г. Москва |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А41-28123/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Латыповой Р. Р., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ИП Борисова М.В. - Покутний В.А. - дов. от 18.06.2013 г. N б/н
от ответчика Управление Росреестра по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Росреестра в лице филиала по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц МИ ФНС России N 19 по Московской области - не явился (извещен надлежаще)от Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился (извещен надлежаще)от Администрации Волоколамского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 17 апреля 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 07 октября 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 30 января 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коноваловым С.А., Воробьевой И.О., Коротковой Е.Н.
по заявлению Индивидуального предпринимателя Борисовой Марины Васильевны (ОГРНИП: 311502729100074)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
о признании незаконными действий,
третьи лица: МИ ФНС России N 19 по Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Администрация Волоколамского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Борисова Марина Васильевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнения, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - Кадастровая палата) о признании незаконными действий по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельных участков и обязании внести соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.10.2013 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители Управления Росреестра, Кадастровой палаты, а также третьих лиц, участвующих в деле - МИ ФНС России N 19 по Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Администрация Волоколамского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствии названных представителей.
Представитель предпринимателя против доводов жалобы возражал, отметив законность вынесенных судебных актов. Просит оставить решение и постановление без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной подателем жалобы позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 50:07:0080304:115 - 50:07:0080304:124; 50:07:0080304:127 - 50:07:0080304:166; 50:07:0080304:199; 50:07:0080304:201; 50:07:0080304:203 - 50:07:0080304:205; 50:07:0080304:220; 50:07:0080304:225 - 50:07:0080304:229; 50:07:0080304:278 - 50:07:0080304:291.
Данные земельные участки образованы в результате раздела и снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080304:42, имеют вид разрешенного использования "для ведения дачного строительства", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" и находятся по адресу: Московская область, Волоколамский район, с.п. Осташевское, район д.Шульгино.
Кадастровая стоимость участков рассчитана, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 222,54 рублей за 1 кв.метр.
Предприниматель, посчитав, что кадастровая стоимость участков определена неправильно, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Кодекса предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной нормы. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Таким образом, из данных норм права следует, что кадастровая стоимость есть не что иное, как рыночная стоимость, применяемая для целей налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 были утверждены Правилами проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Пунктом 2.1.17 Методических указаний установлено, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Судами установлено, что принадлежащие предпринимателю земельные участки были образованы в результате раздела в 2010 году земельного участка с кадастровым номером 50:07:00080304:42, кадастровая стоимость которого была рассчитана, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 46,33 руб. за 1 кв.метр.
После раздела данного участка в 2010 году кадастровая стоимость вновь образованных участков стала рассчитываться, исходя из удельного показателя 222,54 руб. за 1 кв.метр.
В то же время Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 г. N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Волоколамскому району составляет 46,33 рублей за 1 кв.м.
Податель жалобы ссылается на то, что Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, которым и стоит руководствоваться при определении кадастровой стоимости спорных участков.
Данная позиция исследовалась судами и обоснованно отклонена, поскольку названным Распоряжением средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Волоколамского муниципального района установлен не был, а соответственно им нельзя было руководствоваться.
Управление Росреестра также указывает, что при установлении кадастровой стоимости необходимо проведении независимой оценки.
Исследуя данную позицию, суды верно отметили, что исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, данное правило подлежит применению только в том случае, когда заявленные требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, как в настоящем споре.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2014 года по делу N А41-28123/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.