Произошедшие в последние годы в стране радикальные социально-экономические и политические перемены потребовали принципиально новых подходов в решении вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это определяется Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отражающим современный процесс регулирования законодателем общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К ним относятся: санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасной среды обитания для здоровья человека, социально-гигиенический мониторинг, государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, аккредитация испытательных лабораторий (центров), санитарно-эпидемиологические экспертизы, токсикологические и гигиенические оценки.
Результаты работы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации за прошедший период позволили выделить приоритетные медико-гигиенические проблемы, оценить значение и вклад конкретных неблагополучных факторов окружающей среды в потерю здоровья населения, провести гигиеническое ранжирование населенных пунктов по степени риска здоровью населения и на этой основе начать внедрение системы управления качеством среды обитания и гигиенической безопасности. В этой связи, дальнейшее развитие получила система социально-гигиенического мониторинга, неотъемлемой частью гигиенической диагностики становится оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
Продолжается совершенствование сети и структуры учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, которая в последние годы стала единой федеральной централизованной системой органов и учреждений, объединившей на функциональной основе государственные санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств - Минздрава России, МПС России, Минобороны России, Минюста России, ФПС России, ФСБ России, ФСНП России и др.
Число учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации за последние 5 лет сократилось на 57 за счет создания единых центров госсанэпиднадзора для обслуживания городского и сельского населения, ликвидации центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах крупных городов и сокращения их количества на водном и воздушном транспорте, ликвидации некоторых маломощных учреждений. Реструктуризация и реформирование учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации повлекли за собой сокращение численности персонала.
Значительно активизировалась работа по реализации региональных целевых программ, их количество выросло почти в 1,7 раз.
Ведется систематическая работа со странами СНГ по гармонизации и взаимопризнанию нормативных и методических документов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В качестве международных признаны более 50 санитарных норм и правил.
Складывается творческое сотрудничество между центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинскими академиями путем формирования ежегодного госзаказа на подготовку кадров на условиях договоров.
В последние годы были утверждены государственные требования по всем медицинским специальностям государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Наряду с совершенствованием первичной профессиональной подготовки, осуществляемой в ВУЗах страны, большое внимание уделено улучшению качества послевузовского образования. С этой целью разработаны образовательные стандарты послевузовской подготовки по многим специальностям государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Значительно укрепились юридическая служба и подразделения по связи со средствами массовой информации.
Однако, несмотря на проведенную положительную работу, санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации, остается неблагополучной и продолжает оказывать негативное влияние на здоровье населения.
Сохраняется высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха, на многих территориях значительно превышающим гигиенические нормативы. Качество воды источников централизованного питьевого водоснабжения в местах водозаборов в целом по стране также не претерпело за последние 5 лет существенных изменений и продолжает оставаться неудовлетворительным. Особенно тяжелое положение сложилось с источниками водоснабжения из открытых водоемов. Неудовлетворительными остаются условия труда в большинстве отраслей экономики. Это определяет высокий уровень профессиональной заболеваемости, несчастных случаев, экономических потерь по причинам временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности работающих, ухудшается репродуктивное здоровье работников. Не полностью решены вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции по микробиологическим показателям. Проблемой остается организация контроля за качеством поступающих в продажу биологических добавок к пище, генетически модифицированных источников ее. Возрастает заболеваемость населения некоторыми инфекциями. Требуется принятие дополнительных мер по борьбе с вирусными гепатитами, туберкулезом, СПИДом и др.
Предъявляемые с каждым годом повышенные требования к организации деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, определяют необходимость дальнейшей разработки и реализации мер, направленных на улучшения эффективности и действенности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, реализацию всех имеющихся возможностей для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие# населения Российской Федерации.
Основные цели и принципы Концепции
Основной целью Концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на период 2003 - 2007 гг. является создание условий для эффективного функционирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Основными принципами Концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на период 2003 - 2007 гг. являются:
- совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- обеспечение личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основании единых нормативно-методических требований, ориентированных на достижение установленных результатов в оптимальные сроки;
- оптимизация сети учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и порядка управления ею.
