г. Москва |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А41-35016/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от ответчика Министерства имущественных отношений Московской области Кругловой М.С. по доверенности от 12 февраля 2014 года
рассмотрев 15 апреля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Министерства имущественных отношений Московской области
на решение от 23 декабря 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
по делу N А41-35016/13
по заявлению Открытого акционерного общества "Совхоз имени Кирова" (ОАО "Совхоз имени Кирова", ОГРН 1075004000070)
к Министерству имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055)
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Совхоз имени Кирова" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность за плату: земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:45, общая площадь 69998 +-2315 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область, Лотошинский район, вблизи д. Ошенево; земельного участка с кадастровым номером 50:02:0040220:65, общая площадь 4320 +-46 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область, Лотошинский район, п. Кировский; земельного участка с кадастровым номером 50:02:0040220:64, общая площадь 2555 +-35 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область, Лотошинский район, п. Кировский; земельного участка с кадастровым номером 50:02:0020312:101, общая площадь 9386 +-68 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область, Лотошинский район, вблизи д. Нововасильевское; земельного участка с кадастровым номером 50:02:020319:194, общая площадь 14198 +-83 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область, Лотошинский район, вблизи д. Новошино, об обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату указанных земельных участков и подготовить проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 50:02:0000000:45, 50:02:0040220:65, 50:02:0040220:64, 50:02:0020312:101, 50:02:0020319:194, в которых определить цену каждого земельного участка в размере 3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, и направить их в месячный срок ОАО "Совхоз имени Кирова".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит отменить решение, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ОАО "Совхоз имени Кирова", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд установил, что согласно архивной выписке из постановления Главы администрации Лотошинского района от 15 января 1993 года N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса" за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса закреплено в бессрочное пользование земли общей площадью 16347 га (Приложение N 2), Совхозу имени Кирова - всего 10670 га, в том числе в бессрочном пользовании 6310 га - пашня, 1763 га - сенокосы, 519 га - пастбища, 2078 га - прочие. Предприятиям и организациям агропромышленного комплекса выдать свидетельства на праве собственности, бессрочного пользования на землю.
26 ноября 2002 года Совхозу имени Кирова выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей общей площадью 10705 га, в том числе 6316 га - пашня, 1756 га - сенокосов, 542 га - пастбища, и 2093 га - прочие угодья.
В 2005 году на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:18, представляющий собой единое землепользование, категорию земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", площадью 26388000 кв.м, по адресу: Московская область, Лотошинский район.
14 апреля 2008 года Главой Лотошинского района вынесено постановление N 159, которым утверждены проекты границ 102 земельных участков, используемых ОАО "Совхоз имени Кирова" на праве бессрочного (постоянного) пользования, общей площадью 101740000 кв.м, в том числе пашни - 59582800 кв.м, сенокосов - 13908600 кв.м, пастбищ - 6205500 кв.м, и прочих угодий - 22043100 кв.м, местонахождением Московская область, Лотошинский район, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Главы Лотошинского района от 19 июня 2009 года N 378 постановление от 14 апреля 2008 года N 159 отменено, в связи с отсутствием у ОАО "Совхоз имени Кирова" прав постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
В 2011-2012 годах на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:02:000000:45, 50:02:0040220:65, 50:02:0040220:64, 50:02:0020312:101, 50:02:0020319:194, образованные из земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18.
В апреле 2012 года ОАО "Совхоз имени Кирова" обратилось в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, образованных из участка, предоставленного в 1993 году Главой Лотошинского района ГУП "Совхоз имени Кирова" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решения о предоставлении земельных участков принято не было.
Письма от 10 декабря 2012 года N ИС-18728 Министерство имущественных отношений Московской области сообщило заявителю о том, что из представленных документов неясны основания предоставления в собственность обществу испрашиваемых земельных участков (участки не застроены, документы, подтверждающие права общества на участки, отсутствуют); ссылка в заявлениях на представленную копию архивной выписки из постановления Главы администрации Лотошинского района от 15 января 1993 года N 16 не позволяет однозначно подтвердить право общества на испрашиваемые участки, поскольку данное постановление содержит общую площадь предоставленных обществу земельных участков, без их идентификации; не представлено свидетельство о праве на землю, указанное в пункте 2 постановления от 15 января 1993 года N 16. Министерство имущественных отношений Московской области сможет вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении в собственность испрашиваемых участков после подтверждения ОАО "Совхоз имени Кирова" прав на них.
