Программа
работ по созданию и развитию Системы стандартизации в здравоохранении
(утв. Госстандартом РФ, ФФОМС, Минздравом РФ от 25 апреля 1998 г., 17 июля 1998 г., 21 июля 1998 г.)
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
О мерах по реализации настоящей программы см. приказ Минздрава РФ и ФОМС от 24 января 2000 г. N 23/3
Одним из важных направлений совершенствования охраны здоровья населения является обеспечение качества и безопасности медицинской помощи. Решение этой сложной задачи в условиях снижения финансирования и децентрализации управления здравоохранением возможно путем планомерного внедрения комплексной системы нормативного обеспечения оказания медицинской помощи, позволяющей обеспечивать защиту прав граждан в области охраны здоровья, регулировать и осуществлять контроль за деятельностью медицинских учреждений.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная Правительством Российской Федерации, одним из главных путей совершенствования медицинской помощи определяет обеспечение качества и безопасности ее посредством проведения работ по стандартизации, лицензированию и сертификации.
Отсутствие в настоящее время систем стандартизации и сертификации в здравоохранении ограничивает возможности стратегического планирования, эффективного использования имеющихся ресурсов, регулирования и контроля затрат на лечение и охрану здоровья существенно тормозит развитие медицинского страхования. В то же время различными организациями и органами управления здравоохранением в различных регионах России ведется разработка нормативных документов, часто взаимоисключающих друг друга и несвязанных единым методологическим подходом.
Создание системы стандартизации в здравоохранении, определение основных методических подходов к разработке и совершенствованию стандартов, отраслевых норм и правил позволит более активно влиять на лечебно-диагностический процесс, используя не только статистические данные и финансовые рычаги, но и стандартизацию, как средство объективной оценки и управления качеством медицинской помощи.
Данная Программа разработана с учетом основных положений, установленных Федеральными законами:
- "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан",
- "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",
- "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
- "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании",
- "О трансплантации органов и (или) тканей человека",
- "О донорстве крови и ее компонентов",
- "О радиационной безопасности населения",
- "О наркотических средствах и психотропных веществах",
- "О защите прав потребителей",
- "О сертификации продукции и услуг",
- "Об обеспечении единства измерений",
и во исполнение решения коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 г. N 143/6-11 "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении".
Последний документ определяет, что система стандартизации развивается на основе общей классификационной структуры объектов стандартизации с определением категорий и видов конкретных групп или отдельных нормативных документов по стандартизации на этапах планирования, разработки, согласования и утверждения.
Каждая классификационная группа системы включает в себя набор нормативных документов, объединенных общими классификационными признаками и функциональным назначением:
- стандартов различных категорий (государственные, отраслевые, ассоциаций, объединений, обществ, медицинских учреждений);
- классификаторов;
- руководящих документов;
- правил и норм;
- рекомендаций.
Выбор объектов стандартизации осуществляется на основе единых принципов их классификации, систематизации и структурирования, с учетом обязательного установления функциональной взаимосвязи между ними и возможности расширения номенклатуры.
Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются:
- организационные технологии;
- медицинские услуги;
- технологии выполнения медицинских услуг;
- техническое обеспечение выполнения медицинских услуг;
- качество медицинских услуг;
- квалификация медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала;
- производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинской техники;
- учетно-отчетная документация, используемая в системе здравоохранения и медицинского страхования;
- информационные технологии;
- экономические аспекты здравоохранения.
На основании установленных объектов стандартизации структура системы нормативных документов по стандартизации включает в себя следующие группы документов:
Группа 1 - "Общие положения";
Группа 2 - "Требования к организационным технологиям в здравоохранении";
Группа 3 - "Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения";
Группа 4 - "Требования к персоналу";
Группа 5 - "Требования к лекарственному обеспечению";
Группа 6 - "Санитарно-гигиенические методы контроля";
Группа 7 - "Требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения";
Группа 8 - "Требования к диетическому питанию".
Группа 9 - "Классификация и систематизация медицинских услуг";
Группа 10 - "Требования к оценке лечебно-диагностических и профилактических возможностей медицинских учреждений";
Группа 11 - "Требования к оказанию медицинских услуг";
Группа 12 - "Требования к профилактике заболеваний, защите здоровья населения от повреждающих факторов, охране репродуктивного здоровья и оказанию медико-социальной помощи";
Группа 13 - "Требования к качеству медицинских услуг";
Группа 14 - "Требования к экономическим показателям в здравоохранении";
Группа 15 - "Требования к документации в здравоохранении";
Группа 16 - "Требования к средствам информатизации в здравоохранении".
Данная структура системы является открытой и может дополняться при разработке документов, определяемых данной программой.
Основными направлениями стандартизации, согласно "Основным положениям стандартизации в здравоохранении", обеспечивающими реализацию положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, являются:
- стандартизация в области медицинских услуг;
- стандартизация в области лекарственного обеспечения;
- регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи;
- стандартизация в области профессиональной деятельности;
- стандартизация в области информационного обеспечения.
Наиболее важным и сложным объектом стандартизации являются медицинские услуги. Необходимость стандартизация медицинских услуг определяется потребностями здравоохранения, медицинского страхования и является основой для оценки качества, экономических показателей, расчета подушевых нормативов и т.д.
Начальным этапом стандартизации в сфере оказания медицинских услуг является определение системы их классификации.
Медицинские услуги подразделяют на простые, сложные и комплексные.
По функциональному назначению медицинские услуги определяются, как лечебно-диагностические, профилактические, восстановительно-реабилитационные, транспортные.
По условиям оказания медицинские услуги подразделяются на:
- помощь в амбулаторно-поликлинических условиях;
- помощь в процессе транспортирования ("скорая помощь", "санавиация");
- помощь в условиях стационара.
В процессе стандартизации медицинских услуг предусматривается формирование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протоколам ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющим объективизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом нормативные документы могут содержать как минимально необходимый, так и рекомендуемый набор требований. Минимальный набор требований гарантирует всем гражданам, вне зависимости от места проживания, одинаковые объемы и качество медицинской помощи. Минимальные требования нормативных документов федерального уровня гарантируют нижний предел объемов и качества медицинской помощи; при невыполнении этих требований медицинская помощь оценивается как недостаточная. Определение нижнего предела этих требований позволит реализовать принцип общедоступности медицинской помощи.
Минимальным уровнем требований являются технологии, которые выполняются в большинстве медицинских учреждений страны соответствующего профиля и мощности.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации обосновывает поэтапный переход на протокольную форму ведения пациентов, что соответствует мировой медицинской практике. Протоколы ведения больных являются стандартами технологии оказания медицинских услуг. Как показывает опыт разработки протоколов, в некоторых областях здравоохранения (онкология, гематология) они должны основываться на системном подходе и ориентировать врача на то, что ему необходимо делать в той или иной ситуации. При разработке протоколов ведения больных следует учитывать не только медицинские аспекты оказания помощи, но и социальные, правовые, этические нормы.
