Решение Коллегии Минздрава РФ от 10 декабря 2002 г. (протокол N 17)
"О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Минздрава России за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г. и о принимаемых мерах
по ликвидации отмеченных недостатков"
Заслушав представленные материалы о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Минздрава России за 2000 - 2001 годы, коллегия отмечает, что в настоящее время в условиях недостаточного финансирования вопрос эффективного использования средств становится приоритетным.
Учитывая дефицит финансирования здравоохранения, распределение и использование полученных средств, а также контроль за их расходованием в соответствии с целевым назначением заслуживают особого внимания.
По состоянию на 1 января 2002 года в ведении Минздрава России находилось 2939 учреждений, финансируемых из федерального бюджета, включая подведомственную сеть, из них 84 научно-исследовательских института, 47 научно-исследовательских лабораторий, 57 высших и 25 средних специальных заведений, Всероссийский учебно-научно методический центр, 265 больниц и клиник, 56 поликлиник, 18 туберкулезных санаториев, 36 детских санаториев, 15 специализированных учреждений, 2332 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, 3 учреждения, финансируемых по разделу "Государственное управление и местное самоуправление".
Бюджет Минздрава России за 2000 - 2001 годы увеличился с 15,4 млрд.руб. до 21,9 млрд.руб. или на 45%, что позволило обеспечить стабильность финансирования подведомственных учреждений, укрепить их материальную базу, увеличить объемы оказания медицинской помощи.
В 2000 - 2001 годах финансово-хозяйственная деятельность Минздрава России и подведомственных учреждений проверялась: Департаментом государственного финансового контроля Минфина России и контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации; Счетной палатой Российской Федерации; Главным контрольным управлением Администрации Президента Российской Федерации. Минздравом России также осуществлялся ведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций.
За указанный период времени осуществлены 192 проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Министерству учреждений.
Общая сумма выявленного нецелевого использования средств составила 182,2 млн.руб.
Основные нарушения финансовой дисциплины допущены при осуществлении: централизованных закупок лекарственных препаратов и медицинской техники - 73,1 млн.руб.; мероприятий федеральных целевых программ "Старшее поколение", "Дети-инвалиды", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы", "Сахарный диабет" - 56,5 млн.руб.; финансово-хозяйственной деятельности подведомственными учреждениями - 50,6 млн.руб.; финансирования лечения граждан за рубежом - 1,0 млн.руб.; распределения средств, выделенных на борьбу с эпидемиями - 0,9 млн.руб.
Наиболее типичными нарушениями по перечисленным направлениям использования средств являются: расходование их на цели, не соответствующие условиям получения; неправильное применение расчетных коэффициентов при определении стоимости строительно-монтажных работ, начислении заработной платы; недостатки в оформлении первичных бухгалтерских документов.
Анализ результатов проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности Минздрава России за 2000 - 2001 годы показал, что основными причинами допущенных нарушений и недостатков являются:
- низкий уровень знаний работниками подведомственных учреждений новых нормативных актов;
- недостаточная автоматизация бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности и отчетности при постоянно увеличивающихся и меняющихся потоках финансовой информации, в том числе отсутствие возможности осуществления контроля Минздрава России путем автоматизированного сопоставления и анализа отдельных показателей деятельности организаций;
- недостаточное использование подведомственными учреждениями возможности осуществления контроля путем проведения аудиторских проверок;
- отсутствие необходимого штата ревизоров для проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности и комплексных проверок подведомственных организаций.
По результатам проверок Минздравом России проведена большая работа по устранению выявленных нарушений и недостатков, изданы приказы, направлены письма, а также освобождены от занимаемых должностей руководители 6 подведомственных организаций. Материалы ревизий 10 учреждений переданы в правоохранительные органы.
Так, для обеспечения расходования средств в соответствии с их целевым назначением при осуществлении централизованных закупок Министерством издан приказ от 20.05.2002 N 150 "Об организации закупок медицинской продукции (работ, услуг) подведомственными Минздраву России учреждениями".
В целях устранения и предотвращения в дальнейшем выявленных в результате проверок недостатков Минздравом России издан приказ от 20.09.2002 N 294 "О мерах по устранению нарушений, выявленных КРУ Минфина России" со сроками исполнения и ответственными лицами.
В подведомственных учреждениях по результатам ревизий и проверок проведены совещания, подготовлены предложения по устранению нарушений, причин и условий их возникновения.
Основным системным подходом к ликвидации допущенных нарушений и недостатков является усиление систематического контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств с использованием автоматизированных информационных систем, проведение мероприятий по повышению уровня квалификации экономистов и бухгалтеров.
В этих целях в Министерстве внедряются автоматизированные информационные системы: "Финансы", "Кадры", по материально-техническим ресурсам.
В Институте подготовки кадров для системы государственных закупок при Государственном университете - Высшей школе экономики проведены профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников Минздрава России по организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд.
С целью повышения квалификации работников подведомственных организаций на базе подведомственных Минздраву России Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, Государственного медицинского центра систематически проводятся специализированные семинары по повышению квалификации, где рассматриваются актуальные вопросы бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, оплаты труда и кадровой политики, организации финансового планирования, распоряжения имуществом в бюджетных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с изложенным, и в целях обеспечения предотвращения нарушений при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также причин и условий их возникновения Коллегия решает:
1. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин):
1.1. Обеспечить действенный контроль за расходованием средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением.
1.2. В срок до 31.07.2003 осуществить внедрение в Минздраве России современных информационных технологий ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности, отчетности и анализа экономической деятельности подведомственных организаций.
1.3. В срок до 31.02.2003# подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации "О списании задолженности с истекшим сроком исковой давности Минздрава России за 1993 - 1999 годы".
1.4. В срок до 30.05.2003 завершить работу по формированию федеральной базы финансово-экономических показателей деятельности подведомственных учреждений.
2. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин):
2.1. В срок до 15.02.2003 подготовить план проведения занятий со специалистами Министерства в области экономики здравоохранения по ведению бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности и отчетности.
2.2. В срок до 20.08.2003 разработать, издать и разослать по сети подведомственных организаций учебно-методическое пособие по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и сборник основных нормативных актов по осуществлению бухгалтерского учета в области здравоохранения.
3. Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями (Н.И.Подгорбунских), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин) усилить контроль за организацией и проведением закупок медицинского оборудования, лекарственных средств, предметов длительного пользования, работ и услуг.
4. Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора (С.И.Иванов):
В срок до 30.01.2003 разработать совместно с Минфином России инструкцию "О порядке расходования средств федерального бюджета на мероприятия по борьбе с эпидемиями".
5. Управлению делами (С.В.Белых), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский):
В срок до 01.04.2003 подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.1995 N 69 "О финансировании в иностранной валюте лечения граждан Российской Федерации за границей" и приказ Минздрава России от 02.07.1998 N 208 "О порядке направления граждан Российской Федерации на лечение за рубеж".
6. Руководителям организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации:
6.1. Усилить контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствии с их целевым назначением.
6.2. В срок до 31.12.2002 принять необходимые меры к устранению выявленных проверками нарушений и доложить о результатах Минздраву России.
7. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председатель коллегии, |
Ю.Л. Шевченко |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 10 декабря 2002 г. (протокол N 17) "О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Минздрава России за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г. и и о принимаемых мерах по ликвидации отмеченных недостатков"
Текст решения официально опубликован не был