г. Москва |
|
5 марта 2014 г. |
Дело N А41-25025/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Ногинский завод строительных материалов" - Садыкова Д.Р. доверенность от 16 октября 2013 года,
от заинтересованного лица: Администрация - Третьякова Т.Г. доверенность от 12 февраля 2014 года N исх275,
КУИ администрации - Третьякова Т.Г. доверенность от 11 апреля 2013 года,
рассмотрев 27 февраля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 21 ноября 2013 года,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Мищенко Е.А.
по заявлению ООО "Ногинский завод строительных материалов" (ОГРН 1045006102349)
о признании недействительным постановления
к администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ногинский завод строительных материалов" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления Администрации Ногинского муниципального района N 405 от 20 марта 2013 года "О предоставлении в собственность ООО "Ногинский завод строительных материалов" земельного участка, расположенного в Московской области, Ногинском районе, городском поселении Ногинск, г. Ногинск, ул. Захаровская, участок N 2", в части установления цены выкупа в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка; обязании Администрации Ногинского муниципального района внести изменения в пункт 2 данного постановления путем установления выкупной цены данного земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302004:268, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, в размере 2,5 % кадастровой стоимости; обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ногинского муниципального района (далее - КУИ) заключить с ООО "Ногинский завод строительных материалов" договор купли-продажи данного земельного участка с указанием выкупной цены в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка; а также взыскании с администрации Ногинского муниципального района Московской области в пользу ООО "Ногинский завод строительных материалов" 50.000 рублей расходов на оплату услуг представителя, расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Ногинский завод строительных материалов" отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 года решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. С администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - администрация) в пользу ООО "Ногинский завод строительных материалов" взыскано 20.000 рублей расходов на оплату услуг представителя, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2.000 руб.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация и КУИ обратились с кассационной жалобой, в которой просят постановление отменить. В обоснование приводят доводы о том, что поскольку здания и строения на испрашиваемом земельном участке приобретены обществом в 2000 году, то в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" применение льготной выкупной цены собственникам недвижимого имущества, приобретенного по договорам купли-продажи не предусмотрено, основания для предоставления земельного участка по цене равной 2,5% его кадастровой стоимости у администрации отсутствовали. Требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя необоснованно, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, обосновывающие заявленную сумму. Требование о взыскании государственной пошлины в размере 2000 рублей с администрации также необоснованно, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков - освобождены.
Представитель администрации и КУИ в судебном заседании доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель общества в заседании и представленном отзыве возражал против её удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "Ногинский завод строительных материалов" от 01 декабря 2011 года о предоставлении в собственность, за плату, для производственных целей, земельных участков, в том числе земельного участка площадью 1520 кв. метров с кадастровым номером 50:16:0302004:268, по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Захаровская Администрацией Ногинского муниципального района было издано постановление N 405 от 20 марта 2013 года о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка, по цене, равной 15 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с постановлением в части пункта 2 (установление выкупной цены в размере, равном 15% кадастровой стоимости), общество обратилось с заявленными требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о незаконности постановления администрации в части установления выкупной цены земельного участка в размере 15% кадастровой стоимости.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона установлено, что до 01 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения по цене, установленной субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года N 475) в приложении к заявлению о предоставлении прав на земельные участки, должны быть представлены документы, в том числе: правоустанавливающие документы на объекты недвижимости; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как установлено судами, ООО "Ногинский завод строительных материалов" является собственником недвижимого имущества - административного здания, 2-этажное, общей площадью 473,40 кв. метров, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Захаровская, д. 2, приобретенного по договору купли-продажи от 06 апреля 2000 года N 12-НС.
С заявлением от 30 ноября 2011 года о предоставлении в собственность за плату для производственных целей земельных участков:
- с кадастровым номером 50:16:0302004:268, площадью 1520 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Захаровская;
- с кадастровым номером 50:16:0302004:267, площадью 1900 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Социалистическая - общество обратилось в администрацию 01 декабря 2011 года с приложением всех правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, расположенные на данных земельных участках.
Администрацией Ногинского муниципального района по результатам рассмотрения заявления ООО "Ногинский завод строительных материалов" от 01 декабря 2011 года не принималось решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а напротив, заявление принято к рассмотрению и письмом N 3163/28 от 29 декабря 2011 года разъяснено о приведении в соответствие адресов испрашиваемых земельных участков с адресами объектов недвижимости, расположенных на них.
В связи с указаниями администрации о необходимости уточнения адресов спорного земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке общество вынуждено было в период с 01 декабря 2011 года (подача заявления о предоставлении земельного участка) по 11 сентября 2012 года предпринимать меры для упорядочения адреса испрашиваемого земельного участка, неоднократно обращаясь с заявлениями об упорядочении адреса (10 февраля 2012 года, 25 апреля 2012 года, 27 июня 2012 года, 06 августа 2012 года), в связи с чем администрацией было принято постановление N 652 от 11 сентября 2012 года об упорядочении адреса земельного участка, площадью 1520 кв. м с кадастровым номером 50:16:0302004:268: "старый адрес - Московская область, Ногинский район, г. Ногинск ул. Захаровская, новый адрес: Московская область, г. Ногинск, ул. Захаровская, участок N 2".
Апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Ногинский завод строительных материалов" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении участка в собственность 01 декабря 2011 года, с предоставлением необходимого для принятия решения по существу документов, то на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации вправе приобрести земельный участок по льготной цене, равной 2,5 % кадастровой стоимости.
То обстоятельство, что администрацией было принято постановление N 652 "Об упорядочении адреса земельных участков" только 11 сентября 2012 года, не может свидетельствовать о предоставлении обществом неполного пакета документов, необходимого для рассмотрения заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку данный факт произошел не по вине ООО "Ногинский завод строительных материалов".
Что же касается иных доводов кассационной жалобы, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 года по делу N А41-25025/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.