Для разработки протокола ведения пациента необходимо создать модель пациента, которая базируется на нозологической форме.
В настоящее время в России статистический учет заболеваний осуществляется в соответствии с "Международной статистической классификацией заболеваний, травм и причин смерти" 10-го пересмотра (МКБ-10). Клиницисты в своей работе не используют эту классификацию, разрабатывая для каждой специальности свою, так как МКБ-10 содержит названия заболеваний в общей форме, иногда - вместе с осложнениями, иногда - отдельные синдромы; ряд заболеваний в МКБ-10 отсутствует. При разработке моделей пациентов, с учетом системных требований стандартизации, противоречия между МКБ-10 и клиническими классификациями должны быть устранены.
Комитет экспертов ВОЗ (1987 г.) рекомендовал схему классификаций на основе концепции "семейства классификаций". Согласно этим рекомендациям в интересах международной сопоставимости данных, при подготовке адаптации не вносятся никакие изменения в содержание трехзначных рубрик и четырехзначных подрубрик МКБ-10. Ниже приведена принципиальная структурная схема семейства классификаций. Адаптации для отдельных областей медицины базируются на трехзначных рубриках МКБ-10.
Схема Структура "семейства" классификаций болезней
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем
/------------------------------\ /----------------------------------\
| Основная МКБ | | Адаптация для отдельных областей |
| (трехзначные рубрики) | | медицины |
| | | |
|Диагнозы | |Онкология |
|Симптомы | |Стоматология |
|Отклонения от нормы, | |Дерматология |
|выявленные лабораторными | <=> |Психиатрия |
|методами | |Неврология |
|Травмы и отравления | |Акушерство и гинекология |
|Внешние причины заболеваемости| |Ревматология |
|и смертности | |Ортопедия |
|Факторы, влияющие на состояние| |Педиатрия и др. |
|здоровья | | |
\------------------------------/ \----------------------------------/
Настоящим обосновывается актуальность разработки Национальной клинической классификации болезней (НККБ) в развитие рекомендаций экспертов ВОЗ. Модель пациента наряду с нозологической формой включает и осложнения заболеваний. Следовательно, одновременно с НККБ должна быть разработана классификация осложнений заболеваний. Последняя классификация - самостоятельная, не зависимая и не связанная с НККБ структурная схема.
В модели пациента, кроме заболевания и осложнения (осложнений), должны учитываться стадия заболевания, его фаза, вариант течения. Каждая позиция требует разработки соответствующего классификатора.
Постановка диагноза и лечение заболевания может осуществляться в различных условиях. В протоколе ведения больного должны быть учтены все условия выполнения медицинских услуг. Согласно Основным положениям стандартизации в здравоохранении выделяются три группы условий оказания медицинских услуг: амбулаторно-поликлинические, помощь в процессе транспортировки и помощь в условиях стационара.
Протокол ведения больного является перечнем обязательных манипуляций, исследований и процедур, которые необходимо выполнить при определенном заболевании, при наличии тех или иных осложнений, в той или иной фазе заболевания и при определенных условиях.
С учетом методологии стандартизации требуется создание определенных классификаторов, в частности, классификатора манипуляций, исследований и процедур. При его разработке необходимо учитывать рекомендации экспертов ВОЗ по Международной классификации процедур в медицине (IСРМ 1978 г.) и резолюцию WHA29.35, принятую Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1976 году.
При создании классификатора манипуляций, исследований и процедур необходимо предусмотреть разработку нормативной документации по технологии их выполнения. Все разрешенные и используемые в практике здравоохранения методики должны найти отражение в стандартах технологии выполнения манипуляций, исследований и процедур.
При разработке стандартов технологий выполнения манипуляций, исследований и процедур формируется перечень оборудования, реактивов и средств медицинского назначения, используемых для их выполнения. Каждый перечень оформляется в виде отдельного классификатора. С учетом функционального назначения подразделений, кабинетов и рабочих мест в медицинских учреждениях (профилактика, диагностика и лечение определенных групп заболеваний) из разрабатываемых перечней медицинской техники и средств медицинского назначения создаются табели оснащения подразделений, кабинетов и рабочих мест в медицинских учреждениях.
Протокол ведения больного, наряду с требованиями к манипуляциям, исследованиям и процедурам, должен содержать раздел лекарственного обеспечения лечебно-диагностического процесса. В связи с отсутствием утвержденной классификации лекарственных средств необходима разработка единого клинического классификатора лекарственных средств.
Лекарственное обеспечение включает в себя разработку, испытание, регистрацию, производство и реализацию лекарственных средств. Создание нормативной базы в этой сфере реализует задачи обеспечения населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами, укрепления существующей контрольно-разрешительной системы.
Требования к разработке новых лекарственных средств включают регламентацию технологии самой разработки лекарственных препаратов, их доклинического и клинического испытания, правила регистрации.
В сфере лекарственного обеспечения в первую очередь необходимо разработать следующие нормативные документы: "Фармакопея Российской Федерации", ассортиментный перечень лекарственных средств, средств ухода и изделий медицинской техники для аптечных учреждений различного уровня и профиля, включая аптеки медицинских стационаров.
Требования к производству лекарственных препаратов включают требования к условиям производства (здания и сооружения, технологическое оборудование, санитарно-гигиенические требования), к технологиям производства и контроля выпускаемой продукции.
Требования по реализации лекарственных средств регламентируют условия хранения, транспортировки, сертификации, правила оптовой и розничной продажи, поставки лекарственных средств лечебным учреждениям, выдачи пациентам согласно требованиям GPP, GDP, GMP.
Лекарственная помощь гражданам осуществляется на основе требований к выполнению медицинских услуг. Формирование "Списка жизненно важных лекарственных средств" происходит на основании минимальных требований протоколов диагностики и лечения заболеваний. Должны быть регламентированы: принцип включения препаратов в список жизненно важных лекарственных средств, порядок согласования, утверждения и введения в действие нормативного документа.
В настоящее время деятельность Службы крови в России базируется на системе инструкций, утвержденных в разное время Министерством здравоохранения. Инструкции охватывают разные стороны деятельности, начиная от освидетельствования доноров и кончая лабораторным тестированием заготовленных сред, сывороток, компонентов донорской крови. Контроль конечных форм, готовых для клинического применения, таких, как свежезамороженная плазма, криопреципитат, концентрат нативной плазмы, эритроциты и тромбоциты, производится по временным фармакопейным статьям, действующим без пересмотра уже в течение 20 лет.
