Психотропные вещества
Утечка из каналов международной торговли
126. Законная международная торговля психотропными веществами, включенными в Список I Конвенции 1971 г., сводится к нескольким сделкам, касающимся поставки лишь нескольких граммов таких веществ. До сих пор не было выявлено ни одного случая утечки этих веществ из каналов законной международной торговли. Поскольку компетентные органы проявляют особую бдительность в отношении торговых операций с веществами, включенными в Список I, попытки утечки могут быть легко обнаружены.
Например, в декабре 2000 г. компетентные органы Германии обнаружили попытку организовать утечку метилендиоксиметамфетамина (МДА), направив запрос одной из компаний в Корейской Народно-Демократической Республике относительно экспорта примерно 2000 - 10000 кг МДА в год. Компания утверждала, что специальная импортная лицензия, требуемая согласно ст.7 Конвенции 1971 г., будет выдана ей министерством здравоохранения КНДР. Немецкая компания отказалась принять этот заказ, поскольку такая сделка означала бы нарушение законодательства Германии. Власти КНДР сообщили Комитету, что эта попытка организовать утечку была предпринята неустановленным лицом, якобы действовавшим от имени одного из клиентов компании в КНДР. Комитет с удовлетворением отмечает сотрудничество властей Германии и КНДР в деле предотвращения этой утечки.
127. Самым популярным из психотропных веществ, включенных в Список II Конвенции 1971 г., является метилфенидат; объем международной торговли метилфенидатом существенно возрос с начала 90-х годов. В сфере законной международной торговли всеми другими веществами, включенными в Список II, осуществляется ограниченное число сделок. В прошлом утечка включенных в Список II веществ из каналов международной торговли была одним из основных источников поставок этих веществ на незаконные рынки. В результате практически повсеместного введения строгих мер контроля над веществами, включенными в Список II, и усиления международной системы контроля случаи утечки таких веществ стали очень редкими.
128. За последние десять лет имел место лишь один случай утечки вещества, включенного в Список II. Он произошел в 1998 г. и был связан с утечкой почти 70 кг фенетиллина - стимулятора, который часто встречается на незаконных рынках Ближнего Востока под названием "каптагон". Он был экспортирован из Швейцарии в Азербайджан.
Торговцы получили фенетиллин с помощью двух поддельных разрешений на импорт Министерства здравоохранения Азербайджана. После прибытия в Баку фенетиллин был контрабандным путем перевезен в Турцию для дальнейшей поставки скорее всего в другие страны Западной Азии. Комитет обратил внимание компетентных органов Азербайджана на тот факт, что Швейцария сообщила об экспорте фенетиллина в Азербайджан в 1998 г., в то время как сообщений об импорте от Азербайджана не поступило. Азербайджанские власти быстро провели расследование, в результате которого было арестовано восемь человек за незаконный оборот фенетиллина.
129. Успех в деле предотвращения утечек является следствием осуществления правительствами мер контроля над включенными в Список II веществами в соответствии с положениями Конвенции 1971 г. и почти повсеместного применения дополнительных мер контроля (проведение оценок и подготовка ежеквартальных статистических отчетов), рекомендованных Комитетом и одобренных Экономическим и Социальным Советом. Почти все встречающиеся на незаконных рынках разных регионов мира препараты, содержащие галлюциногены, амфетамины, фенетиллин и метаквалон, изготавливают в подпольных лабораториях.
130. Анализ изъятых таблеток подтверждает, что большинство незаконно перевозимых препаратов являются поддельными. В случае с поддельным препаратом фенетиллина под названием "каптагон" большинство изъятых таблеток содержали не фенетиллин, а другие вещества, в том числе амфетамины и ряд веществ, не подпадающих под международный контроль.
Данные об изъятиях свидетельствуют о том, что в Западной Азии по-прежнему осуществляется незаконный оборот поддельных таблеток каптагона, и, как предполагается, изъятые таблетки поступают из стран Центральной и Восточной Европы. Для изучения проблемы и точного установления стран, из которых поступают эти таблетки, требуется сотрудничество компетентных органов соответствующих стран, особенно в том, что касается лабораторного анализа и сопоставления изъятых образцов. Поэтому Комитет призывает все соответствующие страны создать сеть обмена информацией и сотрудничества между правоохранительными органами, и в частности, между лабораториями судебной экспертизы.
131. Законная международная торговля психотропными веществами, включенными в Списки III и IV Конвенции 1971 г., ежегодно охватывает тысячи сделок. На основе регулярно проводимых анализов данных о международной торговле этими веществами Комитет выявляет подозрительные сделки и просит правительства провести соответствующие расследования. Комитет с удовлетворением отмечает, что анализ данных о международной торговле этими веществами и последующие расследования свидетельствуют о том, что в последние годы произошло значительное сокращение числа утечек веществ, включенных в Списки III и IV, из законных каналов международной торговли в сферу незаконного оборота. Это сокращение непосредственно связано с принятием правительствами более активных мер по осуществлению договорных положений о веществах, содержащихся в указанных Списках, а также с принятием дополнительных мер контроля над международной торговлей (система разрешений на импорт и экспорт, система оценок и система представления подробных отчетов), рекомендованных Комитетом и одобренных Экономическим и Социальным Советом.
