В соответствии с планом основных мероприятий МЧС России специалистами Всероссийского центра наблюдения и лабораторного контроля на 1996 год проверено состояние сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны 3 республик, 2 краев и 6 областей, в том числе: Республики Дагестан, Калмыкии, Бурятии, Краснодарского и Ставропольского краев, Костромской, Пензенской, Воронежской, Ярославской, Астраханской и Липецкой областей. Задачи работы включали проверку реализации Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в части организации и функционирования СНЛК: проверку состояния готовности учреждений СНЛК к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценку возможностей лабораторной базы по индикации РВ, СДЯВ, ОВ, а также возбудителей ряда инфекционных заболеваний людей и сельскохозяйственных животных; оказание практической и методической помощи в формировании СНЛК субъектов Российской Федерации.
Проверкам были подвергнуты 165 учреждений СНЛК, принадлежащих в основном Минсельхозпроду России, Госкомсанэпиднадзору России и Росгидромету.
С целью практической оценки готовности по индикации БС учреждениям СНЛК республик, краев и областей было выдано 1213 зашифрованных контрольных проб, из которых решены правильно 1033, что составило 88% от общего числа проб.
В ходе индикации контрольных проб учреждения СНЛК оценивались по следующим показателям:
- организованность и слаженность лабораторных подразделений в вопросах отбора и доставки проб;
- эффективность организации рабочих мест при переводе лабораторий на строгий противоэпидемический режим;
- наличие инструктивно-методических материалов в лабораториях;
- уровень теоретической подготовки и практических навыков персонала при работе с возбудителями инфекционных заболеваний I и II групп;
- объем и последовательность этапов специфической индикации БС;
- сроки выдачи результатов исследований.
В решении задач по индикации БС с лучшей стороны отмечены следующие учреждения госсанэпидслужбы:
- Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт;
- центр госсанэпиднадзора в Ставропольском крае;
- центр госсанэпиднадзора в Республике Калмыкия;
- противочумная станция Республики Калмыкия;
- центр госсанэпиднадзора в Краснодарском крае;
- Причерноморская противочумная станция;
- центр госсанэпиднадзора в г.Туапсе;
- центр госсанэпиднадзора в Республике Дагестан;
- центр госсанэпиднадзора в Республике Бурятия;
- центр госсанэпиднадзора в Костромской области;
- центр госсанэпиднадзора в г.Костроме;
- центр госсанэпиднадзора в г.Нерехте Костромской области.
Одновременно результаты проверок в 1996 году свидетельствуют о том, что положение дел в области контроля за загрязнением объектов окружающей среды РВ, ОВ, СДЯВ и БС остается не вполне удовлетворительным. Из-за резкого сокращения бюджетного финансирования прослеживается тенденция уменьшения количества учреждений СНЛК, способных к выполнению задач в чрезвычайных ситуациях.
Практически работать в полном объеме могут только учреждения СНЛК территориального, краевого, областного уровня. Так, в Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской области на местном уровне отсутствуют приборы экспресс-анализа, запасы диагностикумов и индикаторных средств не созданы, экспресс-методы для индикации БС используют только головные учреждения СНЛК территориального уровня.
Частичное решение вопроса обеспечения Северо-Кавказского региона диагностикумами и сыворотками предусматривается Ставропольским научно-исследовательским противочумным институтом (единственным реальным производителем диагностических препаратов на юге России), выпустившим в последнее время 18 экспериментальных серий. Отсутствие денежных средств не позволяет на данном этапе увеличить мощности производства и расширить ассортимент выпускаемых биопрепаратов. Сложившаяся ситуация вызывает большую тревогу, так как на территории Северо-Кавказского региона имеются природные очаги антропозоосновной чумы. Кроме того, наличие большого потока беженцев из Чеченской Республики и так называемых "челноков" из-за рубежа осложняет санитарно-эпидемиологическую обстановку, что ведет к возрастанию угрозы особо опасных инфекций людей и болезней сельскохозяйственных животных на территорию Северо-Кавказского региона и распространения их на всю территорию России.
Многие учреждения СНЛК расположены в приспособленных зданиях старой постройки, используют в своей практической деятельности устаревшее оборудование (при наличии современных приборов недостаточно площадей для их размещения). В Республике Калмыкия производственная база республиканского центра госсанэпиднадзора не соответствует нормативам по набору помещений. Центр госсаэпиднадзора в Краснодарском крае не имеет достаточной материально-технической базы, лаборатории функционируют в стесненных условиях. Такое же положение в центрах госсанэпиднадзора г.г.Краснодара - Липецка и Ельца.
Результаты проверок также показали, что в отдельных учреждениях госсанэпидслужбы (Республика Дагестан) по сравнению с 1995 годом имеются положительные сдвиги в организации и проведении лабораторных исследований на наличие возбудителей особо опасных инфекций. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Астраханский филиал Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии (ЦНИИЭ) из-за отсутствия необходимой лабораторной базы и приборного оборудования не может быть использован как головное учреждение СНЛК по специфической индикации БС.
Отмечена низкая организация взаимодействия при работе учреждений СНЛК. Более 60% учреждений обеспечены лишь табельными приборами типа ПХР-МВ, позволяющими проводить только качественный анализ проб на ОВ и СДЯВ, что во многом затруднит принятие правильного решения при возможных авариях на химически опасных объектах, и особенно это относится к объектовым лабораториям предприятий. Большинство лабораторий не имеют методик по определению ОВ и СДЯВ в объектах окружающей среды. Отсутствуют документы, регламентирующие работу учреждений СНЛК в условиях чрезвычайных ситуаций. Во многих областях прослеживается тенденция к сокращению специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля, особенно ветеринарного профиля.
Запасы диагностикумов, реактивов, индикаторных трубок для проведения исследований экспресс-методами в учреждениях СНЛК практически отсутствуют.
В целом СНЛК ГО проверенных республик, краев и областей ограниченно готовы к работе в ЧС мирного и военного времени.
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в частности организации и функционирования СНЛК, и в целях повышения состояния готовности учреждений госсанэпидслужбы, включенных в СНЛК, к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении ЧС предлагаю:
1. Предусмотреть финансирование перспективных планов развития учреждений СНЛК за счет средств местного бюджета;
2. Принять необходимые меры по расширению возможностей лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы в СНЛК по индикации РВ, СДЯВ, ОВ, а также возбудителей ряда инфекционных заболеваний людей и сельскохозяйственных животных;
3. Во взаимодействии с Управлениями, штабами ГО ЧС субъектов Российской Федерации планировать и проводить 2 раза в год тренировки на базе учреждений госсанэпидслужбы в СНЛК с выдачей контрольных проб;
4. Принять участие в доработке на местах организационно-методических документов СНЛК, в части относящейся к компетенции и деятельности госсанэпидслужбы.
Первый заместитель министра |
Г.Г.Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минздрава РФ от 25 апреля 1997 г. N 2510/3010-97-27 "Об итогах проверок учреждений госсанэпидслужбы в СНЛК в 1996 году"
Текст письма официально опубликован не был