Отсутствие стандартных форм написания инструкций привело к возможности неоднозначного трактования положений, а отсутствие согласованности содержания - к формированию взаимоисключающих положений. Кроме того, измерения и тестирования, описываемые в инструкциях, проводятся большей частью по оригинальным методикам без каких-либо специально охарактеризованных стандартов. В результате при количественном измерении какой-либо величины в одном и том же образце по разным инструкциям могут быть получены различные значения.
В настоящее время в мировой практике Служб крови складывается система стандартизации, состоящая из нескольких направлений:
- стандартизация операций (good manufacturing practic - GMP);
- стандартизация тестирования и контрольных измерений (good laboratory practic - GLP);
- контроль качества конечной продукции (good clinical practic - GCP).
Каждое из этих направлений имеет свои специфические особенности, но общий принцип - возможность постоянной валидизации производимых операций, измерений, тестирований, что обеспечивает постоянство определенного состава и качества получаемого продукта.
Таким образом, становится очевидной задача пересмотра существующего нормативного документооборота в службе крови, их пересмотр согласно требованиям нормативных документов Российской Федерации и международных требований, создание отраслевых стандартов, регламентирующих деятельность службы крови.
Требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения, нормативные документы по эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению, лекарственному обеспечению позволяют реализовать задачу обеспечения качественной и безопасной медицинской помощи населению.
Таким образом, с учетом системности методологических подходов стандартизации в здравоохранении в рамках создания системы стандартизации в здравоохранении определяется состав первоочередных нормативных документов согласно классификационным группам. Согласованность документов и комплексность решения отраслевых задач на ближайшие 2 года конкретизированы в таблице 1 согласно позициям групп нормативных документов.
Таблица 1
Состав первоочередных документов Системы стандартизации в здравоохранении
Группа документов |
Тип документа | Наименование документа |
1. Общие положения |
Стандарты | "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения" (область применения, цели, задачи и принципы построения системы, порядок выбора и состав объектов стандартизации в системе, классификация и обозначение нормативных документов в системе) |
"Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и сопровождения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" |
||
"Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" |
||
"Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении" |
||
"Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" |
||
"Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" |
||
2. Требования к организационным технологиям в здравоохранении |
Стандарты | "Функциональные назначения подразделений, кабинетов и рабочих мест в здравоохранении" |
Классификато- ры |
"Службы, подразделения, кабинеты и рабочие места в здравоохранении" |
|
3. Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения |
Стандарты | "Оснащение манипуляций, исследований и процедур в медицине" |
"Табель оснащения подразделений, кабинетов и рабочих мест в здравоохранении" |
||
"Система эксплуатации, ремонта, технического обслуживания и метрологического обеспечения изделий медицинской техники. Общие положения" |
||
"Национальный реестр медицинской техники и средств медицинского назначения" |
||
4. Требования к персоналу |
Стандарты | "Квалификация и аттестация медицинского персонала. Общие требования" |
"Квалификация и аттестация фармацевтического персонала. Общие требования" |
||
"Квалификация и аттестация вспомогательного персонала. Общие требования" |
||
5. Требования к лекарственному обеспечению |
Стандарты | "Техническое оснащение фармацевтических производств. Общие требования" |
"Фармакопея Российской Федерации" | ||
"Техническое оснащение аптечных учреждений. Общие требования" |
||
"Разработка, производство, обращение, сертификация и контроль качества лекарственных средств. Общие положения" |
||
"Продукты крови, инфузионные и трассфузионные среды. Общие требования" |
||
"Порядок уничтожения запрещенных к реализации и использованию лекарственных средств" |
||
Классификато- ры |
"Список жизненно важных лекарственных средств" |
|
"Клинический классификатор лекарственных средств" |
||
"Ассортиментный перечень лекарственных средств для аптечных учреждении различного уровня и подразделений медицинских учреждений" |
||
"Перечень лекарственных средств безрецептурного отпуска" |
||
"Продукты крови, инфузионные и трансфузнонные среды" |
||
Руководящие документы |
"Порядок формирования списка жизненно важных лекарственных средств согласно протоколам ведения больных" |
|
"Порядок формирования перечня лекарственных средств безрецептурного отпуска" |
||
"Порядок маркировки продуктов крови и средств трансфузионного обеспечения" |
||
"Порядок формирования ассортиментного перечня лекарственных средств для аптечных учреждений различного уровня и подразделений медицинских учреждений" |
||
"Правила оптовой реализации лекарственных средств" |
||
"Правила реализации лекарственных средств фармацевтическими (аптечными) организациями" |
||
6. Санитарно-гиги- енические методы контроля |
Стандарты | "Порядок токсикологических исследований средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации и репеллентов" |
"Порядок исследований инсектицидности, педикулицидности, акарецидности, репеллентных и родентицидных свойств веществ и их композиций" |
||
"Дезинфекционные средства. Методы определения показателей эффективности и безопасности" |
||
"Дезинфицирующие средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности" |
||
"Дезинсекционные средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности" |
||
"Дератизационные средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности" |
||
7. Требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения |
Стандарты | "Порядок медико-биологических испытаний дезинфекционного и стерилизационного оборудования" |
"Производство инфузионных и трансфузионных сред. Общие требования" |
||
Классификато- ры |
"Реагенты для лабораторной медицинской практики" |
|
Руководящие документы |
"Порядок оценки технического состояния медицинских приборов и оборудования, их обслуживания и ремонта" |
|
8. Требования к диетическому питанию |
Стандарты | "Организация диетического питания в медицинских учреждениях. Общие требования" |
"Разработка, производство, обращение, сертификация и контроль качества биологически активных веществ и пищевых добавок. Общие положения" |
||
"Лечебные рационы. Общие требования" | ||
Классификато- ры |
"Национальный реестр пищевых добавок и биологически активных веществ" |
|
"Картотека блюд лечебного и рационального питания" |
||
Руководящие документы |
Порядок формирования среднесуточного набора продуктов на одного больного стационара" |
|
"Порядок формирования меню для больных различной патологии" |
||
"Порядок взаимозаменяемости продуктов при приготовлении диетических блюд" |
||
9. Классификация и систематизация медицинских услуг |
Классификато- ры |
"Национальная клиническая классификация болезней" |
"Условия выполнения медицинских услуг" | ||
"Фазы заболеваний" | ||
"Манипуляции, исследования и процедуры" | ||
"Осложнения заболеваний" | ||
"Исходы заболеваний" | ||
10. Требования к оценке лечебно-диагно- стических и профилактичес- ких возможностей медицинских учреждений |
Стандарты | "Минимальные наборы манипуляций, исследований и процедур для оценки лечебно-диагностических возможностей медицинского учреждения при определенных заболеваниях" |
Руководящие документы |
"Инструкция по применению стандарта "Минимальные наборы манипуляций, исследований и процедур для оценки лечебно-диагностических возможностей медицинского учреждения при определенных заболеваниях" |
