город Москва |
|
07 марта 2014 г. |
Дело N А40-3627/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Зверевой Е.А., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца Министерства обороны Российской Федерации: Корзинкина А.А. (дов. N 212/2/202 от 20.05.2013 г.), Палевец И.М. (дов. N 212/2/200 от 20.05.2013 г.);
от ответчика ООО "Альфа Миг": Козиной Е.А., Володиной Ж.Л. (дов. от 28.01.2014 г.);
от третьего лица ОАО "53 ЦПИ": Салтосецкого А.А. (дов. N Д-103 от 13.01.2014 г.);
рассмотрев 05 марта 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2013 г., принятое судьями Титовой И.А., Чепик О.Б., Гармаевым Б.П., по делу N А40-3627/13
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 116160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
к обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-МИГ" (ОГРН 1027739118703; 119021, г. Москва, Комсомольский пр-кт, д. 24, стр. 1)
о взыскании 72 334 639 руб. 00 коп.,
третье лицо: открытое акционерное общество "53 Центральный проектный институт" (ОГРН 1097746356597; 119021, г. Москва, Комсомольский пр-кт, д. 18, стр. 3)
УСТАНОВИЛ: 01 сентября 2003 г. на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 3365-р от 01 августа 2003 г. "О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 24, стр. 1, 2" между Федеральным государственным унитарным предприятием "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации" (Застройщик) и обществом с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-МИГ" (далее - ООО "АЛЬФА-МИГ", ответчик) (Инвестор) был заключен инвестиционный контракт о реконструкции аварийного здания, расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 24, стр. 1, 2 (с учетом дополнительного соглашения от 29 января 2004 г. N 2) (далее - Инвестиционный контракт, Контракт).
Предметом настоящего инвестиционного контракта является финансирование инвестором в размере 100 процентов реконструкции объекта и сдача его в эксплуатацию в соответствии с разрабатываемой в этих целях проектно-сметной документацией, а также передача инвестору его доли в размере 68 процентов общей площади помещений объекта, с последующим оформлением права собственности инвестора на них (пункт 2.1 Контракта).
Пунктом 4.3 Инвестиционного контракта установлено, что по мере выполнения инвестором принятых на себя обязательств по настоящему инвестиционному контракту осуществляется оформление права собственности застройщика и инвестора в следующем порядке: по завершении работ, предусмотренных инвестиционным контрактом, и приемки приемочной комиссией завершенного реконструкцией объекта 32 процента его общей площади в установленном порядке передаются застройщику в федеральную собственность, а 68 процентов общей площади завершенного реконструкцией объекта переходят в собственность инвестора.
Во исполнение распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01 апреля 2005 г. N 314-р "О внесении дополнений в распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 3365-р от 01 августа 2003 г. "О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 24, стр. 1, 2" между сторонами инвестиционного контракта 29 апреля 2005 г. заключено дополнительное соглашение N 3, согласно которому стороны пришли к соглашению о досрочной передаче инвестором в собственность Российской Федерации в рамках реализации контракта квартир стоимостью, соответствующей рыночной стоимости доли Российской Федерации в объекте, подлежащем реконструкции и реставрации.
Согласно дополнительному соглашению от 28 июня 2006 г. N 01-8/60 инвестор передал в собственность Российской Федерации 41 квартиру общей стоимостью 109 708 024 руб. 90 коп.
Стоимость переданных квартир определена на основании отчета об оценке общества с ограниченной ответственностью "Примаэксперт" (далее - "Примаэксперт") от 12 января 2006 г. N 001/06.
Дополнительным соглашением от 29 декабря 2006 г. N 01-8/103 к контракту инвестор передал в собственность Российской Федерации 6 квартир общей стоимость 18 679 000 руб. 00 коп.
Указанным дополнительным соглашением пункт 4.3 Инвестиционного контракта изменен и изложен в следующей редакции: "В связи с выполнением инвестором обязательств по досрочной передаче в собственность Российской Федерации квартир, соответствующей рыночной стоимости доли Российской Федерации (32% общей нежилой площади) в инвестиционном проекте после завершения реконструкции и реставрации инвестиционного объекта по адресу: г. Москва, Комсомольский проспект, дом 24, строения 1, 2, в собственность инвестора переходит 100% общей нежилой площади на вводимом объекте".
