Согласно письму Минюста РФ от 25 сентября 2002 г. N 07/8939-ЮД настоящий приказ в государственной регистрации не нуждается (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ 2002 г. N 11)
Диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи,
Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за последнее десятилетие проводилась работа по улучшению диализной помощи. В большинстве территорий организованы отделения гемодиализа, и количество последних ежегодно увеличивается. В ряде субъектов Российской Федерации созданы и функционируют новые формы организации диализной помощи - Центры амбулаторного диализа. Внедрен в практику здравоохранения перитонеальный диализ. Возросло качество диализной помощи. Благодаря модернизации оборудования, около 50% отделений гемодиализа используют современный бикарбонатный гемодиализ.
Вместе с тем количество отделений диализа в 3,5 раза отстает от потребности. В 2001 г. обеспеченность составила 49,2 больных на 1 млн. населения, что значительно ниже потребности, которая составляет 150 больных. Всего в Российской Федерации 7148 больных обеспечены диализом.
Анализ данных по отдельным регионам позволяет констатировать недостаточное обеспечение диализной помощью почти в половине из них, а в 10 субъектах Российской Федерации (Республики Алтай, Тыва и автономные округа) с общей численностью населения 1,4 млн. чел. диализная помощь вообще практически не оказывается. Тревожная ситуация наблюдается в Республике Дагестан, в Ростовской, Тамбовской, Курской, Брянской, Ярославской, Тульской, Калининградской, Пензенской областях, в ряде областей Дальневосточного и Сибирского округов, где обеспеченность диализом составляет не более 25 больных на 1 млн. населения, что в 1,8 раза ниже среднего показателя по Российской Федерации. Только в 5 регионах (гг. Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Ульяновская области, Республика Татарстан) отмечается удовлетворительный уровень обеспеченности диализом.
В большинстве территорий нерентабельно используется дорогостоящее гемодиализное оборудование. В целом в Российской Федерации один аппарат "искусственная почка" обеспечивает в среднем 472 процедуры гемодиализа в год при норме - 600. Рентабельность использования диализного оборудования особенно низкая в отделениях, где количество диализных мест не превышает 3 (34% от общего количества отделений диализа), и максимальная в отделениях, где гемодиализных мест 6 и более (48% от общего числа отделений).
Одной из серьезных проблем является оснащение отделений диализа и обеспечение их расходным материалом. Доля отечественной аппаратуры среди общего числа гемодиализных машин составляет в настоящее время около 4%. Более половины парка гемодиализных машин превышает срок эксплуатации, 15% отделений не оснащены системами водоподготовки.
Медленно внедряется в практическое здравоохранение перитонеальный диализ. В 2001 г. из общего числа 7148 диализных больных его получали только 489 пациентов или 6,8%. Отсутствуют единые протоколы лечения больных с хронической почечной недостаточностью, в том числе с применением методов гемо- и перитонеального диализа, система и единая программа подготовки специалистов по проблемам гемо- и перитонеального диализа, а также учебные программы для подготовки медицинских сестер отделений диализа.
Все это отрицательно сказывается на качестве лечения больных, страдающих терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
В целях упорядочения работы диализных отделений и дальнейшего совершенствования организации оказания диализной помощи больным, страдающим терминальной стадией хронической почечной недостаточности приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение об организации деятельности отделения диализа (Приложение N 1).
1.2. Рекомендуемое положение об организации деятельности Центра амбулаторного диализа (Приложение N 2).
1.3. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и инженерно-технического персонала отделений диализа, центров амбулаторного диализа (Приложение N 3).
1.4. Учетную форму N 003-1/у (вкладыш к истории болезни) "Карта динамического наблюдения диализного больного" (Приложение N 4).
1.5. Отчетную форму N 68 "Отчет о работе отделения диализа и Центра амбулаторного диализа" (Приложение N 5).
2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Центру нефрологии и диализа Государственного медицинского центра Минздрава России, кафедрам нефрологии и гемодиализа факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Российской медицинской академии последипломного образования и Научно-исследовательскому институту трансплантологии и искусственных органов Министерства здравоохранения Российской Федерации к 01.01.2003 предоставить протоколы ведения и лечения больных с хронической почечной недостаточностью, включив в них лечение гемо- и перитонеальным диализом.
3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению:
3.1. Внести необходимые изменения и дополнения в типовую программу повышения квалификации врачей, а также в программы элективных курсов лечебного и педиатрического факультетов по вопросам заместительной почечной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.
3.2. Пересмотреть учебные программы циклов повышения квалификации по вопросам гемо- и перитонеального диализа для медицинских сестер отделений гемо- и перитонеального диализа.
3.3. Разработать и предоставить на утверждение к 01.12.2002. Правила по охране труда и безопасности в отделениях диализа и Типовую инструкцию по охране труда для персонала отделений диализа.
4. Центру нефрологии и диализа Государственного медицинского центра Минздрава России ежегодно к 1 марта обобщать материалы о состоянии оказания диализной помощи населению Российской Федерации и предоставлять аналитическую справку в Департамент организации и развития медицинской помощи населению.
5. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами к 01.01.2003 внести дополнения в раздел 1 Лечебно-профилактические учреждения Номенклатуры учреждений здравоохранения (пп. 1.4.6.), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.99 N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения"* включив Центр амбулаторного диализа.
6. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу отделений диализа в соответствии с утвержденными настоящим приказом положениями (Приложения NN 1, 2, 3, 4, 5).
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Министр |
Ю.Л.Шевченко |
------------------------------
* Зарегистрирован Минюстом России 10.11.99 N 1965 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73, зарегистрированным Минюстом России 23.03.2000 N 2163, приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 72-ДСП, зарегистрированным Минюстом России 05.04.2000 N 2178, приказом Минздрава России от 04.06.2001 N 180, зарегистрированным Минюстом России 21.06.2001 N 2759.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 13 августа 2002 г. N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации"
Согласно письму Минюста РФ от 25 сентября 2002 г. N 07/8939-ЮД настоящий приказ в государственной регистрации не нуждается (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ 2002 г. N 11)
Текст приказа опубликован в журнале "Здравоохранение", 2002 г., N 12