|
"Порядок оценки точностных характеристик оборудования и реагентов клинико-диагностических лабораторий" |
||
"Инструкция по определению категории медицинского учреждения" |
||
11. Требования к оказанию медицинских услуг |
Стандарты | "Условия выполнения медицинских услуг. Общие требования" |
"Порядок разработки, клинической апробации и внедрения протоколов ведения больных" |
||
"Протоколы ведения больных" | ||
"Технологии выполнения манипуляций, исследований и процедур в медицине" |
||
Руководящие документы |
"Порядок оценки качества проведения диагностики и лечения с использованием "Стандартов исходов заболеваний с учетом развития осложнений" |
|
"Инструкция по проведению ведомственного и вневедомственного контроля качества оказания медицинских услуг" |
||
12. Требования к профилактике заболеваний, защите здоровья населения от повреждающих факторов, охране репродуктивного здоровья и оказанию медико-социаль- ной помощи |
Классификато- ры |
"Национальный реестр дезинфекционных средств, инсектицидов, педикулицидов, акарицидов, репеллентов и средств дератизации разрешенных к применению в Российской Федерации" |
13. Требования к качеству медицинских услуг |
Стандарты | "Исходы заболеваний с учетом развития осложнений" |
"Учет и контроль исходов заболеваний. Общие требования" |
||
"Реактивы, применяемые в лабораторной медицинской практике. Общие требования" |
||
"Стандартные, контрольные и калибровочные образцы для клинической лабораторной диагностики. Общие требования" |
||
Руководящие документы |
"Порядок аттестации методик выполнения измерений в клинико-диагностических лабораториях" |
|
14. Требование к экономическим показателям в здравоохранении |
Стандарты | "Расчет и оценка экономических показателей при оказании медицинских услуг. Общие требования" |
15. Требования к документации в здравоохранении |
Стандарты | "Медицинская документация. Общие требования" |
16. Требования к средствам информатизации в здравоохранении |
Стандарты | "Информационные системы в здравоохранении. Общие требования" |
"Информационные системы в здравоохранении. Общие требования к форматам обмена информацией" |
2. Основные цели и задачи
Целью настоящей Программы является создание и развитие системы стандартизации в здравоохранении как основы повышения качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий при решении задач сохранения и улучшения здоровья населения.
Единая система стандартизации в здравоохранении направлена на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, на повышение качества медицинской помощи, рациональное использование кадровых и материальных ресурсов, оптимизацию лечебно-диагностического процесса, интеграцию отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику.
Основными задачами разработки Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении являются:
- нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;
- создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно-обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи;
- установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;
- нормативное обеспечение метрологического контроля;
- установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов;
- нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг;
- создание и обеспечение функционирования систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении;
- нормативное обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов;
- содействие обеспечению национальной безопасности страны.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Решением коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 г. N 14/43/6-11 "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении" сроком реализации Программы установлен 2002 год.
В процессе реализации Программы должны быть решены организационно-технические задачи, проведен анализ действующих в отрасли документов и разработан необходимый комплекс взаимоувязанных нормативных документов по стандартизации в соответствии со структурой системы нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.
Основными этапами создания и внедрения системы стандартизации в здравоохранении являются:
1-й этап (1998 год): решение организационно-технических задач - создание службы стандартизации в отрасли.
2-й этап (1998 - 2002 годы): разработка и внедрение системы нормативных документов по стандартизации в области медицинских услуг согласно принятой структуре, в том числе к 2000 году целесообразно завершить работы по поэтапному внедрению сертификации в здравоохранении.
В 1998 году планируется развернуть работы по созданию следующих нормативных документов:
- Соглашение по финансированию работ по созданию Системы стандартизации в здравоохранении;
- Положение об Органе оперативного управления по реализации Программы стандартизации в здравоохранении;
- Программа последипломного образования основам стандартизации в здравоохранении;
- ГОСТ Р N - "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения";
- ОСТ N - "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении";
- ОСТ N - "Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и сопровождения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении";
- ОСТ N - "Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении";
- ОСТ N - "Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении";
- ОК N - "Осложнения заболеваний";
- ОтК N - "Фазы заболеваний";
- ОК N - "Исходы заболеваний";
- ОК N - "Манипуляции, исследования и процедуры";
- ОСТ N - "Оснащение манипуляций, исследований и процедур в медицине";
- ОСТ N - "Условия выполнения медицинских услуг";
- ОтК N - "Службы, подразделения, кабинеты и рабочие места в здравоохранении";
- РД N - "Порядок аттестации методик выполнения измерений в клинико-диагностических лабораториях";
- ОСТ N - "Функциональные назначения подразделений, кабинетов и рабочих мест в здравоохранении";
- ОК N - "Национальная клиническая классификация болезней";
- ОтК N - "Национальный реестр медицинской техники и средств медицинского назначения";
- ОСТ N - "Табель оснащения подразделений, кабинетов и рабочих мест в здравоохранении";
- ОСТ N - "Порядок формирования списка жизненно важных лекарственных средств согласно протоколам ведения больных";
- ОСТ N - "Список жизненно важных лекарственных средств";
- ОК N - "Продукты крови, инфузионные и трансфузионные среды";
- ОСТ N - "Квалификация и аттестация фармацевтического персонала. Общие требования";
- ОСТ N - "Квалификация и аттестация медицинского персонала. Общие требования";
- ОСТ N - "Квалификация и аттестация вспомогательного персонала. Общие требования";
- ОСТ N - "Минимальные наборы манипуляций, исследований и процедур для оценки лечебно-диагностических возможностей медицинского учреждения при определенных заболеваниях";
- РД N - "Применение ОСТ N - "Минимальные наборы манипуляций, исследований и процедур для оценки лечебно-диагностических возможностей медицинского учреждения при определенных заболеваниях";
- ОСТ N - "Определение категории медицинского учреждения";
- ОСТ N - "Технологии выполнения манипуляций, исследований и процедур";
- ОСТ N - "Порядок исследований инсектицидности, педикулицидности, акарецидности, репелентных и родентицидных свойств веществ и их композиций";
- ОСТ N - "Дезинфекционные средства. Методы определения показателей эффективности и безопасности";
- ГОСТ N - "Дезинфицирующие средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности";
- ГОСТ N - "Дезинсекционные средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности";
- ГОСТ N - "Дератизационные средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности";
- ОСТ N - "Разработка, производство, обращение, сертификация и контроль качества лекарственных средств. Общие положения";
- ОСТ N - "Порядок оценки технического состояния медицинских приборов и оборудования, их обслуживания и ремонта".
