Федеральная целевая программа "Безопасное материнство" (далее Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1173 и реализуется с 1995 года. Государственным заказчиком Программы является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 19.02.96 N 210 Программа включена в состав президентской программы "Дети России" и действие ее продлено на 1996 - 1997 годы. Действие Программы продлено на 1998 - 2000 годы постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.97 N 29 и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 - на 2001 - 2002 годы. Во исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации Минздравом России изданы соответствующие приказы от 11.04.95 N 93, 29.03.96 N 110 и 25.03.98 N 88 и от 20.04.2001 N 124, которыми утвержден Координационный совет по организации управления и контроля за выполнением Программы.
Формирование и реализация программных мероприятий осуществлялась во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения на местах. Аналогичные региональные Программы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации.
Основная цель Программы - социальная поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья, создание необходимых условий для рождения здоровых и желанных детей, профилактика и снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Программные мероприятия сосредоточены на решении следующих задач: совершенствовании нормативной правовой базы службы материнства и детства, внедрении современных организационных и перинатальных технологий, подготовки кадров, укреплении материально-технической базы родовспомогательных и детских учреждений; проведении специальных научных исследований в области акушерства, гинекологии и перинатологии; разработке и внедрении эффективных информационных технологий для специалистов и населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья, безопасного материнства, формирования здорового образа жизни.
О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Безопасное материнство" см. также приказ Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 27 мая 2002 г. N 174/28
Реализация этих задач до 1998 года осуществлялась в рамках двух федеральных целевых программ - "Планирование семьи" и "Безопасное материнство", а с 1998 года в связи с решением Государственной Думы Российской Федерации об объединении средств этих двух целевых программ - в рамках одной целевой программы "Безопасное материнство".
Финансирование Программы в полном объеме осуществляется только с 1999 года в соответствии с решением Комиссии по вопросам улучшения положения женщин (протокол от 27.11.98 N 3).
В 1995 - 1998 годах на Программу выделялись незначительные объемы средств (соответственно 9%, 3,8%, 9,8% и 5,6% от запланированных), которые были направлены на проведение, в основном, научных исследований.
Особенностью реализации III этапа федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 2001 - 2002 годы является участие субъектов Российской Федерации (53 территории) в софинансировании программных мероприятий и включение в Программу инвестиционного раздела - поддержка финансирования 8 строящихся региональных и межрайонных перинатальных центров.
Утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации объемы финансирования мероприятий Программы на 2001 - 2002 год составляют 999,3001 (в ценах 2000 года), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 193,52 млн. рублей (19,4%), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 805,7801 млн. рублей (80,6%).
По оперативной информации в 2001 году в софинансировании Программы приняли участие 72 субъекта Российской Федерации из средств бюджетов различных уровней - на реализацию региональных программ выделено более 600 млн. рублей.
Из федерального бюджета в 2001 году Программа профинансирована в размере 86 млн. 141 тыс.рублей, что составило 107,5% от годового плана бюджета (6,0 млн. рублей за счет дополнительных доходов на инвестиционный раздел Программы). На 2002 год по плану бюджета на Программу выделено 129 млн. 201 тыс. рублей - 89 млн. 310 тыс.рублей по статье "Прочие нужды", 1 млн. 400 тыс.рублей - на НИОКР и 38,5 млн. рублей на выполнение инвестиционного раздела Программы.
Целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы "Безопасное материнство", было подтверждено в ходе проверки Счетной палатой Российской Федерации в июне-июле 2001 г.
В соответствии со структурой реализации средств Программы по основной статье "Прочие нужды" в 1995-2001 годах на оснащение учреждений родовспоможения и детства регионов современной лечебно-диагностической аппаратурой было направлено 139 млн. 726 тыс.рублей (более 90%). За этот период было закуплено 167 ультразвуковых аппаратов, 106 фетальных кардиомониторов, 147 гистероскопов, 82 лапароскопа, 40 комплектов наркозно-дыхательной аппаратуры. Закупки осуществлялись в установленном порядке в рамках проведения торгов (конкурсов). За этот период 7 млн. 452 тыс.рублей (около 5%) было направлено на организационное обеспечение повышения информированности специалистов и населения по вопросам здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья и безопасного материнства. По этим проблемам в регионы направлено более 3 млн. экземпляров информационных материалов (брошюры, буклеты, плакаты, аудио- и видеопродукция и др.). Ежегодно за счет средств Программ до 1998 года проводилась централизованная закупка гормональных контрацептивных средств для групп социального риска (подростки, малообеспеченные, безработные, инвалиды и др.), за весь период закуплено 11,9 млн. упаковок на сумму 23 млн. 719 тыс. рублей.
