Заслушав и обсудив доклад о состоянии реабилитации детей-инвалидов коллегия отмечает, что в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний.
Общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 17 лет за последние пять лет выросла практически по всем классам и группам заболеваний, увеличиваясь в среднем на 4 - 5% ежегодно, преимущественно за счет хронических болезней.
Рост заболеваемости среди детей обуславливает нарастание инвалидизации детского населения. В 2000 году распространенность детской инвалидности составила 205,6 на 10 тыс. детей в возрасте до 15 лет включительно лет (1996 год - 150,6). Так, если в 1996 году на 70 детей в возрасте до 15 лет включительно приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2000 году такой ребенок приходится на 55 здоровых детей. Контингент детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно постоянно возрастает, и только за последние 3 года увеличился на 16,3% (89960 чел.).
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации на 1 января 2001 года зарегистрировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно.
Наиболее значимыми причинами повышения уровня общей детской инвалидности за последние годы являются недостаточный уровень ранней диагностики хронических заболеваний, а также расширение медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом.
Среди причин инвалидности с детства первое место занимают заболевания нервной системы (21,7%, 39,9 случаев на 10 тыс. детей), второе место принадлежит психическим расстройствам (18,6%, - 32,6 случаев на 10 тыс. детей). На третьем месте - врожденные аномалии (18,6% - 31,9 случаев на 10 тыс. детей). На долю этих причин приходится более 50% случаев инвалидности.
Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными - 25,0% (1996 год - 23,8%) и умственными - 20,4% (1996 год - 21,1%) нарушениями.
Решению вопросов, связанных с детской инвалидностью Министерством здравоохранения Российской Федерации уделяется постоянное внимание. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., что определило новые подходы к пониманию проблем детской инвалидности.
В соответствии с нормами Конвенции о правах ребенка 17.06.2000 г. принят Федеральный закон Российской Федерации N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", повысивший возраст детей для признания их инвалидами с 16 до 18 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 909 была утверждена программа "Дети России", в состав которой была включена программа "Дети-инвалиды". Аналогичные программы были приняты в 72 регионах России.
В регионах создана медико-генетическая служба, налажено проведение пренатальной диагностики, неонатального скрининга Минздрав России сосредоточил свои усилия на перинатальных аспектах профилактики инвалидности и развитии сети центров планирования семьи и репродукции. В настоящее время их создано в России более 400. Расширяется использование ультразвуковой диагностики беременных женщин.
За счет средств программы "Дети-инвалиды" созданы и оснащены современным функционально-диагностическим и реабилитационным оборудованием такие федеральные реабилитационные учреждения для детей-инвалидов как Реабилитационный центр "Детство" Минздрава России, специализированный дом ребенка с центром реабилитации (г. Апатиты Мурманской области) и другие.
Во многих регионах (Воронежская, Орловская, Челябинская, Калининградская, Кировская области, Республика Татарстан) успешно применяются традиционные технологии реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями, включающие коррекцию сенсорных нарушений, и многие другие.
По оперативным данным в системе здравоохранения Российской Федерации действует более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения, кабинеты и т.д. В 254 домах ребенка детям с аномалиями в развитии оказывается комплексная реабилитационная помощь.
Однако увеличение количества детей-инвалидов обуславливает рост потребности в оказании реабилитационной помощи, которую существующая сеть медицинских учреждений не может обеспечить в полном объеме.
Несмотря на растущее число реабилитационных клиник, образовательных учреждений коррекционного типа, санаториев, дневных стационаров и т.д., а также различных благотворительных организаций, проблемы детской инвалидности в нашей стране не теряют своей остроты.
Основными факторами, определяющими недостаточную эффективность комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации ребенка-инвалида, являются отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации и низкий уровень методического обеспечения реабилитационного процесса. Кроме того, медицинскими работниками недооцениваются социально-психологические аспекты реабилитации, а работниками социальной сферы - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации. Недостаточно развита преемственность в деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, курирующих вопросы, связанные с инвалидностью.
В настоящее время назрела острая необходимость разработки стандартов реабилитационной помощи детям, включающих в себя среднюю продолжительность лечения, психолого-педагогическую коррекцию, приоритетные методики и многое другое.
Существенным препятствием для развития реабилитационной помощи является недостаточное материально-техническое оснащение современным реабилитационным оборудованием детских реабилитационных учреждений. Также нуждается в развитии и совершенствовании существующая информационно-методическая база реабилитации. Многое из имеющегося оборудования не отвечает современным требованиям и не позволяет учесть комплексный характер реабилитации. Оснащение реабилитационных центров не носит системного характера, а использование дорогостоящего оборудования не имеет достаточно обоснованной методической базы.