4. Система программных мероприятий
Настоящая Программа определяет направления и состав работ по обеспечению выполнения "Основных положений стандартизации в здравоохранении" и Решения, принятого при утверждении данного документа.
Комплекс работ включает в себя:
1. Организационно-технические мероприятия по запуску механизма реализации Программы.
2. Разработка нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.
3. Принятие и внедрение нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.
4. Сопровождение и актуализация нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.
5. Отработка технологии эффективного применения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.
Конкретизация программных мероприятий и работ приведена в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование задания, работы | Сроки разработки: начало, окончание |
Сроки утверждения | Объем финанси- рования (тыс.руб.) |
Основные исполнители |
1. | Разработка и принятие основных положений стандартизации в здравоохранении |
июнь 1997 | январь 1998 г. | - | Минздрав России, ФФОМС, Госстандарт России |
- октябрь 1997 |
|||||
2. | Разработка и принятие Соглашения по финансированию работ по созданию Системы стандартизации в здравоохранении |
апрель 1998 | июнь 1998 г. | - | Минздрав России, ФФОМС, Госстандарт России |
- июнь 1998 |
|||||
3. | Создание органа оперативного управления по разработке и развитию Системы стандартизации в здравоохранении |
май 1998 | сентябрь 1998 г. | 750,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова |
сентябрь 1998 | |||||
4. | Разработка Положения об Органе оперативного управления по реализации Программы стандартизации в здравоохранении |
май 1998 -------------- июнь 1998 |
сентябрь 1998 г. | 5,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова |
5. | Разработка и утверждение ежегодных планов стандартизации с учетом корректировки Программы стандартизации в здравоохранении |
ежегодно ноябрь 1998 |
ежегодно декабрь | - | Минздрав России, ФФОМС, Госстандарт России, ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
декабрь 2001 | |||||
6. | Создание службы стандартизации в здравоохранении, разработка Положения о службе стандартизации в отрасли |
март 1998 --------------- май 1998 |
декабрь 1998 г. | 5,0 | Минздрав России, ФФОМС, Госстандарт России |
7. | Организация отдела стандартизации медицинской помощи при Министерстве здравоохранения Российской Федерации |
март 1998 | май 1998 г. | - | Минздрав России |
апрель 1998 | |||||
8. | Анализ состояния работ по стандартизации в области медицинского обслуживания населения в регионах и Федерации. Разработка предложений по использованию конкретных документов всеми участниками здравоохранения |
май 1998 | 86,0 | Минздрав России, ФФОМС, ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
|
-- декабрь 2002 |
|||||
9. | Разработка Программы последипломного образования основам стандартизации в здравоохранении |
февраль 1998 | май 1998 г. | 10,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт |
-- апрель 1998 |
|||||
10. | Государственный стандарт "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения" |
май 1998 | октябрь 1998 г. | 31,5 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт |
- август 1998 |
|||||
11. | Отраслевой стандарт "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" |
сентябрь 1998 | февраль 1999 г. | 22,5 | MMA им.Сеченова, НПО "Медсоцэконом- информ", НИИ фармации ВНИИстандарт |
- декабрь 1998 |
|||||
12. | Отраслевой стандарт "Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и сопровождения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" |
май 1998 --------------- июнь 1998 |
август 1998 г. | 21,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт |
13. | Отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" |
май 1998 --------------- июнь 1998 |
август 1998 г. | 21,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
14. | Отраслевой стандарт "Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении" |
июнь 1998 --------------- август 1998 |
октябрь 1998 г. | 45,0 | ММА им.Сеченова, НПО "Медсоцэконом- ин- форм", ВНИИстандарт |
15. | Отраслевой стандарт "Порядок разработки, клинической апробации и внедрения протоколов ведения больных" |
сентябрь 1998 | январь 1999 г. | 27,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
---- ноябрь 1998 |
|||||
16. | Отраслевой стандарт "Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" |
октябрь 1998 | январь 1999 г. | 21,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт |
--- ноябрь 1998 |
|||||
17. | Отраслевой стандарт "Информационные системы в здравоохранении. Общие требования" |
август 1999 | март 2001 г. | 48,0 | ВНИИстандарт, MMA им.Сеченова, НПО "Медсоцэкономинформ" |
- декабрь 1999 |
|||||
18. | Отраслевой стандарт "Информационные системы в здравоохранении. Общие требования к форматам обмена информацией" |
август 1999 | февраль 2001 г. | 48,0 | ВНИИстандарт, ММА им.Сеченова, НПО "Медсоцэкономинформ" |
- ноябрь 1999 |
|||||
19. | Отраслевой классификатор "Осложнения заболеваний" |
май 1998 | сентябрь 1998 г. | 60,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
июнь 1998 | |||||
20. | Отраслевой классификатор "Фазы заболеваний" |
июнь 1998 | сентябрь 1998 г. | 3,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
июль 1998 | |||||
21. | Отраслевой классификатор "Исходы заболеваний" |
май 1998 --------------- июнь 1998 |
сентябрь 1998 г. | 6.0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
22. | Общероссийский классификатор "Манипуляции, исследования и процедуры" |
июнь 1998 --------------- октябрь 1998 |
январь 1999 г. | 300,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
23. | Отраслевой стандарт "Оснащение манипуляций, исследований и процедур в медицине" |
июнь 1998 --------------- сентябрь 1998 |
февраль 1999 г. | 60,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт, ВНИИИМТ |
24. | Общероссийский классификатор "Условия выполнения медицинских услуг" |
май 1998 --------------- июнь 1998 |
сентябрь 1998 г. | 6,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт, НИИ им.Семашко |
25. | Отраслевой стандарт "Условия выполнения медицинских услуг" |
декабрь 1998 | ноябрь 1999 г. | 270,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт, НИИ им.Семашко |
-- май 1999 |
|||||
26. | Отраслевой классификатор "Службы, подразделения, кабинеты и рабочие места в здравоохранении". |
июнь 1998 | декабрь 1998 г. | 45,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт, НИИ нм.Семашко, ВНИИИМТ |
- август 1998 |
|||||
27. | Отраслевой руководящий документ "Порядок оценки точностных характеристик оборудования и реагентов клинико-диагностических лабораторий" |
апрель 1999 | февраль 2000 г. | 90,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
--- сентябрь 1999 |
|||||
28. | Отраслевой классификатор "Реагенты для лабораторной медицинской практики" |
июнь 1999 | январь 2000 г. | 75,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