В результате этих мер и взаимодействия органов и учреждений здравоохранения с органами социальной защиты, молодежными службами, общественными организациями, в работе с контингентами групп социального риска, особенно подростками, и обеспечения их контрацептивами отмечается постоянное снижение числа абортов. Так, у девочек до 14 лет за последние 5 лет число абортов снизилось на 40% (1996 год - 2 112, 2000 год - 1 269), в возрастной группе 15-19 лет - на 23% (1996 год - 251,2 тыс., 2000 год - 193,6 тыс.). Снизилась материнская смертность от абортов.
См. решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. протокол N 14 "О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации"
В рамках Программы осуществлялась поддержка разработки отечественных контрацептивов: гормонального - нитрогеста и местного контрацептива с противовирусным действием - спемикола. На эти цели израсходовано 2 млн. 800 тыс. рублей. В настоящее время завершена разработка и получены опытные образцы препаратов.
За период реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" (1995 - 2001 годы) разработаны и приняты законодательные акты (федеральные законы от 24.11.96 N 130-ФЗ и N 131-ФЗ и от 28.12.2001 N 181-ФЗ) по социальной поддержке материнства. В ряде территорий (Калужская, Томская, Оренбургская области, Алтайский край и др.) осуществляется бесплатная выдача беременным медикаментов для лечения анемии и компенсация транспортных расходов при направлении их на консультации в специализированные медицинские учреждения.
С учетом реализации аналогичных региональных программ в субъектах Российской Федерации созданы 70 перинатальных центров, в 2 территориях (Хабаровском крае и Чувашской Республике) введены и оснащены современным оборудованием первые очереди этих учреждений в 2001 году за счет инвестиционного раздела Программы.
За годы реализации Программы организовано 472 центра планирования семьи и репродукции; более 20 молодежных центров и центров репродуктивного здоровья подростков. На базе санатория им.С.М.Кирова в г.Пятигорске создано первое республиканское санаторно-курортное отделение для реабилитации нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков.
По статье НИОКР за годы реализации Программы (1995 - 2001 годы) в рамках договоров НИР, заключенных на конкурсной основе с медицинскими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями страны, было выделено 7 млн. 752 тыс. рублей (около 5%). За этот период выполнено 99 научно-исследовательских работ (в 1995 - 1997 годах - 63; в 1998 - 2000 годах - 28 и в 2001 году - 8), по результатам которых подготовлено более 100 нормативно-методических документов, содержащих принципиально новые положения с учетом современных достижений науки в области охраны здоровья матери и ребенка.
Разработка и внедрение передовых технологий позволило на новом методическом уровне решать проблемы профилактики и лечения акушерских кровотечений, поздних токсикозов беременности, сепсиса, невынашивания беременности и других осложнений, являющихся причинами материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.
С учетом научных разработок в деятельность акушерско-гинекологических учреждений страны внедряются новые санитарные нормы и правила, семейно-ориентированные организационные и перинатальные технологии как наиболее оптимальные с точки зрения психологического взаимодействия и профилактики заболеваемости матери и ребенка; стандарты объемов акушерско-гинекологической помощи и планирования семьи, стандарт нормальных родов и первичной реанимации новорожденных в акушерских стационарах, стационарозамещающие технологии, современные методы пренатальной диагностики и эндоскопической хирургии, репродуктивные технологии, новые формы первичной медицинской документации по родовспоможению и неонатологии и др.
С учетом внедрения новых организационных форм и лечебно-диагностических технологий в последние годы изданы важные для службы родовспоможения нормативные документы, разработаны актуальные для практического здравоохранения руководства - по планированию семьи, безопасному материнству, охране репродуктивного здоровья и др.
Мероприятия Программы по подготовке кадров осуществлялись в основном в рамках текущего финансирования. За период действия Программы внедрена углубленная подготовка врачей акушеров-гинекологов в ординатуре с продлением срока обучения до 3 лет, расширен перечень тематической последипломной подготовки по проблемам планирования семьи и безопасного материнства, разработаны государственные образовательные стандарты по специальности "Акушерское дело" базового и повышенного уровней и т.д.
Большой вклад в подготовку кадров, особенно организаторов службы, внедрение новых медицинских технологий в практику вносят ежегодные совещания по анализу и итогам деятельности органов и учреждений службы родовспоможения и детств, форумы, съезды, конгрессы врачей акушеров-гинекологов и педиатров, симпозиумы, научно-практические конференции по актуальным вопросам педиатрии, акушерства и гинекологии. Ежегодно проводится более 30 таких важных мероприятий. В 2000 году проведен первый Российский съезд акушерок, наметивший перспективы развития акушерского дела в стране.
С целью повышения квалификации кадров организаторов службы, оперативного анализа и контроля за состоянием материнской и младенческой смертности в регионах и своевременного принятия эффективных мер по их снижению в 2000 году создана Комиссия Минздрава России по повышению эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям первого года жизни. Разработан и направлен на места "План действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001 - 2003 годы".