132. Принятие мер контроля в отношении психотропных веществ, содержащихся в Списке IV Конвенции 1971 г., рядом стран, занимающих заметное положение в области изготовления таких веществ и торговли ими, таких, как Бельгия, Канада и Швейцария, восполнило значительный пробел в международной системе контроля над психотропными веществам. В то же время несколько стран, являющихся крупными изготовителями и экспортерами, еще не ввели все дополнительные меры контроля в отношении нескольких психотропных веществ, содержащихся в Списках III или IV Конвенции 1971 г., например систему разрешений на импорт и экспорт. Правительства должны понимать, что любая непоследовательность в применении положений о контроле может способствовать утечке. Торговцы могут воспользоваться тем, что в некоторых странах отсутствует достаточный контроль и попытаться организовать утечку психотропных веществ в незаконные каналы.
133. Комитет с удовлетворением отмечает, что некоторые страны, являющиеся ведущими экспортерами, такие, как Германия, Индия, Соединенное Королевство, Франция и Швейцария, очень эффективно используют публикуемые Комитетом оценки потребностей в психотропных веществах для проверки законности торговых сделок. Такая проверка особенно важна в случае заказов, размещаемых компаниями в тех странах, которые еще не ввели требование обязательного получения разрешения на импорт в отношении всех психотропных веществ. Торговые сделки, считающиеся подозрительными в силу того, что импортные заказы превышают утвержденные оценки, проверяются Комитетом, либо информация о таких сделках доводится до сведения страны-импортера. Этот процесс облегчает выявление попыток организовать утечку. Например, некая ливанская компания незаконно направила одной из компаний Соединенного Королевства заказ на 100 кг диазепама, почти в 10 раз превышающий оценку потребностей Ливана в этом веществе. Комитет с удовлетворением отмечает, что Ливан недавно ввел обязательные разрешения на импорт/экспорт в отношении международной торговли любыми психотропными веществами.
134. Проверка импортных заказов с помощью публикуемых Комитетом оценок помогает также предотвратить течку психотропных веществ, при осуществлении которой используются поддельные разрешения на импорт. До недавнего времени подделка разрешений на импорт была наиболее распространенным способом организации утечки психотропных веществ из законных каналов международной торговли. Поскольку такие поддельные разрешения по-прежнему используются в целях организации утечки, Комитет предлагает правительствам всех стран-экспортеров в случае сомнения просить правительства стран-импортеров подтвердить законность заказов до выдачи разрешения на экспорт психотропных веществ. Комитет, как и ранее, готов оказывать правительствам помощь в получении такого подтверждения. В последние годы торговцы наркотиками чаще всего организуют утечку стимуляторов (амфепрамона, фенетиллина, фентермина и пемолина), бензодиазепинов (диазепама, флунитразепама и темазепама), фенобарбитала и бупренорфина. Однако в большинстве случаев утечку удавалось предотвратить.
135. Страны-экспортеры должны также проявлять максимальную бдительность в отношении заказов на поставку психотропных веществ в страны, где должным образом не работают правительственные структуры и происходят гражданские или военные конфликты. Например, торговцы наркотиками пытались организовать утечку фенобарбитала из каналов международной торговли в незаконные каналы в Афганистане для разбавления героина.
136. Получив сообщения об использовании психотропных веществ для разбавления героина в Западной Азии, Комитет собрал более подробную информацию по этому вопросу в нескольких странах. Согласно данным лабораторного анализа, чаще всего в качестве разбавителей героина используются фенобарбитал и диазепам. Несколько стран сообщили также об использовании в этих целях ряда других барбитуратов и бензодиазепинов. Злоупотребление таким разбавленным героином существенно повышает опасность летального исхода и развития полинаркомании у лиц, злоупотребляющих героином, поскольку барбитураты и бензодиазепины усиливают угнетающее действие опиоидов на центральную нервную систему.
137. Результаты лабораторного анализа в тех странах, где такой анализ осуществляется на регулярной основе, показывают, что, хотя психотропные вещества по-прежнему используются в качестве разбавителей героина, поступающего из Западной Азии, их содержание в пробах изъятого героина за последнее десятилетие снизилось и уже не является столь значительным. Это изменение, возможно, вызвано ужесточением контроля над международной торговлей психотропными веществами в большинстве стран, являющихся ведущими изготовителями и экспортерами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками ООН за 2001 г. (извлечение) E/INCB/2001/1
Текст доклада опубликован в журнале "Новые лекарственные препараты", 2002 г., N 7