---- октябрь 1999 |
|||||
29. | Отраслевой стандарт "Стандартные образцы, применяемые в лабораторной медицинской практике. Общие требования" |
апрель 1999 | февраль 2000 г. | 90,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
--- сентябрь 1999 |
|||||
30. | Отраслевой руководящий документ "Порядок аттестации методик выполнения измерений в клинико-диагностических лабораториях" |
сентябрь 1998 | апрель 1999 г. | 90,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
---- декабрь 1998 |
|||||
31. | Отраслевой стандарт "Реагенты, применяемые в лабораторной медицинской практике. Общие требования" |
апрель 1999 | февраль 2000 г. | 90,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
-- сентябрь 1999 |
|||||
32. | Отраслевой стандарт "Функциональные назначения подразделений, кабинетов и рабочих мест в здравоохранении" |
май 1998 | декабрь 1998 г. | 120,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт, НИИ им.Семашко, ВНИИИМТ |
август 1998 | |||||
33. | Общероссийский классификатор "Национальная клиническая классификация болезней" |
июнь 1998 | апрель 1999 г. | 360,0 | MMA им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
ноябрь 1998 | |||||
34. | Общероссийский классификатор "Национальный реестр медицинской техники и средств медицинского назначения" |
август 1998 | январь 1999 г. | 120,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт, ВНИИИМТ |
- ноябрь 1998 |
|||||
35. | Отраслевой стандарт "Табель оснащения подразделений, кабинетов и рабочих мест в здравоохранении" |
август 1998 | февраль 1999 г. | 300,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт, ВНИИИМТ |
- октябрь 1998 |
|||||
36. | Общероссийский классификатор "Клинический классификатор лекарственных средств" |
октябрь 1998 | май 1999 г. | 180,0 | MMA им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
--- январь 1999 |
|||||
37. | Отраслевой стандарт "Разработка, производство, обращение, сертификация и контроль качества лекарственных средств. Общие положения" |
октябрь 1998 | май 1999 г. | 90,0 | Минздрав России, MMA им.Сеченова, НИИ фармации ВНИИстандарт |
--- январь 1999 |
|||||
38. | Отраслевой стандарт "Порядок формирования списка жизненно важных лекарственных средств согласно протоколам ведения больных" |
июль 1998 | ноябрь 1998 г. | 13,5 | Минздрав России, MMA им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
--- сентябрь 1998 |
|||||
39. | Отраслевой стандарт "Список жизненно важных лекарственных средств" |
сентябрь 1998 | февраль 1999 г. | 90,0 | MMA им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
--- ноябрь 1998 |
|||||
40. | Отраслевой руководящий документ "Правила реализации лекарственных средств фармацевтическими (аптечными) организациями" |
апрель 1999 | апрель 2000 г. | 360,0 | Фармакопейный комитет, MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт |
--- ноябрь 1999 |
|||||
41. | Отраслевой стандарт "Порядок уничтожения запрещенных к реализации и использованию лекарственных средств" |
сентябрь 1998 | январь 1999 г. | 60,0 | ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
---- ноябрь 1998 |
|||||
42. | Общероссийский классификатор "Ассортиментный перечень лекарственных средств для аптечных учреждений различного уровня и подразделений медицинских учреждений" |
январь 1999 | июнь 1999 г. | 60,0 | ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
---- апрель 1999 |
|||||
43. | Общероссийский классификатор "Перечень лекарственных средств безрецептурного отпуска" |
март 1999 | сентябрь 1999 г. | 75,0 | ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
- июль 1999 |
|||||
44. | Отраслевой руководящий документ "Правила оптовой реализации лекарственных средств" |
июнь 1998 | октябрь 1998 г. | 30,0 | ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
- сентябрь 1998 |
|||||
45. | Отраслевой руководящий документ "Правила реализации лекарственных средств фармацевтическими (аптечными) организациями" |
июнь 1998 | октябрь 1998 г. | 30,0 | ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
- сентябрь 1998 |
|||||
46. | Общероссийский классификатор "Продукты крови, инфузионные и трансфузионные среды" |
октябрь 1998 | январь 1999 г. | 30,0 | ММА им.Сеченова, ГНЦ РАМН, ВНИИстандарт |
-- ноябрь 1998 |
|||||
47. | Отраслевой руководящий документ "Порядок формирования перечня лекарственных средств безрецептурного отпуска" |
октябрь 1998 | январь 1999 г. | 30,0 | ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИстандарт |
---- ноябрь 1998 |
|||||
48. | Отраслевой стандарт "Продукты крови, инфузионные и трансфузионные среды. Общие требования" |
март 1999 | сентябрь 1999 г. | 45,0 | MMA им.Сеченова, ГНЦ РАМН, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
49. | Отраслевой стандарт "Порядок маркировки продуктов крови и средств траисфузионного обеспечения" |
февраль 1999 | июль 1999 г. | 30,0 | ММА им.Сеченова, ГНЦ РАМН, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
50. | Отраслевой стандарт "Квалификация и аттестация медицинского персонала. Общие требования" |
июнь 1998 | ноябрь 1998 г. | 22,5 | ММА им.Сеченова, РМАПО, ВНИИстандарт |
---- август 1998 |
|||||
51. | Отраслевой стандарт "Квалификация и аттестация фармацевтического персонала. Общие требования" |
июнь 1998 | ноябрь 1998 г. | 22,5 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
----- август 1998 |
|||||
52. | Отраслевой стандарт "Квалификация и аттестация вспомогательного персонала. Общие требования" |
июнь 1998 | ноябрь 1998 г. | 22,5 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
--- август 1998 |
|||||
53. | Отраслевой стандарт "Организация диетического питания в медицинских учреждениях. Общие требования" |
март 1999 | сентябрь 1999 г. | 22,5 | ММА им.Сеченова, НИИ питания РАМН, ВНИИстандарт |
--- май 1999 |
|||||
54. | Общероссийский классификатор "Национальный реестр пищевых добавок и биологически активных веществ" |
февраль 1999 | июль 1999 г. | 60,0 | ММА им.Сеченова, НИИ питания РАМН, ВНИИстандарт |
--- май 1999 |
|||||
55. | Отраслевой стандарт "Лечебные рационы. Общие требования" |
февраль 1999 | июль 1999 г. | 60,0 | ММА им.Сеченова, НИИ питания РАМН, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
56. | Отраслевой классификатор "Картотека блюд лечебного и рационального питания" |
октябрь 1998 | февраль 1999 г. | 6,0 | MMA им.Сеченова, НИИ питания PAMH, ВНИИстандарт |
--- ноябрь 1998 |
|||||
57. | Отраслевой руководящий документ "Порядок формирования среднесуточного набора продуктов на одного больного стационара" |
апрель 1999 | сентябрь 1999 г. | 60,0 | MMA Им.Сеченова, НИИ питания PAMH, ВНИИстандарт |
--- июль 1999 |
|||||
58. | Отраслевой руководящий документ "Порядок формирования меню для больных различной патологии" |
апрель 1999 | сентябрь 1999 г. | 60,0 | ММА Им.Сеченова, НИИ питания PAMH, ВНИИстандарт |
-- июль 1999 |
|||||
59. | Отраслевой руководящий документ "Порядок взаимозаменяемости продуктов при приготовлении диетических блюд" |
