г. Москва |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А40-137164/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" Холявко М.А. по доверенности N 2 от 09 января 2013 года
от ответчика Открытого акционерного общества "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" Симбарева А.Н. по доверенности N 01-07/13-169 от 23 декабря 2013 года, Бородулина А.Ю. по доверенности N 01-07/13-167 от 23 декабря 2013 года
рассмотрев 18 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт"
на решение от 12 августа 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиной С.О.
на постановление от 31 октября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лаптевой О.Н., Верстовой М.Е., Садиковой Д.Н.
по делу N А40-137164/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" (ООО "Каспэнергосбыт", ОГРН 1060545002539)
к Открытому акционерному обществу "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (ОАО "АТС", ОГРН 1077763818450)
о признании незаконными действий (бездействия)
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каспэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАО "АТС" о признании незаконными действий по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже для ООО "Каспэнергосбыт" в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N ВАС-7986/11, Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 (далее - Правила), Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике); бездействия по неформированию регулируемых договоров в отношении ООО "Каспэнергосбыт" в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N ВАС-7986/11, Правилами, Законом об электроэнергетике.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Каспэнергосбыт" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АТС" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Каспэнергосбыт" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ОАО "АТС" возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Каспэнергосбыт" является энергосбытовой организацией, субъектом оптового рынка, внесен в реестр субъектов оптового рынка в раздел 2 "Покупатели электрической энергии и мощности" (номер в реестре 2.1.0339).
Между ООО "Каспэнергосбыт", Некоммерческим партнерством "Совет рынка по организации эффективной оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью", ОАО "АТС", ОАО "Центр финансовых расчетов", ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" заключен договор о присоединении к торговой системе оптового рынка от 24 декабря 2010 года N 323-ДП/10.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июля 2011 года N 180-э/4, с учетом изменений, внесенных приказом от 29 ноября 2011 года N 301-э/2 "Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год", утвержден сводный прогнозный баланс на 2012 год.
ООО "Каспэнергосбыт" было выделено в указанном приказе отдельной строкой с 01 июля 2012 года с объемом потребления в размере 84,34 млн. кВтч., закрепленного за объемом потребления прочих потребителей.
Уведомлениями ОАО "АТС" от 23 июля 2012 года N 01-02/12-18411 и N 01-02/12-18410 ООО "Каспэнергосбыт" с 01 августа 2012 года предоставлено право участия в торговле на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки PKASPSB1 и PKASPSB3.
С начала момента участия в торговле на оптовом рынке весь объем электрической энергии (мощности) покупался ООО "Каспэнергосбыт" по нерегулируемым (рыночным) ценам.
Рассматривая данное дело, суды с учетом положений статей 23.1, 32, 33 Закона об электроэнергетике, пунктов 27, 62, 63, 64, 65, 68 Правил, пунктов 14, 59, 61 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, правильно указали, что ОАО "АТС" осуществляет действия по формированию регулируемых договоров и определению объемов поставки (покупки) электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) только после определения Федеральной службой по тарифам в сводном прогнозном балансе в отношении таких поставщиков и покупателей прогнозных объемов поставки (покупки) (внесения изменений в сводный прогнозный баланс); у ОАО "АТС" отсутствует возможность сформировать регулируемые договоры и определить объемы покупки электрической энергии и мощности по ним в отношении тех субъектов оптового рынка, по которым Федеральная служба не утвердила в сводном прогнозном балансе прогнозные объемы покупки по регулируемым ценам (тарифам) для населения и сверх объемов населения, и, соответственно, не учла эти прогнозные объемы потребления в прогнозных объемах поставки электрической энергии и мощности.
Схема прикрепления по регулируемым договорам и объемы поставки электрической энергии и мощности по регулируемым договорам формируются ОАО "АТС" как коммерческим оператором на оптовом рынке электрической энергии и мощности ежегодно на основании объемов производства и потребления электрической энергии и мощности, определенных Федеральной службой по тарифам в соответствии со сводным прогнозным балансом.
