Разъяснения по запросам работников аптек, судебно-следственных
органов и экспертов
Вопрос:
К какой группе контроля (наркотическое средство, психотропное, сильнодействующее или ядовитое вещество) отнесен Натрий оксибутират и соответственно, с какого времени определены для него небольшой, крупный и особо крупный размеры?
Ответ:
Натрий оксибутират и другие соли оксимасляной кислоты находятся в Списке психотропных веществ (Список III) Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ N 681 от 30 июня 1998 г.
В действующей в настоящее время Сводной таблице экспертных заключений ПККН об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном владении или обороте (по состоянию на 1 июля 2002 г.) для психотропного вещества Натрий оксибутират определены следующие размеры:
небольшие - от 0 до 25,0 г;
крупные - от 25,0 г до 250,0 г включительно;
особо крупные - свыше 250,0 г.
Упомянутая Сводная таблица опубликована в журнале "Новые лекарственные препараты" за 2002 г. N 6.
Первоначально постановлением ПККН от 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96) Натрий оксибутират был включен в Список сильнодействующих веществ ПККН по состоянию на 1 июля 1997 г. Список был опубликован в журнале "Новые лекарственные препараты" за 1997 г. N 4.
В связи с возникшей необходимостью на сильнодействующее вещество Натрий оксибутират согласно Уголовному кодексу РФ был определен только крупный размер - от 50,0 г. В последующем, в связи с переводом Натрия оксибутирата из Списка сильнодействующих в Список психотропных веществ, для него уже как для психотропного вещества были определены вышеуказанные небольшие, крупные и особо крупные размеры, первоначально опубликованные в Сводной таблице по состоянию на 2 декабря 1998 г., которые без изменений включались в последующие издания Сводной таблицы, в том числе и в ныне действующую.
Считаем необходимым напомнить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 9 (п.13) экспертные заключения ПККН о размерах носят рекомендательный характер и не являются нормативным актом.
20 мая 2002 г.
Вопрос:
Как известно, Постоянный комитет по контролю наркотиков регулярно издает Сводную таблицу экспертных заключений ПККН об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном владении и обороте. Не приводит ли это к стандартному привлечению к ответственности разных физических и юридических лиц, несмотря на то, что среди них могут оказаться и просто больные наркоманиями?
Ответ:
Для того чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, необходимо в первую очередь напомнить, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 в п.13 специально отмечено:
"Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному и особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков".
Таким образом, размеры, установленные ПККН, являются лишь экспертными заключениями, имеющими рекомендательный характер, а суды при принятии решения должны учитывать и другие факторы. Сами размеры определяются ПККН с позиции 15-балльной системы, так как термин "размеры" означает размеривание разных объектов для специальных целей в граммах, миллилитрах или счетом (растений в штуках), иначе говоря в количествах. Таким образом, обозначение количества в граммах это результат синтетической оценки всех требований 15-балльной системы. Отсюда разным физическим и юридическим лицам при владении одним и тем же размером наркотических средств, выраженных в количествах, например, в граммах, решением суда может устанавливаться совершенно разная ответственность. Так, владеть одним и тем же количеством наркотического средства, предположим 0,5 г, в одном случае может физическое лицо, которое приобрело это количество для того, чтобы попробовать, как действует конкретное наркотическое средство. В другом случае это также физическое лицо, но страдающее наркоманией, официально установленной решением врачебной комиссии, и исходя из требований международного права такое физическое лицо судом может подвергаться не наказанию, а альтернативному направлению на принудительное лечение. В третьем случае задержанное физическое лицо, у которого обнаружено это же наркотическое вещество и в том же количестве, может быть лицом, которое является представителем незаконного владельца, реализующего наркотики по частям на черном рынке, т.е. является посредником по реализации незаконных наркотиков у крупного владельца. Еще один случай - это же количество наркотика обнаружено у крупного торгового владельца наркотиками - здесь иной подход. Во всех случаях у суда разный подход к определению наказания. Если же это количество обнаружено у юридического лица, который фактически в своей подпольной лаборатории производит данные наркотики - то наказание может быть более строгим по совокупности незаконных действий.
