г. Москва |
|
8 апреля 2014 г. |
Дело N А40-41269/13-41-399 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тихоновой В. К.,
судей Комаровой О. И., Чучуновой Н. С.,
при участии в заседании:
от истца - Тулеулова З.М. - по доверенности от 16.11.2011,
от 1 ответчика - Оськина Н.Н. - по дов. от 17.03.2014, от 2 ответчика - Захаров М.Е. - по дов. от 30.12.2013 N 05-08-2949/13, от 3 ответчика - Николаев А.А. - по дов. от 25.12.2013 N 33-Д-918/13, от 4 ответчика - Игумнова В.С. - по дов. от 26.12.2013 N 30-249/дов, от 5 ответчика - Фролова А.А. - по доверенности ВЛ-03-28/4690 от 15.05.2013, от 6 ответчика - Сорокин И.А. - по дов. от 13.12.2013 N 01-08-35/25349,
рассмотрев 1 апреля 2014 года в судебном заседании кассационные
жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
на решение от 25 октября 2013 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 16 января 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой С.В., Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И.,
по иску ТСЖ "ШЕЛЕСТОВО"
об обязании принять лесные декларации
к Департаменту лесного хозяйства по ЦФО, Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету лесного хозяйства Московской области, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Шелестово" обратилось в арбитражный суд с требованием о понуждении к исполнению обязательств по трем договорам аренды лесных участков, заключенных с Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, путем принятия от арендатора лесных деклараций за 2012 год по участкам с кадастровыми номерами 50:27:0020118:949, 50:27:0020118:950, 50:27:0020118:951.
Требование предъявлено к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Комитету лесного хозяйства Московской области, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
От Рослехоза, Департамента лесного хозяйства по ЦФО, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации поступили отзывы на исковое заявление с возражениями против удовлетворения требований истца.
ТСЖ "Шелестово" уточнило ответчика, просило суд обязать принять лесные декларации Департамент лесного хозяйства по ЦФО.
Отказа от иска к другим ответчикам не заявлено.
Определение о привлечении остальных ответчиков к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом не выносилось.
Арбитражный суд г. Москвы решением от 25.10.2013 по делу N А40-41269/13-41-399 обязал Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу принять от ТСЖ "Шелестово" лесные декларации за 2012 год участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:949, 50:27:0020118:950, 50:27:0020118:951.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.01.2014 оставил решение суда без изменения.
В кассационных жалобах Рослесхоз, Департамент лесного хозяйства по ЦФО ставят вопрос об отмене судебных актов, которые считают незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права и процессуального права, в частности ст. ст. 26, 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, положений о Департаменте лесного хозяйства по ЦФО.
В связи с чем просят отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении требования.
От Минприроды России поступил отзыв на кассационные жалобы в поддержку позиции заявителей.
ТСЖ "Шелестово" в отзыве на кассационные жалобы просило оставить судебные акты в силе как соответствующие нормам права.
В судебном заседании кассационной инстанции до начала рассмотрения кассационных жалоб по существу представитель от Департамента городского имущества г. Москвы (ранее Департамент земельных ресурсов г. Москвы) заявил устное ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до разрешения дела Арбитражного суда г. Москвы N А40-42055/14 об оспаривании договоров аренды лесных участков.
Представитель от Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы устно ходатайствовал об отложении судебного разбирательства по кассационным жалобам по этому же основанию.
Обсудив ходатайства ответчиков, выслушав мнение других ответчиков по заявленным ходатайствам, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 143, ч.ч. 1, 5 ст.ст. 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклонила ходатайства, считая возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании, а также в связи с непредставлением заявителями ходатайств каких-либо доказательств, обосновывающих их позиции.
При рассмотрении кассационных жалоб Рослесхоза, Департамента лесного хозяйства по ЦФО их представители поддержали доводы и требования,, изложенные в жалобах, с которыми согласился представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представитель от ТСЖ "Шелествово" против удовлетворения кассационных жалоб возражал по приведенным в отзыве на жалобы мотивам.
В судебное заседание кассационной инстанции не явился представитель от Росимущества, о рассмотрении жалобы надлежаще извещен информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет), что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по материалам дела, в пределах, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, между Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (арендодателем) и ТСЖ "Шелестово" (арендатором) 03.02.2012 заключены договоры аренды нежилых лесных участков: площадью 4,9 га с кадастровым номером 50:27:0020118:949; площадью 4,96 га с кадастровым номером 50:27:0020118:950; площадью 4,98 га с кадастровым номером 50:27:0020118:951 местоположением Подольское лесничество, Малинское участковое лесничество, категории земель - земли лесного фонда с разрешенным видом использования под рекреационную деятельность.