В данном случае объемы потребления ООО "Каспэнергосбыт" не были учтены Федеральной службой по тарифам при определении плановых объемов поставки электрической энергии по регулируемым договорам для поставщиков - участников оптового рынка в 2012 году.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N ВАС-7986/11 признан недействующим абзац 3 пункта 62 Правил в части применения его только к гарантирующим поставщикам - участникам оптового рынка, в отношении которых выполняются следующие условия: прогнозные объемы потребления электрической энергии и (или) мощности этих гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной период регулирования, составляет не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении субъекта Российской Федерации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2013 года по делу N А40-153751/12-120-1587 по заявлению ООО "Каспэнергосбыт" признано незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам по не включению в Сводный прогнозный баланс на второе полугодие 2012 года по ООО "Каспэнергосбыт" объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей, а также признано незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам по не включению в Сводный прогнозный баланс на второе полугодие 2012 года объема покупки электрической энергии (мощности) общества с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам (регулируемым ценам).
После принятия названных судебных актов Федеральная служба по тарифам до настоящего времени не откорректировала прогнозные объемы поставки электроэнергии по регулируемым ценам на 2012 год в части включения в них прогнозных объемов потребления заявителя.
Однако, как правильно посчитали суды, без включения Федеральной службы по тарифам объемов потребления заявителя в размере 84,34 млн. кВтч. путем увеличения на указанное количество прогнозных объемов поставки электрической энергии и мощности для поставщиков по регулируемым договорам, ответчик не имеет возможности сформировать в отношении заявителя регулируемые договоры, поскольку отсутствуют данные, позволяющие определить поставщиков - продавцов электроэнергии и мощности для заявителя по регулируемым ценам (тарифам).
Для формирования регулируемых договоров в отношении заявителя ОАО "АТС" должно располагать информацией, какому поставщику (каким поставщикам) Федеральная служба по тарифам в сводном прогнозном балансе скорректировала объемы поставки электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) путем их увеличения суммарно или пропорционально на 84,34 млн. кВтч. (объем потребления заявителя), какие цены (тарифы) установлены поставщику (поставщикам) для продажи указанного объема электроэнергии заявителю по регулируемым ценам (тарифам).
В данном случае ОАО "АТС" не располагает сведениями о прогнозных объемах потребления заявителя по регулируемым договорам.
Вопреки доводам заявителя о том, что ответчик имел все правовые основания и фактическую возможность сформировать для заявителя регулируемые договоры и определить по ним объемы потребления электрической энергией в соответствии с действующим законодательством и решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N ВАС-7986/11, суды правомерно указали, что данным судебным актом не был изменен порядок и условия формирования ОАО "АТС" регулируемых договоров, предусмотренные пунктами 63, 64, 65 и 68 Правил и договором о присоединении.
Поскольку порядок и условия формирования ОАО "АТС" регулируемых договоров остались прежними, а со стороны Федеральной службы по тарифам вышеуказанная возможность не была предусмотрена при утверждении сводного прогнозного баланса на второе полугодие 2012 года, то со стороны ОАО "АТС" отсутствовало противоправное бездействие по формированию регулируемых договоров для заявителя.
Суды, отказывая в удовлетворении требования о признании незаконными действий ОАО "АТС" по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже для ООО "Каспэнергосбыт" в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N ВАС-7986/11, Правилами, Законом об электроэнергетике, обоснованно пришли к выводу о том, что заявителем не указано, какие конкретные действия стороны ОАО "АТС" и в рамках каких заключенных заявителем на оптовом рынке договоров, ООО "Каспэнергосбыт" считает незаконными. Признание незаконными действий стороны ОАО "АТС" по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже заявителю (в формате заявленных требований) повлечет неправомерность таких действий не только по отношению к заявителю, но и к участникам оптового рынка, не привлеченным к участию в данном деле (в частности, поставщикам электрической энергии и мощности, реализовавшим их заявителю по рыночным ценам, через комиссионную схему, посредством участия в качестве комиссионера ОАО "Центр финансовых расчетов").
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года по делу N А40-137164/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.