город Москва |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А40-104512/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Ананьиной Е.А., Зверевой Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Голубятников Е.А. по дов. от 28.02.2014,
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - неявка, извещено,
от третьего лица: Федерального агентства по управлению государственным имуществом - неявка, извещено,
рассмотрев 17 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 04 октября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
и постановление от 23 декабря 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и хозяйственного ведения на недвижимое имущество,
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - заявитель, ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 06.05.2013 N 15/013/2013-780,784,785, в государственной регистрации права собственности и хозяйственного ведения на недвижимое имущество общей площадью 327,2 кв.м. (этаж 1, пом. I, комн. 1-4, пом. II, комн. 1-4, 4а, 5, 5а, 6-9), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 29, корп. 9, и обязании зарегистрировать на указанное нежилое помещение право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов, изложенных в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов регистрирующий орган указал, что судами не был выяснен вопрос о наличии прав заявителя на земельный участок, представленные заявителем на регистрацию документы не отвечали требованиям пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации), поскольку представленный кадастровый паспорт от 17.11.2009 и справка от 27.11.2009 N 94-2301/1, описывающие спорное нежилое помещение, выданы ранее даты выдачи кадастрового паспорта помещения ГУП МосгорБТИ (Центральное ТБТИ) от 15.08.2012 N 479/1 и даты внесения записи об объекте в подраздел I ЕГРП, в связи с чем, по мнению заявителя, названные документы выданы в отношении несуществующего объекта недвижимого имущества, поэтому не могут отражать актуальные сведения о нем. Судами не принято во внимание, что по сведениям Государственного кадастра недвижимости объект, расположенный на 1 этаже по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 29, корп. 9, площадью 327,2 кв.м., в составе пом. I, комн. 1-4, пом. II, комн. 1-4, 4а, 5, 5а, 6-9 не поставлен на кадастровый учет, что исключает его регистрацию в силу пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя по делу возражал против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Ответчик и третье лицо, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 17 апреля 2013 года ФГУП "Почта России" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о регистрации права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 29, корп. 9, общей площадью 327,2 кв.м., и представило комплект документов, в том числе, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2012 по делу N А40-13796/12-142-129, которым признано право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения предприятия на данное нежилое помещение.
Письмом от 06.05.2013 N 15/013/2013-780,784,785 регистрирующий орган уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения предприятия на основании абзацев 4, 10 пункта 1 и пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что по сведениям Государственного кадастра недвижимости объект, расположенный на 1 этаже по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 29, корп. 9, площадью 327,2 кв.м., в составе пом. I, комн. 1-4, пом. II, комн. 1-4, 4а, 5, 5а, 6-9 не поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер указанному объекту не присвоен.
Полагая, что данный отказ в государственной регистрации права нарушает права и законные интересы ФГУП "Почта России" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, противоречит действующему законодательству, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а также соответствующие форме и содержанию требованиям действующего законодательства, при этом в полученном заявителем кадастровом паспорте был указан ранее присвоенный учетный номер спорного объекта общей площадью 327,2 кв.м., ФГУП "Почта России" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды со ссылкой на положения статей 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статью 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 4 пункта 1, абзац 2 пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исходили из того, что для государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое помещение общей площадью 327,2 кв.м. (этаж 1, пом. I, комн. 1-4, пом. II, комн. 1-4, 4а, 5, 5а, 6-9), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Усачева д. 29, корп. 9, заявителем были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные Законом о регистрации, в том числе, решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-13796/12-142-129 от 27.06.2012, в связи с чем, у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных статьей 20 Закона о регистрации, для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на заявленное к регистрации недвижимое имущество.
Выводы судов кассационная коллегия признает правомерными и обоснованными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
При этом вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления иных, предусмотренных Законом о регистрации, документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Закона являются основаниями для государственной регистрации прав либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии со статьями 9, 13 Закона о регистрации прав в проведение государственным органом регистрации прав включается правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии, в частности, с пунктом 1.2. настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) 01 января 2013 года закончился переходный период, в течение которого не применялись положения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 11 статьи 33 Закона о регистрации после 01 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимости имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со статьями 3, 5 Закона о кадастре с 01 января 2013 года кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), которые присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно статье 28 Закона о регистрации право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, перечисленным в статье 20 настоящего Закона, в том числе по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 20 Закона.
В силу статьи 23 Закона о кадастре при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета обязан выдать заявителю кадастровый паспорт объекта недвижимости, который является подтверждением постановки на учет указанного объекта недвижимости.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 45 указанного Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществляется в установленной законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 01 января 2013 года, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в соответствии с которым, на Росреестр в срок до 01 января 2013 года возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
Согласно пунктам 5, 8, 12 указанного Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Кроме того, согласно пунктам 1 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи.
Поскольку вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды обеих инстанций установили, что все необходимые документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, для проведения государственной регистрации были представлены заявителем в регистрирующий орган.
Как следует из материалов дела, заявитель представил в регистрирующий орган одновременно с заявлением, помимо вступившего в законную силу решения арбитражного суда, кадастровый паспорт, подтверждающий факт кадастрового учета объекта недвижимости с указанием индивидуализирующих данных объекта, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для признания спорного объекта недвижимости не учтенным.
При этом в соответствии с действующим законодательством отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на основании пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации.
Материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимого имущества является учтенным в соответствии с Законом о кадастре, а необходимая в соответствии с требованиями действующего законодательства информация для государственной регистрации права собственности была предоставлена в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Кассационная коллегия признает, что суды правомерно удовлетворили заявленные требования на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязав регистрирующий орган устранить допущенные нарушения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не был выяснен вопрос о наличии прав заявителя на земельный участок, на котором расположено заявленное к регистрации недвижимое имущество, несостоятелен, поскольку в оспариваемом в рамках настоящего дела решении регистрирующего органа в качестве оснований для отказа в государственной регистрации, не указан факт отсутствия у заявителя соответствующих прав на земельный участок.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для испрашиваемой регистрации, основанные на неправильном толковании норм материального права, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2013 года по делу N А40-104512/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.