г. Москва |
|
3 апреля 2014 г. |
Дело N А41-47975/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Стройтехинвест" - Попов В.В. генеральный директор, личность удостоверена, паспорт; Костин А.А. доверенность от 24 марта 2014 года N 13/14; Акимцева Т.В. доверенность от 7 февраля 2014 года N 03/14;
от заинтересованного лица: администрация Одинцовского района: Хомякова К.К. доверенность от 15 апреля 2014 года N 38;
от третьих лиц: администрация сельского поселения Барвихинское: Басманов А.В. доверенность от 12 декабря 2013 года N 1447\12-2;
администрация сельского поселения Горское - Киреев И.С. доверенность от 10 апреля 2014 года;
ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области" - Кучина М.В. доверенность от 30 декабря 2013 года N 60
рассмотрев 16 апреля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Стройтехинвест"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 31 декабря 2013 года,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.
по заявлению ООО "Стройтехинвест" (ОГРН: 1025004059090)
к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области,
о признании незаконным отказа,
третьи лица: Администрация сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области; Администрация сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройтехинвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа Администрации Одинцовского муниципального района, оформленного письмом N 2.23/1027 от 31 августа 2012 года, в оформлении постановления о предоставлении земельных участков в аренду обществу под многоэтажное строительство в границах застроенных территорий согласно инвестиционным договорам: Инвестиционного контракта N1 от 15 ноября 2001 года о реализации проекта строительства малоэтажного жилого дома с инфраструктурой; N 60 от 25 июня 2004 года на финансовое обеспечение первой очереди строительства Муниципального университета в г. Одинцово Московской области; Инвестиционного контракта N146 от 19 октября 2004 года на комплексную реконструкцию территории поселка Горки-2 Одинцовского района Московской области; а также обязании Администрацию Одинцовского муниципального района принять постановления о предоставлении обществу на правах аренды на период реализации инвестиционных договоров следующие земельные участки:
- по Инвестиционному контракту N 1 от 15 ноября 2001 года: земельный участок кадастровый номер 50:20:001 05 08:0206, общей площадью 4 998 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Барвихинский, пос. д/о "Огарево", д. 4 для целей жилищного строительства;
- по Договору N 60 от 25 июня 2004 года, земельные участки, расположенные в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, а именно: земельный участок площадью 4998кв.м, кадастровый номер 50:20:003 01 19:0005, для жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, вблизи дома N 5; земельный участок площадью 4999кв.м, кадастровый номер 50:20:003 01 19:0006, для строительства многоэтажного жилого комплекса, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9; земельный участок площадью 4999кв.м, кадастровый номер 50:20:003 01 19:0007, для жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, вблизи дома N 7; земельный участок площадью 4998кв.м, кадастровый номер 50:20:003 01 19:0008, для многоэтажного жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 18 и N 16а; земельный участок площадью 4078кв.м, кадастровый номер 50:20:003 01 19:0010, для жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом N 7; земельный участок площадью 4997кв.м, кадастровый номер 50:20:003 01 19:0011, для многоэтажного жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, между домом N 3 по Подушкинскому шоссе и домом N 27а по улице Новоспортивная.
- по Инвестиционному контракту N 146 от 19 октября 2004 года, земельные участки, расположенные в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Горское, с местоположением Рублево-Успенское шоссе, а именно: земельный участок площадью 4 744 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0508; земельный участок площадью 4 453 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0509; земельный участок площадью 4 977 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0510; земельный участок площадью 2 313 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0511; земельный участок площадью 3 621 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0512; земельный участок площадью 4 799 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0513; земельный участок площадью 3 698 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0514; земельный участок площадью 4 796 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0515; земельный участок площадью 4 959 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0516; земельный участок площадью 4 990 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0517; земельный участок площадью 4 991 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0518; земельный участок площадью 4 677 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0519; земельный участок площадью 4 697 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0520; земельный участок площадью 4 992 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0521; земельный участок площадью 4 999 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0522; земельный участок площадью 4 963 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0523; земельный участок площадью 4 330 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0524; земельный участок площадью 4 992 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0525; земельный участок площадью 3 866 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0526; земельный участок площадью 4 980 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0527; земельный участок площадью 4 991 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0528; земельный участок площадью 2 649 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0529; земельный участок площадью 848 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0530; земельный участок площадью 3 957 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0531; земельный участок площадью 4 302 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0532; земельный участок площадью 3 409 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0533; земельный участок площадью 4 992 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0534; земельный участок площадью 2 469 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0535; земельный участок площадью 3 092 кв. м, кадастровый номер 50:20:004 07 10:0536.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Десятый арбитражный апелляционный суд, при повторном рассмотрении установив наличие оснований предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, что обжалуемый судебный акт принят о правах и обязанностях администрации с.п. Барвихинское, администрации с.п. Горское, ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области", не привлеченных к участию в деле судом первой инстанции, определением от 22 ноября 2013 года в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а также привлек к участию в деле администрацию с.п. Барвихинское, администрацию с.п. Горское, ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области".
