город Москва |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А40-32494/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кобылянского В.В., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от заявителя Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от ответчика Управления Росреестра по Москве: Репина П.Н. (дов. N 4251/2014 от 06.03.2014 г.);
от третьего лица ГУП МосгорБТИ: не явились, извещены;
рассмотрев 08 апреля 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2013 г.,
принятое судьей Беловой А.Р.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Мухиным С.М.,
по делу N А40-32494/2013
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423 3; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15)
о признании незаконным решения,
третье лицо: Государственное унитарное предприятие города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (ОГРН 1027739606322; 125009, г. Москва, М. Гнездниковский пер, д. 9, 7)
УСТАНОВИЛ: город Москва является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, 4-й Верхний Михайловский пр., д. 10, корп. 1, общей площадью 246,1 кв.м. (подвал пом. I ком. 1-4, пом. II ком. 1, 1а, 2-5), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 22 декабря 2004 г. сделана запись регистрации N 77-01/35-959/2004-321 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 22 декабря 2004 г. серии 77 АБ 695558.
15 октября 2012 г. Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган, ответчик) с заявлениями N 12/032/2012-994 и N 12/033/2012-004 о внесении изменений в запись ЕГРП в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, 4-й Верхний Михайловский пр., д. 10, корп. 1, в связи с изменением площади объекта, и выдаче нового (повторного) свидетельства о государственной регистрации права.
Согласно расписке о получении документов на государственную регистрацию от 15 октября 2012 г. к заявлению о государственной регистрации были приложены следующие документы: кадастровый паспорт помещения от 23 августа 2012 г. N 1234/3 (00014713:0091, 0095, 0092); экспликация от 23 августа 2012 г. N 26 50 300319; справка Государственного унитарного предприятия города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее - ГУП МосгорБТИ, третье лицо) от 24 августа 2012 г. N 26 50 300319.
30 ноября 2012 г. Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРП об объекте недвижимого имущества по адресу: г. Москва, 4-й Верхний Михайловский пр., д. 10, корп. 1, со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав).
В обоснование данного отказа ответчиком указано на то, что из представленных заявителем на государственную регистрацию заявлений от 15 октября 2012 г. следует, что площадь объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, 4-й Верхний Михайловский пр., д. 10, корп. 1, изменилась с 246,1 кв.м. до 222,9 кв.м., однако представленный кадастровый паспорт от 23 августа 2012 г., а также справка ГУП МосгорБТИ от 24 августа 2012 г. содержат сведения об объекте общей площадью 30,7 кв.м. и помещениях площадью 192,2 кв.м. не входящих в общую площадь объекта. Кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества (нежилые помещения общей площадью 222,9 кв.м.) в нарушении требований положений пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав в дело правоустанавливающих документов не представлен.
Полагая, что указанный отказ Управления Росреестра по Москве не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, 4-й Верхний Михайловский пр., д. 10, корп. 1, и выдаче свидетельства в отношении данного объекта недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУП МосгорБТИ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на спорное имущество.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика и третьего лица не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители Департамента городского имущества города Москвы и ГУП МосгорБТИ в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, явившегося в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 статьи 16 указанного Закона предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации прав предусмотрено, что до 1 января 2013 г. обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 (далее - Правила), подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 31 указанных Правил установлено, что заполнение подраздела I в графе "Площадь" указывается общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по внутреннему обмеру).
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию права по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что в материалы дела правоустанавливающих документов не был представлен кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, 4-й Верхний Михайловский пр., д. 10, корп. 1, общей площадью 222,9 кв.м., а представленный заявителем на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 23 августа 2012 г. содержит сведения об объекте общей площадью 30,7 кв.м. и помещениях площадью 192,2 кв.м., не входящих в общую площадь объекта.
При этом судами принято во внимание, что согласно пункту 1.10 кадастрового паспорта в графе "примечания" указано, что площадь помещения: подвал пом. I ком. Б (3,2 кв.м.), техподполье пом б/н (3,2 кв.м.), пом. II (185,8 кв.м.) в общую площадь не включается. Помещение переоборудовано без разрешения. Из письма ГУП МосгорБТИ от 24 августа 2012 г. следует, что изменения площади произошли в результате проведения текущей инвентаризации, а разрешение на произведенную перепланировку в ТБТИ не предъявлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Каких-либо доводов о нарушении судом норм материального или процессуального права в кассационной жалобе не приведено, а излагается лишь несогласие с выводами суда по заявленным Департаментом городского имущества города Москвы требованиям.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 г. по делу N А40-32494/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.