Основными направлениями деятельности по обеспечению эффективного функционирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются:
- совершенствование организационного построения и системы управления;
- проведение современной кадровой политики;
- укрепление правовых основ деятельности;
- совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- развитие экономики и ее адаптацию к рыночным условиям;
- совершенствование научно-методического обеспечения деятельности;
- улучшение материально-технического обеспечения;
- совершенствование гигиенического воспитания и образования граждан;
- укрепление, развитие и координирование международных связей в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Совершенствование организационного построения и системы управления
С целью совершенствования управления и организационного построения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации оптимизация сети учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и их структуры, включая:
- образование межрайонных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора за счет слияния (присоединения) центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в муниципальных образованиях с населением менее 20 тысяч человек (для территорий с низкой плотностью населения этот показатель уточняется в каждом конкретном случае);
- образование в городах с районным делением, имеющих центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах единого центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- ликвидацию (преобразование) дезинфекционных станций, муниципальных, региональных унитарных предприятий дезинфекционного профиля, образование федеральных государственных унитарных предприятий дезинфекционного профиля в каждом субъекте Российской Федерации;
- разработку (уточнение) структуры центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также номенклатуры должностей и специальностей специалистов;
- разработку рекомендаций по формированию штатного расписания центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех уровней с учетом численности населения, радиуса обслуживания, антропотехногенной нагрузки на регионы и эндемичности территорий;
- аккредитация лабораторий (лабораторных центров), ликвидацию лабораторий, не подлежащих аккредитации;
- введение аккредитации организаций и экспертов на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
- завершение формирования структурных подразделений системы социально-гигиенического мониторинга.
См. указание Минздрава РФ от 18 августа 2003 г. N 983-У "О головном учреждении государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в федеральном округе"
Реализация современной кадровой политики
Реализация задач по совершенствованию кадровой политики предусматривает:
- организация перспективного планирования потребности в специалистах, целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием;
- оптимизацию численности работников учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в связи с сокращением числа контрольных мероприятий, а также других видов деятельности, не связанной с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- реализацию Трудового кодекса от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
- разработку и реализацию системы внутреннего контроля деятельности должностных лиц, уполномоченных осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор;
- создание и совершенствование профессиональной ориентации среди школьников и их родителей;
- оптимизацию системы до- и последипломной подготовки специалистов медико-профилактического профиля путем усовершенствования и унификации программ подготовки студентов и курсантов, улучшения связи центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинских академий (университетов);
- разработку нормативов кадрового обеспечения центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора специалистами в области права, экономики, информатики, программирования, химии, биологии, инженерного профиля и организация их подготовки;
- разработку положения о порядке страхования профессиональной ответственности и правовой защиты работников Госсанэпидслужбы при выполнении ими должностных обязанностей.
Укрепление правовых основ деятельности Службы
Развитие санитарного законодательства является основой правового обеспечения деятельности Службы и предусматривает:
- создание единой системы правового обеспечения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
- разработку положений о взаимодействии и разграничении полномочий между учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и иными контрольными и надзорными органами и учреждениями;
- разработку методических документов о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в условиях действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ и Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора
С целью повышения эффективности и качества государственного санитарно-эпидемиологического надзора предполагается:
- разработать единые стандарты деятельности специалистов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- совершенствовать планирование деятельности учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на основе данных социально-гигиенического мониторинга и оценки риска;
- разработать критерии оценки деятельности центров госсанэпиднадзора на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- привести в соответствие с целями и задачами Службы объем и номенклатуру лабораторных исследований;
- создать унифицированную базу первичной учетной медицинской документации, используемой в деятельности Службы по наблюдению за объектами и состоянием внешней среды;
- ввести единую технологию сбора, обработки, анализа и передачи информации, включая донозологическую диагностику, биомониторинг, региональные стандарты оценки физического развития, новые критерии безопасности продовольственного сырья и др.;
- обеспечить реализацию системы социально-гигиенического мониторинга во всех учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
- совершенствовать программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-аппаратных комплексов;
- оптимизировать деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части оказания платных медицинских работ (услуг).