Договоры аренды заключены на основании протокола от 16.01.2012 о результатах аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Московской области, для осуществления рекреационной деятельности, а также на основании приказов Департамента лесного хозяйства по ЦФО от 2.02.2012 за N 30, 31, 32 "О предоставлении в аренду лесного участка под осуществление рекреационной деятельности"
В соответствии с условиями указанных договоров (п.п. 2 п. 3.4. договоров) арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию, отчет арендодателю об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов.
Сроки действия договоров аренды установлены с 3.02.2012 по 3.02.2061.
Согласно п. 6.2 договоров расторжение договоров судом по требованию стороны арендодателя осуществляется, в частности при непредставлении в установленном порядке лесной декларации, отчета об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов.
Как установлено судами обеих инстанций, арендатор 6.12.2012 направил арендодателю (л.д. 52, 53 т. 2) лесные декларации по земельным участкам с вышеуказанными кадастровыми номерами.
Из переписки между товариществом и Департаментом лесного хозяйства по ЦФО судами установлено (ответ от 21.12.2012 N 2030-3/2087; 2145), что фактически истцу отказано в приеме лесных деклараций на том основании, что лесные участки, переданные по трем договорам аренды от 3.02.2012 полностью вошли в границы города Москвы.
Разрешая возникший спор, арбитражные суды обеих инстанций установили, что несмотря на соответствующие обращения ни одна из привлеченных к участию в деле в качестве ответчика организация не разъяснила арендатору к кому из них следует подавать лесные декларации.
При удовлетворении требований истца об обязании ответчика принять лесные декларации арбитражный суд первой инстанции, решение которого оставлено без изменения судом апелляционной инстанции, исходил из следующих обстоятельств.
Согласно свидетельствам от 4.05.2012 лесные участки, преданные в аренду истцу, зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией.
Договоры аренды лесных участков зарегистрированы 27.06.2012 в установленном законом порядке.
В силу положения п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель Российской Федерации входят, в частности земли населенных пунктов (п.п. 2 ст. 7), а также земли лесного фонда (п.п. 5 ст. 7).
Перевод земель из одной категории в другую в отношении находящихся в федеральной собственности земель осуществляется Правительством Российской Федерации (п.п. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
На основании Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011, утвержденного постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1.07.2012 утверждены изменения границы между указанными субъектами, спорные лесные участки включены в границы города Москвы.
Категория земель изменена на земли населенных пунктов без изменения вида разрешенного использования, что подтверждено кадастровыми паспортами трех земельных участков, разрешено использование, в частности для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что лесничества и лесопарки (основные территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов) располагаются и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п.п. а) п. 3.3 договоров аренды земельных участков, требованиям, содержащимся в ст. ст. 24, 26, 41 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилах использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" начало использования лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов возможно только при предоставлении лесной декларации не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого использования лесного участка.
В этой связи непринятие арендодателем лесной декларации от арендатора препятствует использованию последним лесного участка.
Согласно ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 17.01.2012 N 81 Федерального лесного хозяйства (Рослесхоз) утвердило Порядок заполнения и подачи лесной декларации, согласно п. 2 которого лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка; уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Департамент лесного хозяйства по ЦФО является арендодателем лесных участков, на недостоверность сведений, содержащихся в лесных декларациях арендатора, не ссылался, доказательства несоответствия приложенных к материалам дела деклараций установленным требованиям не представил.
Фактическое либо юридическое изменение арендодателя не наступило.
Поскольку требование истца основано, в частности на договорах аренды лесных участков, арбитражные суда на основании вышеуказанных норм права, ст. ст. 309, 310 признали иск обоснованным, обязали ответчика принять от истца лесные декларации за 2012 год по земельными участкам.
Обсудив доводы кассационных жалоб, учитывая установленные судами обеих инстанций обстоятельств, подтверждающие обоснованность предъявленного требования, которое фактически не опровергается заявителями кассационных жалоб, а приводятся иные доводы, которые при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанции отклонены судами, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных в ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения и постановления по делу.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 октября 2013 года по делу N А40-41269/13-41-399, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2014 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К.Тихонова |
Судьи |
О.И.Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.