Как показывает анализ материалов, в ряде территорий Российской Федерации реабилитационная помощь в домах ребенка оказывается в недостаточном объеме и ограничивается лишь проведением физиотерапевтических процедур и медикаментозной терапии.
Пристального внимания требует работа с детьми-инвалидами, проживающими в семьях. С этой целью необходимо обучение родителей навыкам и приемам реабилитации во время пребывания в реабилитационном учреждении, т.е.необходим перенос центра тяжести на реабилитационную работу в семью, что соответствует современным мировым тенденциям.
Перспективной организационной формой реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям являются стационарозамещающие технологии, которым до настоящего времени не уделялось достаточного внимания. Так, число коек в дневных стационарах всех типов, включая стационары на дому, составляет всего лишь 2% (1997 г. - 1,5%) к общему числу детских коек.
Несмотря на наличие многочисленных медицинских учреждений, занимающихся "медицинской" реабилитацией, между ними нет методологического единства, системного подхода по иерархическому принципу, отсутствуют унифицированные программы реабилитации и система оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
Наряду с представленными, требуют решения медицинские и медико-социальные проблемы оказания комплексной реабилитационной помощи лицам, являющимся инвалидами с детства от рождения. Система оказания помощи этой категории больных должна базироваться на тех же принципах, что и для детей-инвалидов.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования комплекса мер по организации непрерывного процесса реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и инвалидов от рождения в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
Коллегия решает:
1. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению:
В срок до 31 декабря 2001 года подготовить проект приказа Минздрава России "О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения".
2. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Реабилитационному центру "Детство" Минздрава России:
2.1. В срок до 1 марта 2002 года доработать Концепцию организации непрерывного процесса реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в системе здравоохранения Российской Федерации (далее Концепция) и утвердить план ее поэтапной реализации.
2.2. В срок до 31 декабря 2001 года представить перечень мероприятий, необходимых для осуществления преемственности в процессе комплексной реабилитации инвалидов с детства от рождения без ограничения возраста.
2.3. В срок до 1 ноября 2002 года совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации подготовить письмо органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации о формировании единых методических рекомендаций по разработке индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства от рождения.
3. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики:
3.1. В срок до 30 апреля 2002 года подготовить пакет документов по введению специальности "Детская реабилитология" в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей и представить их на рассмотрение Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации.
3.2. В срок до 1 февраля 2002 года разработать программу повышения квалификации специалистов домов ребенка по современным технологиям реабилитационной помощи.
3.3. В срок до 1 марта 2002 года подготовить дополнения в учебные программы медицинских вузов по вопросам, связанным с реабилитацией инвалидов.
4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Управлению медицинских проблем материнства и детства:
4.1. В I кв. 2002 года совместно с Российской Федерации разработать проекты приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития "Об утверждении формы направления детей в возрасте до 18 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы" и "Об утверждении формы направления инвалидов с детства от рождения на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы"
4.2. В I кв. 2002 г. представить на утверждение состав Экспертного Совета Министерства здравоохранения Российской Федерации по медико-социальной детей- инвалидов и инвалидов с детства от рождения.
4.3. В срок до 31 декабря 2001 года пересмотреть первичную учетно-отчетную документацию деятельности лечебно-профилактических учреждений и ввести в нее данные о детях-инвалидах и инвалидах с детства от рождения.
5. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах:
5.1. В срок до 1 июня 2002 года представить предложения по созданию организационно-методических межрегиональных центров по реабилитации инвалидов (в том числе, детей-инвалидов и инвалидов с детства от рождения).
6. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Правовому управлению: В срок до 1 марта 2002 года представить в Правительство Российской Федерации пакет документов по разработке федеральных законов, касающихся жизнедеятельности инвалидов с детства от рождения и гарантиях со стороны государства этой категории инвалидов и их семьям.
7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
7.1. Рекомендовать в срок до 1 мая 2002 года проанализировать состояние организации лечебно-диагностической и реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения, заслушать информацию на коллегиях
7.2. В срок до 1 мая 2002 года организовать обучающие семинары по современным технологиям реабилитации в педиатрии и общелечебной сети.
8. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.
Председательствующий на коллегии |
А.И. Вялков |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 23 октября 2001 г. "О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения без ограничения возраста" (протокол N 17)
Текст решения официально опубликован не был