г. Москва |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А41-13898/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Сычева В.А., дов. от 25.04.2014, Кулагиной Т.В., дов. от 29.04.2014
от заинтересованного лица Абрамовой Е.М., дов. от 19.05.2014, Самсоненковой М.М., директора, распоряжение от 26.09.2013 N 487-р
от третьих лиц:
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Безручкиной Ю.М., дов. от 29.07.2013 N 142, Бабченко А.Д., дов. от 10.09.2013 N 163
от Общероссийской общественной организации "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" Герасимова И.М., дов. от 22.01.2014
рассмотрев 22 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Истринский полигон ТБО" - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда Московской области
от 31 октября 2013 года,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 05 февраля 2014 года,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Епифанцевой С.Ю.
по делу N А41-13898/13
по заявлению Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" о признании незаконными действий муниципального унитарного предприятия "Истринский полигон ТБО"
третьи лица Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, закрытое акционерное общество "Глебовское ПО", Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Общероссийская общественная организация "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти",
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" (далее - МРОО "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ", общественная организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Истринский полигон ТБО" (далее - МУП "Истринский полигон ТБО", предприятие) о признании незаконными ввоз, размещение, захоронение, утилизацию отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:08:070274:159 (возле д. Горки Истринского района). Также просила обязать МУП "Истринский полигон ТБО" прекратить ввоз, размещение, захоронение, утилизацию отходов на указанном земельном участка, а также на территории Букаревского сельского поселения Истринского района Московской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, закрытое акционерное общество "Глебовское ПО", Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Общероссийская общественная организация "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти".
Решением названного арбитражного суда от 31.10.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, МУП "Истринский полигон ТБО" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неполное выяснение всех имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В отзыве на жалобу организация указала на несостоятельность содержащихся в ней доводов и просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители предприятия поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам. Представители Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу критично отозвались о доводах жалобы и просили оставить судебные акты без изменения. Представитель Общероссийской общественной организации "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" также просил отклонить кассационную жалобу. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 18.04.2014 на официальном сайте суда в сети Интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, 02.04.2009 между ЗАО "Глебовское ПО" (заказчик) и МУП "Истринский полигон ТБО" (генподрядчик) заключен договор генерального подряда N 33/09 на разработку проекта и рекультивацию принадлежащего заказчику на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 40113 кв.м., расположенного по адресу Московская область, Истринский район, с/о Букаревское, ЗАО "Глебовское ПО" (юго-восточнее д. Горки). Данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали подтвержденными выявленные уполномоченными органами многочисленные нарушения природоохранного законодательства при осуществлении предприятием деятельности вблизи д. Горки и пос. Глебовский, с.п. Букаревское. В частности, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070274:159 и прилегающие к нему земельные участки захламлены бытовыми и производственными отходами, на земельном участке размещен склад твердых бытовых отходов.
Суды установили, что предприятие осуществляет размещение в отработанной карьерной выемке опасных для окружающей природной среды отходов производства и потребления, которые не предусмотрены лицензией и документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при отсутствии паспортов на опасные отходы I-IV классов опасности, образовавшиеся в результате деятельности предприятия.
Кроме того, суды отметили факт выхода предприятием за границы предоставленного для осуществления его деятельности земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:159.
С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о допущенных предприятием нарушениях природоохранных норм, суд кассационной инстанции считает правильными выводы судов двух инстанций об удовлетворении заявленного по делу требования.
Довод жалобы о нарушении судами правил подведомственности подлежит отклонению. Признавая спор подлежащим рассмотрению в арбитражном суде, суды исходили из субъектного состава участвующих в деле лиц, а также характера заявленных требований. При этом установленные процессуальным законодательством правила подведомственности с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, нарушенными не являются.
Ссылка на не привлечение к участию в деле Администрации Истринского муниципального района не принимается во внимание, поскольку МУП "Истринский полигон ТБО" не правомочен защищать права и интересы указанного органа местного самоуправления.
Подлежит отклонению мнение МУП "Истринский полигон ТБО" о том, что обжалуемые судебные акты поспособствовали фактическому прекращению деятельности предприятия, в том числе работ по рекультивации. При принятии обжалуемых судебных актов суды не накладывали запрет на осуществление деятельности по рекультивации. Подобное требование не заявлялось организацией при обращении в суд. Принятые судебные акты возложили на предприятие обязанность лишь по прекращению ввоза, размещения, захоронения, утилизации отходов, при подтверждении фактов нарушения природоохранного законодательства.
Ссылки на неправомерное указание судов на обстоятельства, установленные при рассмотрении дел о привлечении предприятия к административной ответственности, необоснованное применение Федерального закона от 23.11.1995 N 174 "Об экологической экспертизе", а также неверное указание на отсутствие у предприятия паспортов на опасные отходы I-IV классов опасности, не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Итоговый вывод судов по существу заявленного по делу требования сделан при совокупной оценке обстоятельств дела, в том числе результатов проверочных мероприятий уполномоченных и административных органов в отношении деятельности предприятия. Несогласие с конкретными упоминаниями различных обстоятельств допущенных предприятием нарушений не опровергает основополагающих выводов судов по существу заявленного по делу требования.
Отсутствие границ Букаревского сельского поселения Истринского муниципального района не влияет на законность обжалуемых судебных актов, поскольку возложенная судом на предприятие обязанность заключается в прекращении конкретных поименованных действий, совершающихся с нарушением природоохранного законодательства.
Иные доводы жалобы также не опровергают выводы судов двух инстанций, поэтому подлежат отклонению.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2014 года по делу N А41-13898/13 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Истринский полигон ТБО" ? без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.