апрель 1999 | сентябрь 1999 г. | 60,0 | ММА Им.Сеченова, НИИ питания PAMH, ВНИИстандарт |
-- июль 1999 |
|||||
60. | Отраслевой стандарт "Минимальные наборы манипуляций, исследований и процедур для оценки лечебно-диагностических возможностей медицинского учреждения при определенных заболеваниях" |
июль 1998 | март 1999 г. | 300,0 | ММА им.Сеченова. ВНИИстандарт |
октябрь 1998 | |||||
61. | Отраслевая инструкция "Применение ОСТа "Минимальные наборы манипуляций, исследований и процедур для оценки лечебно-диагностических возможностей медицинского учреждения при определенных заболеваниях" |
сентябрь 1998 | январь 1999 г. | 6,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
----- октябрь 1998 |
|||||
62. | Отраслевой стандарт "Определение категории медицинского учреждения" |
сентябрь 1998 | январь 1999 г. | 60,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт, НИИ Им.Семашко, НПО "Медсоцэкономинформ" |
----- октябрь 1998 |
|||||
63. | Отраслевой стандарт "Пpoтоколы ведения больных. Общие требования" |
июнь 1998 | январь 1999 г. | 60,0 | MMA Им.Сеченова, ВНИИстандарт |
- ноябрь 1998 |
|||||
64. | Отраслевые стандарты "Пpoтоколы ведения больных с различными заболеваниями" |
май 1998 | сентябрь 1999 г. | 600,0 | MMA им.Сеченова, ВНИИстандарт |
-- январь 1999 |
|||||
65. | Отраслевой стандарт "Технологии выполнения манипуляций, исследований и процедур в медицине" |
июнь 1998 | июнь 1999 г. | 180,0 | MMA нм.Сеченова, ВНИИстандарт |
--- ноябрь 1998 |
|||||
66. | Отраслевой стандарт "Учет и контроль исходов заболеваний. Общие требования" |
апрель 1999 | сентябрь 1999 г. | 12,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт, НПО "Медсоцэкономинформ" |
-- май 1999 |
|||||
67. | Отраслевой стандарт "Исходы заболеваний с учетом развития осложнений" |
декабрь 1998 | декабрь 2002 г. | 360,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
68. | Отраслевой стандарт "Порядок проведения ведомственного и вневедомственного контроля качества оказания медицинских услуг" |
февраль 1999 | сентябрь 1999 г. | 30,0 | Минздрав России, ФФОМС, ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
69. | Отраслевой стандарт "Порядок оценки качества проведения диагностики и лечения с использованием ОСТа "Исходы заболеваний с учетом развития осложнений" |
февраль 1999 | сентябрь 1999 г. | 18,0 | Минздрав России, ФФОМС, ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
70. | Отраслевой стандарт "Расчет и оценка экономических показателей при оказании медицинских услуг. Общие требования" |
февраль 1999 | сентябрь 1999 г. | 30,0 | Минздрав России, ФФОМС, ММА им.Сеченова, НПО "Медсоцэкономинформ" |
---- май 1999 |
|||||
71. | Отраслевой стандарт "Порядок токсикологических исследований средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации и репеллентов" |
август 1998 | март 1999 г. | 22,5 | MMA им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологнии, ВНИИстандарт |
- ноябрь 1998 |
|||||
72. | Отраслевой стандарт "Порядок исследований инсектицидности, педикулицидности, акарецидности, репеллентных и родентицидных свойств веществ и их композиций" |
август 1998 | март 1999 г. | 22,5 | MMA им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологии, ВНИИстандарт |
- ноябрь 1998 |
|||||
73. | Отраслевой стандарт "Дезинфекционные средства. Методы определения показателей эффективности и безопасности" |
август 1998 | март 1999 г. | 31,5 | MMA им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологии, ВНИИстандарт |
- ноябрь 1998 |
|||||
74. | Государственный стандарт "Дезинфицирующие средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности". |
август 1998 | апрель 1999 г. | 22,5 | MMA им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологии, ВНИИстандарт |
- декабрь 1998 |
|||||
75. | Государственный стандарт "Дезинсекционные средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности" |
август 1998 | апрель 1999 г. | 22,5 | ММА им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологии, ВНИИстандарт |
декабрь 1998 | |||||
76. | Государственный стандарт "Дератизационные средства, применяемые в здравоохранении и в быту. Общие требования к эффективности и безопасности" |
август 1998 | апрель 1999 г. | 22,5 | ММА им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологии, ВНИИстандарт |
- декабрь 1998 |
|||||
77. | Отраслевой стандарт "Порядок медико-биологических испытаний дезинфекционного и стерилизационного оборудования" |
февраль 1999 | август 1999 г. | 42,0 | MMA им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологии, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
78. | Общероссийский классификатор "Национальный реестр дезинфекционных средств, инсектицидов, педикулицидов, акарицидов, репеллентов и средств дератизации, разрешенных к применению в Российской Федерации" |
декабрь 1998 | сентябрь 1999 г. | 180,0 | Минздрав России, MMA им.Сеченова, НИИ токсикологии и дезинфектологии, ВНИИстандарт |
--- май 1999 |
|||||
79. | Отраслевой стандарт "Медицинская документация. Общие требования" |
февраль 1999 | сентябрь 1999 г. | 48,0 | ММА им.Сеченова, ВНИИстандарт, НИИ им.Семашко, НПО "Медсоцэкономинформ" |
----- май 1999 |
|||||
80. | Отраслевой стандарт "Техническое оснащение фармацевтических производств. Общие требования" |
август 1999 | апрель 2000 г. | 60,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИИМТ, ВНИИстандарт |
ноябрь 1999 | |||||
81. | Отраслевой стандарт "Разработка, производство, обращение, сертификация и контроль качества лекарственных средств. Общие положения" |
август 1998 | апрель 1999 г. | 90,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИИМТ, ВНИИстандарт |
- ноябрь 1998 |
|||||
82. | Отраслевой стандарт "Производство инфузионных и трансфузионных сред. Общие требования" |
февраль 1999 | сентябрь 1999 г. | 42,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова, НИИ фармации, ВНИИИМТ, ВНИИстандарт |
---- май 1999 |
|||||
83. | Отраслевой стандарт "Техническое оснащение аптечных учреждений. Общие требования" |
декабрь 1998 | ноябрь 1999 г. | 180,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова, ВНИИИМТ, ВНИИстандарт |
--- май 1999 |
|||||
84. | Отраслевой стандарт "Система эксплуатации, ремонта, технического обслуживания и метрологического обеспечения изделий медицинской техники. Общие положения" |
октябрь 1998 | апрель 1999 г. | 15,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова, ВНИИИМТ, ВНИИстандарт |
--- декабрь 1998 |
|||||
85. | Отраслевой стандарт "Порядок оценки технического состояния медицинских приборов и оборудования, их обслуживания и ремонта" |
февраль 1999 | сентябрь 1999 г. | 60,0 | Минздрав России, ММА им.Сеченова, ВНИИИМТ, ВНИИстандарт |
----- май 1999 |
7262,5
тысячи рублей
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы определяется финансированием разработки нормативной базы и оснащения службы стандартизации в отрасли из средств Федерального и территориальных фондов ОМС, Минздрава России, за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников Минздрава России.