Согласно статье 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктами 1, 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В силу статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно статье 3 Закона о введении в действие ЗК РФ права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Рассматривая данное дело, суд правильно указал, что в соответствии с пунктом 1.1 Устава ОАО "Совхоз имени Кирова", Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30 ноября 2006 года N 1883 заявитель создан в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Московской области "О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области", Постановлением Правительства Московской области "Об акционировании государственного унитарного предприятия Московской области "Совхоз имени Кирова". Согласно пункту 1.2 устава ОАО "Совхоз имени Кирова" является правопреемником реорганизованного ГУП МО "Совхоз имени Кирова". Государственная регистрация ОАО "Совхоз имени Кирова" осуществлена 23 января 2007 года.
ГУП "Совхоз имени Кирова" принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 10705 га. Позже в 2005 году указанный земельный участок (его часть) (единое землепользование) был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:02:0000000:18, и определением площади 26388000 кв.м (2638,8 га), без установления границ в соответствии с требованиями законодательства.
В 2011-2012 годах из земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18 были выделены земельные участки с кадастровыми номерами 50:02:000000:45 площадью 69998 кв.м, 50:02:0040220:65 площадью 4310 кв.м, 50:02:0040220:64 площадью 2555 кв.м, 50:02:0020312:101 площадью 9386 кв.м, 50:02:0020319:194 площадью 14198 кв.м.
Согласно кадастровым паспортам, выпискам из ЕГРП указанные участки находятся в собственности Московской области, сведения об ограничении (обременении) прав отсутствуют.
Опровергая утверждение ответчика о том, что у заявителя не возникло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 50:02:000000:45, 50:02:0040220:65, 50:02:0040220:64, 50:02:0020312:101, 50:02:0020319:194, поскольку заявитель, осуществляя раздел участка N 18, должно было осуществить государственную регистрацию своего права постоянного (бессрочного) пользования на каждый образованный земельный участок в отдельности, суд правомерно исходил из того, что заявитель является владельцем права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
ОАО "Совхоз имени Кирова" как правопреемник ГУП "Совхоз имени Кирова" является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:02:0000000:18, владеет им с 1992 года, и несет бремя его содержания.
Факт образования спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18 подтверждается кадастровыми паспортами на данные участки, письмом кадастровой палаты от 06 декабря 2012 года N 50:02/1375.
Ответчик утверждает, что постановлением Главы Лотошинского района от 14 апреля 2008 года N 159 с приложением к нему, утверждены проекты границ 102 земельных участков, используемых ОАО "Совхоз имени Кирова" на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 101740000 кв.м в Лотошинском районе Московской области. ОАО "Совхоз имени Кирова" рекомендовано зарегистрировать право на образованные земельные участки.
Постановлением Главы Лотошинского района от 19 июня 2009 года N 378 указанное постановление отменено в связи с отсутствием у ОАО "Совхоз имени Кирова" права постоянного (бессрочного) пользования на данные участки.
Между тем, суд правильно посчитал, что в данном случае речь идет не о спорных земельных участках, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:18 был образован и поставлен на кадастровый учет в 2005 году, ранее, чем вынесены указанные постановления. Следовательно, данные постановления, утверждающие об отсутствии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования участками, не могут быть принято в рамках настоящего дела.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Суд правильно указал, что заявитель как правопреемник ГУП "Совхоз имени Кирова" получил право постоянного (бессрочного) пользования на переданное предприятию в 1992 году землепользование в Лотошинском районе Московской области.
Следовательно, ОАО "Совхоз имени Кирова" приобрело право постоянного (бессрочного) пользования образованными из землепользования земельными участками, в том числе являющимися предметом рассмотрения по настоящему делу.
В представленном Перечне земельных участков на 15 февраля 2013 года, находящихся в казне Московской области, отсутствуют земельные участки, испрашиваемые заявителем.
Факт пользования заявителем спорными участками подтверждается материалами дела, в том числе декларациями по земельному налогу, платежными поручениями об уплате земельного налога, и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель имеет право на приобретение в собственность испрашиваемых им земельных участков в собственность.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств того, что испрашиваемые земельные участки изъяты или ограничены в обороте, а также не доказательств, свидетельствующих о наличии иных оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителю данных участков, не представлено. Заявитель имеет законное право на приобретение в собственность испрашиваемых земельных участков. Бездействие ответчика по не предоставлению земельного участка в собственность заявителя является незаконным.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" сельскохозяйственные организации, а также граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья и иные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения как полностью, так и частями по цене, равной 3 процентам кадастровой стоимости указанных земельных участков. Для целей настоящей статьи под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.
ОАО "Совхоз имени Кирова" является сельскохозяйственной организацией, что подтверждается уставом заявителя, и не оспаривается ответчиком.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 года по делу N А41-35016/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.