В целях обеспечения организационно-методической помощи органам и учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации, повышения эффективности оказания медицинской помощи женщинам и детям, закреплена курация научно-исследовательских институтов акушерско-гинекологического и педиатрического профиля по федеральным округам (приказы Минздрава России от 04.06.2001 N 201/51 и от 13.12.2001 N 435/104).
Благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях удалось улучшить основные качественные показатели службы охраны материнства и детства.
Выраженную тенденцию к снижению имеет интегрированный показатель состояния репродуктивного здоровья службы родовспоможения - материнская смертность. За последние 5 лет абсолютное число умерших женщин уменьшилось с 638 до 503, показатель на 100 00 живорожденных снизился на 18,8% (с 48,9 в 1996 году до 39,7 в 2000 году), а за последние 10 лет - на 24,2%. По оперативным данным в 2001 году по сравнению с 2000 годом произошло снижение материнской смертности на 60 случаев - 11,3% (443), показателя - на 15,1% (33,7). По-прежнему в структуре причин материнской смертности ведущее место занимают кровотечения, токсикозы беременности, аборты.
В результате целенаправленной работы, проводимой в последние годы в рамках федеральной целевой программы, отмечается постоянное снижение числа абортов и материнской смертности после абортов. Абсолютное число абортов снизились с 2,5 млн. в 1996 году до 1,9 млн. в 2000 году, показатель числа абортов на 1 000 женщин детородного возраста - с 64,5 до 50,5 соответственно, т.е. за последние 5 лет показатель и абсолютное число абортов уменьшилось в 1,3 раза; материнская смертность после абортов - на 17,6%. При этом абсолютное число криминальных абортов снизилось на 43,2%; число абортов у девочек до 14 лет - на 40%. Снижение числа абортов обусловлено, в основном, увеличением числа женщин, использующих эффективные средства контрацепции - за последние 5 лет на 10%, в том числе гормональную контрацепцию - на 12%.
В течение последних лет отмечается положительная тенденция в снижении перинатальной смертности. В 2000 году этот показатель составил 13,2 на 1 000 родившихся живыми и мертвыми (1996 год - 15,9), в том числе мертворождаемость - 6,66 (1996 год - 7,79), ранняя неонатальная смертность - 6,52 (1996 год - 8,09). Среди основных причин перинатальной смерти ведущее место (43,9%) занимают экстрагенитальные заболевания матери и осложнения беременности.
Постоянную тенденцию к снижению имеет важнейший показатель службы младенческая смертность. В 2001 году он составил 14,7 на 1 000 родившихся живыми (1996 год 17,4).
Однако, несмотря на положительную динамику основных показателей, характеризующих здоровье женщин и детей увеличивается число женщин с осложненным течением беременности (анемией, болезнями почек, сердечно-сосудистыми заболеваниями, поздним токсикозом беременности и др.). Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием низкого уровня общесоматического здоровья женщин.
В связи с этим и в целях закрепления позитивных тенденций в решении проблем охраны здоровья женщин и детей разработан проект комплексной федеральной целевой программы "Здоровый ребенок" на 2003 - 2006 годы, включающий программные мероприятия по охране здоровья матери, которые сформированы в рамках основных направлений программы "Безопасное материнство", исходя из принципов преемственности, эффективности и результативности ее реализации в предыдущие годы. Основная цель этих мероприятий - создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения здорового ребенка.
В целях своевременного выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Безопасное материнство", совершенствования медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, снижения материнской и перинатальной заболеваемости и смертности Коллегия решает:
1. Одобрить работу, проведенную Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по выполнению федеральной целевой программы "Безопасное материнство".
2. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений, Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями постоянно осуществлять контроль за выполнением федеральной целевой программы "Безопасное материнство". В срок до 31 декабря 2002 г. обеспечить реализацию в полном объеме всех программных мероприятий.
3. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники обеспечить контроль за завершением разработки, качеством и внедрением в практику отечественных контрацептивов нитрогест и спемикол.
4. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах ежегодно вносить на заседания координационных советов федеральных округов вопросы контроля за реализацией федеральных и региональных целевых программ по охране материнства и детства, предупреждению и снижению материнской и младенческой смертности в регионах.
5. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
5.1. Установить контроль и обеспечить выполнение в полном объеме мероприятий федеральной и региональных целевых программ "Безопасное материнство".
5.2. Обеспечить своевременное (ежеквартально) представление в Минздрав России информации по долевому финансированию федеральной целевой программы "Безопасное материнство" в соответствии с утвержденными объемами средств за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
5.3. Обеспечить выполнение Концепции развития здравоохранения и медицинской науки и Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы, Плана действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.
5.4. Осуществлять внедрение в практику работы учреждений родовспоможения эффективных организационных форм и перинатальных технологий, способствующих совершенствованию медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным.
6. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра О.В.Шарапову.
Председатель коллегии |
Ю.Л.Шевченко |
Секретарь коллегии |
И.В.Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 5 марта 2002 г. "О реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" (протокол N 5)
Текст решения официально опубликован не был