кв.м в год.В этот период действовала часть 4 ст.53 Федерального Закона "О защите конкуренции", которая предусматривала возможность заключения на новый срок договора аренды, заключенного до 01.07.2008 без проведения торгов на срок до 1 июля 2015г.Договр аренды с ООО "Химическая чистка "Идеал" был заключен с Департаментом имущества г. Москвы был заключен 19.07.2007 г. на срок до 30 июня 2012 г.
Представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение от 21.11.2012 г. к договору аренды от 19.07.2007 г. N 01-00746\07 с ООО "Химическая чистка" Идеал" на нежилое помещение по ул. Климашкина,д.26 пролонгирует ранее заключенный договор до 30.06.2015 г.
Заключение договора на новый срок соответствует ч.4 ст.53 Закона "О защите конкуренции" и не требуется оценки рыночной стоимости объекта.
Департамент при направлении дополнительного соглашения к договору аренды для государственной регистрации направил все необходимые документы. Представленные документы содержат всю необходимую информацию для регистрации дополнительного соглашения к договору аренды. Отказ в государственной регистрации указанного дополнительного соглашения, по мнению Департамента городского имущества г. Москвы,не основан на нормах Федерального о закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О защите конкуренции" и нарушает права заявителя.
В судебном заседании Депаритамент городского имущества г. Москвы поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление Росреестра г. Москвы в судебное заседание явилось, с доводами кассационной жалобы не согласно, решение арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2013 г. находит законными и обоснованными.
ООО "Химическая чистка "Идеал" в судебное заседание не явилось, о дне рассмотрения дела было извещено, отзыв на жалобу не представило, дел рассматривается в его отсутствие в соответствие с ч.3 ст. 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы., выслушав объяснения заявителя, Управления Росреестра по г. Москве, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2013 г. подлежат отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований требования Департамента городского имущества г. Москвы
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что 19.07.2007 между Департаментом имущества города Москвы и ООО "Химическая чистка "Идеал" был заключен договор аренды N 01-00746/07 на нежилые помещения общей площадью 125,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Климашкина, д. 26, сроком до 30.06.2012 Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (запись в ЕГРП от 05.09.2007 N 77-77-11/097/2007-988).(л.д.78-84т.1)
Согласно 6.1 договора величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не может быть снижена.
Неотъемлемой частью договора аренды явилось заключение об оценке рыночной стоимости нежилого помещения(л.д.85т.1)
В течение первого года оплаты аренды производится по ставке, определенной на основании действующих на дату заключения настоящего договора нормативных правовых актов г. Москвы. В последующие годы оплата аренды производится с учетом коэффициента-дефлятора, устанавливаемого ежегодно уполномоченным органом РФ(Минэкономразвития РФ)
В соответствии с п..6.3 договора стороны пришли к соглашению, что арендная плата с учетом коэффициента-дефлятора подлежит обязательной уплате арендатором без дополнительного согласования и внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
03.09.2012 между Департаментом имущества г. Москвы и ООО "Химическая чистка "Идеал" было подписано дополнительное соглашение к Договору аренды 19.07.2007 N 01-00746/07, в соответствии с которым срок договора аренды был продлен до 30.06.2015.(л.д.13т.1)
10.10.2012 Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением (вх. N 77-77-11/135/2012-269) о государственной регистрации дополнительного соглашения к Договору аренды 19.07.2007 N 01-00746/07.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 28.11.2012 N 11/135/2012-269 в государственной регистрации дополнительного соглашения к Договору аренды 19.07.2007 N 01-00746/07 было отказано на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Решение было мотивировано тем, что Департаментом не были представлены документы, необходимые для проведения регистрационных действий, поскольку из представленного на регистрацию дополнительного соглашения невозможно установить предмет аренды; Департамент не представил документы, подтверждающие исполнение требований, установленных ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Признавая отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в регистрации дополнительного соглашения от 3 сентября 2012 г. к договору аренды от 19.07.2007 г. N 01-00746\07 в части изменения срока аренды законным, суд первой и апелляционной инстанции указал, что стороны договора не представили на государственную регистрацию документы, подтверждающие исполнение требования закона в части согласования арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта, учитывая при этом, что в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации Управление Росреестра по Москве приостанавливало государственную регистрацию сроком на один месяц, однако причины приостановления,(не представление результатов оценки рыночной стоимости объекта) устранены не были.
Суд кассационной инстанции не соглашается с выводами судов по следующим основаниям.
Дополнительным соглашением от 03.09.2012 г. к договору аренды от 19.07.2007 N 01-00746\07 не вносились изменения относительно объекта аренды.
Дополнительное соглашение к договору аренды содержало условие о продлении срока аренды и не касалось иных условий договора, в том числе, предмета аренды.
На момент рассмотрения вопроса о государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2012 г. к договору аренды от 19.07.2007 г. N )1-00746\07 у регистрирующего органа имелись ранее представленные документы, содержащие описание переданного в аренду объекта недвижимости, в том числе кадастровый паспорт. в связи с чем требование о повторном описании объекта аренды является незаконным.
Пунктом 1ст.9 Федерального Закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.
ООО "Химическая чистка "Идеал" относится к субъектам малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из реестра, представленной также в регистрирующий орган. (л.д.18-20т.1) и на него распространяется норма п.4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ" О защите конкуренции".
Федеральным Законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства" установлено. что субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества. в том числе. нежилых помещений на льготных условиях
Правительством г. Москвы приняты постановления от 30.12.2008 N 1218.-ПП,от 2912.2009 г. N 1479-ПП, от 25.12.2012 N 800-Пп,809-ПП от 15.04.2013 г. N 236-ПП"О мерах имущественной поддержки имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы " на различные периоды, в том числе 2010-2012гды. На 2011-2012 г. ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства была установлена в размере 1800 руб. На 2013 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства арендная плата установлена в размере 3500 руб.
Представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение от 21.11.2012 г. к договору аренды от 19.07.2007 г. N 01-00746\07 с ООО "Химическая чистка" Идеал" на нежилое помещение по ул. Климашкина,д.26 пролонгирует ранее заключенный договор до 30.06.2015 г.
Заключение договора на новый срок соответствует ч.4 ст.53 Закона "О защите конкуренции" и не требуется оценки рыночной стоимости объекта.
С учетом изложенного, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не имелось оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2012 г. к договору аренды от 19.07.2007 N 01-00746\07.
В соответствии с п.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2013 года по делу N А40-29086/13-6-276, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2013 года отменить.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по г. Москве, изложенный в письме от 03.09.2012 N 11\135\2012-269 в государственной регистрации дополнительного соглашения от 21.11.2012 к договору аренды от 19.07.2007 N 01-00746\07 на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Климашкина, д.26.
Обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 03.09.2012 к договору аренды от 19.07.2007 N 01-00746\07 между Департаментом городского имущества г. Москвы (арендодатель) и ООО "Химическая чистка "ИДЕАЛ" (арендатор) на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Климашкина,д.26.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
Н.С. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.