Таким образом, инвестором в рамках инвестиционного контракта в собственность Российской Федерации передано 47 квартир общей рыночной стоимостью 128 387 024 руб. 90 коп.
В дальнейшем Федеральное государственное унитарное предприятие "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации" было преобразовано в открытое акционерное общество "53 Центральный проектный институт" (далее - ОАО "53 ЦПИ", ответчик).
Дополнительным соглашением от 30 декабря 2009 года N 01-8/104 срок реализации инвестиционного контракта продлен до 30 сентября 2009 г.
Распоряжением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) от 05 октября 2009 г. N 26 "О завершении работ по реставрации и приспособлению к современному использованию и вводе в эксплуатацию объекта культурного наследия федерального назначения "Конюшни эскадронов Сумского драгунского полка" ансамбля зданий Хамовнического плаца, расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольский пр-кт, д. 24, стр. 1, 2" разрешен ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия федерального значения "Конюшни эскадронов Сумского драгунского полка".
30 декабря 2009 г. между ОАО "53 ЦПИ" (Застройщик) и ООО "АЛЬФА-МИГ", ответчик) (Инвестор) был подписан акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 01 сентября 2003 г. по реставрации и приспособлению к современному использованию объекта по адресу: г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 24, стр. 1, 2, согласно которому объект закончен строительством и введен в эксплуатацию (пункт 2); общая нежилая площадь объекта составляет 6 491,7 кв.м. (сведения подтверждаются выпиской из технического паспорта на объект по состоянию на 10 июля 2009 г.); в собственность инвестора переходит 100 процентов общей нежилой площади объекта; стороны подтверждают, что все условия и обязательства по контракту выполнены в полном объеме, претензий друг к другу стороны не имеют (далее - Акт о результатах реализации инвестиционного проекта от 30 декабря 2009 г.).
Ссылаясь на выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 19/060/2012-1498 и 19/060/2012-1499 от 20 марта 2012 г., по данным которых общая площадь реконструированных объектов недвижимости составляет 9 413,3 кв.м. (7 987,3 кв.м. - строение 1 и 1 426 кв.м. - строение 2), что на 2 921,6 кв.м. больше общей площади данных объектов, указанной в Акте о результатах реализации инвестиционного проекта от 30 декабря 2009 г. и учитываемой при расчете стоимости квартир, переданных Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "АЛЬФА-МИГ" о взыскании убытков в размере 57 887 972 руб. 00 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 31 декабря 2009 г. по 09 января 2013 г. в размере 14 446 667 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июня 2013 г. исковые требования удовлетворены в части взыскания с ООО "АЛЬФА-МИГ" в пользу Министерства обороны Российской Федерации убытков в размере 57 887 972 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2013 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции и оставлении решения суда первой инстанции без изменения, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок взыскания убытков.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "АЛЬФА-МИГ" просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая, что судами соблюдены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представители Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "АЛЬФА-МИГ" против ее удовлетворения возражал. Представитель ОАО "53 ЦПИ" согласился с доводами кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания факта причинения вреда, противоправности деяния его причинителя, а также наличие причинно-следственной связи лежит на истце.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждена вина ответчика, противоправность его действий и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возможными убытками, поскольку в подписанном между сторонами инвестиционного контракта акте о результатах реализации инвестиционного проекта от 30 декабря 2009 г. меньший объем площади объекта был указан исходя из выписки из технического паспорта на объект по состоянию на 10 июля 2009 г., который составлялся не ответчиком, а ГУП МосгорБТИ.
Кроме того, судом принято во внимание, что согласно Акту о результатах реализации инвестиционного проекта от 30 декабря 2009 г. ответчиком все обязательства по контракту исполнены.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2013 г. по делу N А40-3627/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Е.А.Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.