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2013 года решение суда отменено. Заявление общества удовлетворено в части признания незаконным отказа администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 31 августа 2012 года N 2.23/10276юр в оформлении постановлений о предоставлении ООО "Стройтехинвест" в аренду земельных участков по договорам (контрактам) от 15 ноября 2001 года N 1, от 19 октября 2004 года N 146, от 25 июня 2004 года N 60. В удовлетворении остальной части требований - отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в полном объеме, ООО "Стройнвест" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование приводит доводы о том, что оспариваемый отказ администрации района, мотивированный истечением сроков на предъявление к исполнению исполнительных листов, выданных арбитражным судом на основании этих судебных решений, нельзя признать соответствующим закону. При этом вывод суда апелляционной инстанции о том, что общество не было лишено возможности получить от администрации района основанное на законе решение по его заявлению является надуманным и не соответствует действующему законодательству, а также принципам разграничения полномочий и невмешательству частных лиц в дела государства.
Представители общества в судебном заседании доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представители администрации Одинцовского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района, администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района, ФГКУ "7отряд федеральной противопожарной службы по Московской области" в судебном заседании и представленных отзывах возражали по доводам кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что между ООО "Стройтехинвест" и администрацией Одинцовского муниципального района заключены следующие Инвестиционные договоры по реконструкции и застройке территорий Одинцовского муниципального района:
- Инвестиционный контракт N 1 от 15 октября 2001 года о реализации проекта жилищного строительства. Для реализации Инвестиционного контракта Инвестор за счет собственных средств производит расселение жителей с предоставлением квартир общей площадью на земельном участке площадью 2,49 га с месторасположением: Московская область, Одинцовский район, с/о Барвихинский, пос. Д/О Огарево, д.4 - Договор N60 от 25 июня 2004 года на финансовое обеспечение первой очереди строительства Муниципального университета в г. Одинцово Московской области. Для реализации инвестиционного проекта Инвестор осуществляет финансирование строительства муниципального университета, производит расселение жителей с предоставлением квартир и дальнейшую застройку территории на земельном участке площадью 3,5 га с месторасположением: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, 1-й км Подушкинского шоссе.
- Инвестиционный контракт N 146 от 19 октября 2004 года на комплексную реконструкцию территории поселка Горки-2 Одинцовского района Московской области.
Решениями Арбитражного суда Московской области от 09 января 2008 года по делу N А41-К1-21940/07, от 20 декабря 2007 года по делу N А41-К2-21884/07 и от 14 марта 2008 года по делу N А41-К2-637/08, суды признали незаконным отказ Администрации Одинцовского района в предоставлении земельных участков под застройку, обязали администрацию заключить договора аренды спорных земельных участков.
ООО "Стройтехинвест" обратилось в администрацию с просьбой о заключении договоров аренды земельных участков на основании решений Арбитражного суда Московской области от 09 января 2008 года по делу N А41-К1-21940/07, от 20 декабря 2007 года по делу N А41-К2-21884/07 и от 14 марта 2008 года по делу N А41-К2-637/08. Администрация Одинцовского муниципального района письмом N 2.23/1027бюр от 31 августа 2012 года отказала заявителю в принятии соответствующего постановления о предоставлении земельных участков, в связи с пропуском сроков для предъявления исполнительных листов, выданных арбитражным судом на основании указанных судебных решений.
Полагая, что отказ администрации нарушает права и законные интересы общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа администрации в предоставлении истребуемых земельных участков. При этом апелляционным судом сделан вывод о том, что предоставление обществу в аренду для строительства спорных земельных участков, на которых находятся жилые многоквартирные дома, удовлетворению не подлежат.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, не предъявление взыскателем исполнительного листа к исполнению, а равно пропуск срока на предъявление его к исполнению, не может рассматриваться как основание для неисполнения решения суда, вступившего в силу. ( Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14 декабря 2010 года N8893/10).
Между тем, оспариваемый отказ администрации района, мотивированный истечением сроков на предъявление к исполнению исполнительных листов, выданных арбитражным судом на основании этих судебных решений, не соответствует закону.
Руководствуясь требованиями вышеуказанных норм, апелляционный суд правомерно признал не соответствующим закону оспариваемый отказ.