Как видно, у судебных инстанций имеются большие возможности индивидуально, конкретно определить меру виновности и наказание для разных физических и юридических лиц при обнаружении у них одного и того же конкретного наркотического средства в одинаковых количествах.
Таким образом, нельзя согласиться с утверждением отдельных специалистов, что при использовании Сводных таблиц размеров одинаково страдают и наркоманы и производители из-за наличия в них стандартных количеств, так как они игнорируют указанное нами постановление Пленума Верховного Суда РФ. Неправомерно рассматривать Сводную таблицу как нормативный акт, а не экспертное заключение, имеющее рекомендательный характер. Превращение размеров, выраженных в количествах, в нормативные акты ошибочно и нарушает статус суда и судьи в судебном процессе.
Вопрос:
Каковы правила реализации контролируемых веществ юридическим лицам стран ближнего зарубежья.
Ответ:
Для импорта контролируемых веществ юридические лица стран ближнего зарубежья должны иметь ввозной документ на конкретное контролируемое вещество, выданное своим, уполномоченным на то компетентным органом.
Это необходимо в тех случаях, когда импортируемое контролируемое вещество или средство числится в соответствующих Списках контролируемых веществ страны-импортера, а также если оно находится на контроле только у экспортера, в нашем случае - в Российской Федерации. Ввозной документ должен либо разрешить ввоз данного конкретного вещества либо информировать, что в их стране данное вещество не контролируется.
Разумеется, если импортируемое контролируемое вещество находится в Списках действующих Конвенций, участниками которых являются страны торговой операции, то ввозной документ должен соответствовать требованиям международного права, отраженным в соответствующих Конвенциях (Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.).
Если представитель юридического лица страны ближнего зарубежья непосредственно уполномочен получить у конкретного юридического лица импортируемое контролируемое вещество, то наряду с другими требуемыми для импорта документами, он должен одновременно предъявить доверенность на совершение данной операции с правом перевозки в установленном порядке.
2 июля 2002 г.
Вопрос:
Какие наркотические лекарственные средства должны уничтожаться в соответствии с п.2 и 3 Приложения N 6 "Положение о списании и уничтожении наркотических средств и специальных рецептов, использованных онкологическими больными" приказа Минздрава России от 12.11.1997 г. N 330 ("не позднее 30-го числа каждого месяца в присутствии постоянно действующей комиссии по контролю за учетом и расходованием наркотических лекарственных средств лечебно-профилактического учреждения"), а также, в каком пункте или абзаце Приложения N 6 указано, что неиспорченные с неистекшим сроком годности наркотические лекарственные средства, оставшиеся после смерти онкологического больного и сданные его родственниками в поликлинику, после их учета и регистрации должны уничтожаться в присутствии постоянно действующей комиссии ЛПУ, представителей органа управления фармацевтическими организациями, органов УВД и санитарного надзора?
Ответ:
Положения п.2 и 3 Приложения N 6 к приказу Минздрава России от 12.11.1997 г. N 330 распространяются на все наркотические средства, сданные родственниками умерших онкологических больных. К наркотическим средствам относятся все те средства, которые перечислены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681, что четко указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9.
Напоминаем, что соответствующими положениями, ранее утвержденными Минздравом СССР и России, остатки наркотических средств, сданные родственниками после смерти онкологических больных, запрещается в дальнейшем использовать в медицинской практике, так как нет никакой гарантии в правильности их хранения, что может вызвать нежелательные последствия. В соответствии с этим они должны быть сданы, учтены и уничтожены (п.2 Приложения N 6).
В пункте 1 Приложения N 6 указан порядок уничтожения наркотических лекарственных средств и кто входит в комиссию по их уничтожению. При этом четко перечислены все диспозиции, подлежащих уничтожению объектов:
- наркотические лекарственные средства с истекшим сроком годности; а также сданные родственниками больных (без указания характеристики сданных наркотиков);
- бой и брак.
Необходимо учитывать все указанные пункты Приложения, в комплексе, а не изолированно, ибо они все взаимодействуют.
2 июля 2002 г.
Председатель Постоянного |
Э.А.Бабаян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения по запросам работников аптек, судебно-следственных органов и экспертов
Текст разъяснений опубликован в журнале "Новые лекарственные препараты", 2002 г., N 7