При этом финансирование разработки определяется следующим образом:
Из средств Минздрава России - 40%;
Из средств Федерального фонда ОМС - 20%;
Из внебюджетных средств - 20%;
Из средств субъектов Федерации, включая средства местных бюджетов и территориальных фондов ОМС, - 20%.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы требует определения четкого механизма взаимодействия всех участников при выполнении работ.
Планирование и проведение работ осуществляются на основе годовых планов, увязанных с заданиями настоящей Программы (Раздел 4).
Организация работ и разработки осуществляются на основе договоров (контрактов).
Принятие документов Системы стандартизации в здравоохранении с указаниями или рекомендациями по применению проводится в порядке, установленном в документе "Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и сопровождения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" (Раздел 4 настоящей Программы).
Внедрение документов Системы стандартизации в здравоохранении проводится в соответствии с требованиями документов "Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и сопровождения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" и "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов по стандартизации медицинских услуг" (Раздел 4 настоящей Программы).
Контроль за применением и выполнением принятых документов Системы стандартизации в здравоохранении проводится службами стандартизации в соответствии с требованиями документов Системы.
7. Организация управления Программой
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются Генеральным заказчиком работ, которым являются Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Текущее управление осуществляется дирекцией Программы в составе:
- директор - заместитель министра здравоохранения Стародубов В.И.
- заместитель директора - первый заместитель исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Семенов В.Ю.
Члены дирекции:
- начальник Управления организации медицинской помощи населению Минздрава России (по согласованию);
- начальник Управления сертификации Госстандарта России (по согласованию);
- руководитель сектора организации экспертизы качества медицинской помощи Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по согласованию);
- заместитель директора ВНИИстандарт Госстандарта России (по согласованию);
- проректор ММА им. И.М.Сеченова (по согласованию);
- руководитель лаборатории проблем стандартизации и сертификации ММА им. И.М.Сеченова.
Рабочим органом дирекции является лаборатория проблем стандартизации и сертификации ММА им. И.М.Сеченова.
Для организации и проведения работ по реализации Программы определяется организация - головной исполнитель.
Финансирование работ осуществляется на основе "Соглашения ..." (Раздел 4 настоящей Программы). Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых Генеральным заказчиком и организацией - головным исполнителем. Контракт определяет права и обязанности Генерального заказчика и организации - головного исполнителя, регулирует их отношения при выполнении контракта, в том числе предусматривает контроль Генеральным заказчиком за ходом работ по выполнению контракта. Генеральный заказчик Программы, с учетом ежегодно выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, определяет приоритетные направления и состав работ на планируемый период.
Соисполнители работ по реализации позиций Программы определяются организацией - головным исполнителем согласно разделу 4 Программы и уточняются в соответствии с годовыми планами работ по стандартизации.
Контроль выполнения годовых планов осуществляет Генеральный заказчик совместно с Федеральным фондом ОМС и Госстандартом России.
8. Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации Программы
Внедрение стандартизации в практическое здравоохранение, по оценкам экспертов, позволит снизить себестоимость медицинских услуг ориентировочно на 30% за счет сокращения сроков диагностики и лечения, оптимизации лечебно-диагностических процессов, перераспределения потоков больных между амбулаторными и стационарными учреждениями. Высвобождающиеся мощности могут быть использованы при реализации программ диспансеризации населения и профилактики заболеваний, что, в свою очередь, должно сократить число хронических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционной и онкологической патологии.
Реализация данной Программы позволит решить следующие актуальные вопросы отечественного здравоохранения:
- обеспечения прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, охрану жизни и здоровья;
- повышения качества и расширения номенклатуры медицинских услуг в соответствии с развитием науки и практической медицинской деятельности, потребностями населения и государственными, территориальными, муниципальными и другими социальными программами по охране жизни и здоровья людей;
- обеспечения равнодоступной и качественной медицинской помощи всем слоям населения в условиях реформирования системы организации оказания медицинских услуг и существующей сети учреждений здравоохранения;
- содействия экономии трудовых и материальных ресурсов, улучшения экономических показателей в сфере оказания медицинских услуг;
- устранения различий уровня оказания медицинских услуг в различных регионах;
- обеспечения объективизации ценообразования при расчетах и оплате медицинских услуг и контроле финансирования средств, используемых в системе обязательного медицинского страхования;
- организации взаимосвязанных систем стандартизации, сертификации, лицензирования, надзора и контроля в области оказания медицинских услуг.
При этом осуществляется:
- обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми участниками процессов оказания медицинских услуг (научными работниками, медицинским и фармацевтическим персоналом и пр., а также органами управления, контроля и медицинского страхования; потребителями медицинских услуг);
- установление оптимальных научнообоснованных требований к номенклатуре и качеству оказываемых медицинских услуг в интересах отдельных граждан и государства в целом;
- установление требований по совместимости, взаимозаменяемости и безопасности оборудования, процессов, инструментов, материалов и других компонентов, применяемых при оказании медицинских услуг;
- унификация медицинских услуг на основе установления единых норм, правил и требований по нозологическому принципу, манипуляциям и процедурам при диагностике, лечении и контроле за ходом лечения;
- установление метрологических норм, правил, положений и требований;
- нормативно-техническое обеспечение контроля (анализа, измерений), сертификации и оценки качества оказания медицинских услуг, лицензирования субъектов, вовлеченных в процессы оказания медицинских услуг;
- создание и ведение систем классификации и кодирования в области оказания медицинских услуг, включая технико-экономическую информацию;
- нормативное обеспечение межгосударственных, государственных, региональных и других программ оказания медицинских услуг;
- нормативная поддержка реализации законов Российской Федерации в сфере оказания медицинских услуг методами и средствами стандартизации, сертификации и лицензирования.
Председатель | Г.П.Воронин |
Исполнительный директор | В.В.Гришин |
Министр здравоохранения | О.В.Рутковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа работ по созданию и развитию Системы стандартизации в здравоохранении (утв. Госстандартом РФ, ФФОМС, Минздравом РФ от 25 апреля 1998 г., 17 июля 1998 г., 21 июля 1998 г.)
Текст программы официально опубликован не был