Отказывая в удовлетворении, заявленных в качестве восстановления нарушенного права, требований об обязании заключить договора спорных земельных участков, апелляционный суд на основании правильного применения части 1 статья 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав " пришел к выводу о том, что спорные земельные участки не могут быть предоставлены обществу в аренду для жилищного строительства.
Выводы апелляционного суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 1 статья 46.1 Градостроительного кодекса развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Согласно части 2 этой же статьи 46.1 Градостроительного кодекса решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Согласно части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: 1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
Пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон введении в действие Жилищного кодекса) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно кадастровым выпискам от 20 декабря 2013 года, спорные земельные участки сформированы в 2007 - 2008 гг., то есть после введения в действие Жилищного кодекса (01 марта 2005 года).
Как разъяснено в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса).
Апелляционным судом установлено, что земельные участки по инвестиционному контракту от 19 октября 2004 года N 146 заняты объектами недвижимости, переданными в соответствии с Законом Московской области от 25 июля 2007 года N 139/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями" (Приложение N 9 к данному Закону) по передаточному акту от 21 октября 2008 года N 9 в муниципальную собственность с.п. Горское. Часть жилого фонда жилых домов, расположенных на спорных земельных участках, а также другие объекты недвижимости, находятся в собственности муниципального образования с.п. Горское.
На земельном участке с кадастровым номером 50:20:001 05 08:0206 (по инвестиционному контракту от 15 ноября 2001 года N 1) расположены жилые дома N 4 и 4а пос. д/о Огарево, с.п. Барвихинское Одинцовского района Московской области. Часть жилого фонда в этих домах передана в муниципальную собственность с.п. Барвихинское на основании Закона Московской области от 25 июля 2007 года N 139/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями" (пункты 3.32, 3.33 Приложения N 8 к данному Закону) по актам приема-передачи формы ОС-1а от 31 декабря 2008 года N 805 и 806.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:003 01 19:0005, 50:20:003 01 19:0007, 50:20:003 01 19:0010 (договор от 25 июня 2004 года N 60) накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:003 01 19:0015, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании федерального государственного казенного учреждения - "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области". При этом на земельном участке с кадастровым номером 50:20:003 01 19:0015 расположены находящиеся в собственности Российской Федерации объекты недвижимого имущества (здание центрального пункта радиосвязи и радиомачта), которыми учреждение владеет на праве оперативного управления. Данные сооружения находятся на земельном участке с кадастровым номером 50:20:003 01 19:0010.
Спорные земельные участки, на которых находятся многоквартирные жилые дома, квартиры в которых принадлежат гражданам на праве собственности и администрации с.п. Горское, администрации с.п. Барвихинское (в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации прав на эти квартиры, иные документы, подтверждающие выбытие жилого фонда в этих домах, а, следовательно, и земельных участков, на которых они расположены, из распоряжения администрации района), объекты инфраструктуры, предназначенные для населения, проживающего в данных жилых многоквартирных домах, а также объекты муниципальной собственности с.п. Горское, объекты собственности Российской Федерации (находящиеся во владении учреждения на праве оперативного управления) не могут быть предоставлены обществу в аренду для жилищного строительства.
Как следует из упомянутых договоров/контракта, переселение жителей многоквартирных домов, расположенных на спорных земельных участках, и последующий их снос в целях дальнейшего строительства обусловливается определением этих жилых домов под снос, признание их ветхими.
Вместе с тем только на одном земельном участке (по договору N 60) постановлением администрации определено под снос расположенное на нем здание (Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе, 3). При этом указаний на признание его ветхим/аварийным не имеется, равно как и доказательств этого обстоятельства. Не имеется и таких доказательств и в отношении других жилых многоквартирных домов. Напротив, в отношении некоторых из этих домов представлены доказательства проведения капитального ремонта.
Предоставление обществу спорных земельных участков для целей строительства возможно лишь в случае переселения собственников квартир многоквартирных жилых домов и прекращения их права собственности на квартиры в этих домах. В материалы дела не представлены доказательства переселения нанимателей/собственников жилых помещений и заключения с ними гражданско-правовых договоров, исключения из ЕГРП записей о правах на квартиры в существующих жилых домах.
Установив, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорных земельных участках, принадлежат третьим лицам, не признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, либо снос и реконструкция которых планируется, соответственно и не отвечают признакам территории установленной частью 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса, апелляционный суд сделал обоснованный вывод с учетом сложившихся на момент спора фактических обстоятельств о невозможности предоставления спорных земельных участков.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2013 года по делу N А41-47975/12 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Стройтехинвест" без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.