Развитие экономики государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и адаптация ее к условиям рыночных отношений в стране
С целью обеспечения стабильного экономического развития учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации необходимо:
- разработать методики расчета фактического и прогнозируемого экономического ущерба, связанного с загрязнением среды обитания и оценки эффективности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- разработать программы и создать постоянно действующие курсы обучения руководителей учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по экономическим и правовым основам управления.
Научно-методическое обеспечение деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Научно-методическое обеспечение деятельности Службы предусматривает:
- разработку Программы экономического и социального развития научных учреждений;
- разработку Программы научных исследований по актуальным проблемам эпидемиологии и гигиены на 2003 - 2010 гг., предусмотрев участие в ее реализации НИИ Минздрава России, РАМН, центров госсанэпиднадзора субъектов Российской Федерации, в том числе на транспорте, министерств и ведомств;
- совершенствование системы внедрения результатов научных исследований в практику с использованием экономических, законодательных механизмов и эффективного авторского надзора;
- завершение работы по созданию вакцины против краснухи, комплексной менингококковой вакцины; создание вакцин нового поколения, в том числе живых рекомбинантных вакцин на базе вирусных векторов, ДНК-вакцин; ускорение внедрения в практику вакцины против гемофильной инфекции;
- создание новых методов дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обеспечивающих защиту от новых и возвращающихся инфекционных и паразитарных болезней, не контролируемых средствами иммунопрофилактики;
- создание банка данных нормативно-методических документов госсанэпидслужбы в сети Интернет;
- организация на базе Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава России научно-исследовательского центра (института) по организации Госсанэпидслужбы.
Улучшение материально-технического обеспечения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Для развития и совершенствования материально-технической базы Службы предусматривается:
- инвентаризация недвижимого имущества федеральной собственности в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, подготовка плана реализации неиспользуемого имущества;
- подготовка плана капитального ремонта зданий и сооружений федеральной собственности в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации за счет централизованных и прочих источников финансирования;
- завершение ранее начатого строительства и реконструкции зданий центров госсанэпиднадзора, научно-исследовательских и других учреждений, организаций и предприятий Службы;
- разработка нормативных документов, регламентирующих потребность в оснащении учреждений Службы транспортом, лабораторным оборудованием и техническими средствами.
Совершенствование гигиенического воспитания и образования граждан
С целью совершенствования системы гигиенического воспитания и образования граждан, повышения их санитарной культуры, распространения знаний о здоровом образе жизни и укрепления здоровья населения предусматривается:
- создать систему информационного обеспечения населения;
- создать систему всеобщего, непрерывного обязательного гигиенического воспитания и образования населения;
- координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации в области гигиенического образования и воспитания населения;
- расширить использование средств массовой информации в пропаганде здорового образа жизни, профилактики заболеваний и освещения текущей санитарно-эпидемиологической обстановки;
- организовать взаимодействие с неправительственными учреждениями в области формирования здорового образа жизни, предупреждения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Укрепление, развитие и координация международных связей
В целях интеграции и эффективного взаимодействия с международным медицинским сообществом планируется:
- укреплять международные связи и сотрудничество со странами СНГ путем заключения двух- и многосторонних соглашений в области разработки и реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- использовать международный опыт и результаты деятельности международных организаций (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕП, МОТ, ЕС, ИСО и др.) в развитии и совершенствовании национального санитарного законодательства.
Первый заместитель |
Г.Г.Онищенко |
------------------------------
Концепция развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 2003 - 2007 годы разработана Минздравом России, Федеральным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом предложений центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионов на транспорте, других учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 2003 - 2007 годы (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 декабря 2002 г.)
Текст концепции официально опубликован не был