г. Москва |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А40-68813/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.,
судей: Коротыгиной Н.В., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 6 отделения фонда) - Е.А.Румянцевой (дов. от 17.01.2014 г.);
от заинтересованного лица: Министерства экономики развития РФ - А.В.Старикова (дов. от 07.04.2014 г.); Ю.Н.Величинской (дов. от 27.06.2013 г.);
рассмотрев 13 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение ФСС РФ (филиал N 6 отделения фонда)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2013 года,
принятое судьей Стародуб А.П.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2014 года,
принятое судьями Крекотневым С.Н., Нагаевым Р.Г., Солоповой Е.А.,
по делу N А40-68813/13
по заявлению Государственного учреждения - Московское региональное отделение ФСС РФ (филиал N 6 отделения фонда)
к Министерству экономического развития РФ
о взыскании 37 228 894 руб. 15 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Московское региональное отделение ФСС РФ (филиал N 6 отделения фонда) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с Министерства экономического развития РФ 347 228 893 руб. 33 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2014 года, в удовлетворении требований органу фонда социального страхования отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой органа фонда социального страхования, в которой фонд просит принятые по делу судебные акты отменить, требования заявителя удовлетворить. В обоснование жалобы орган фонда социального страхования, со ссылками на законы от 24.07.2009 N 212-ФЗ, от 16.07.1999 N 165-ФЗ, от 24.07.1998 N 125-ФЗ, указывает, что судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам, послужившим основанием для предъявления требования ответчику об уплате доначисленных по результатам проверки сумм страховых взносов, пени и штрафа.
Представитель органа фонда социального страхования поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Министерства экономического развития РФ возразил против удовлетворения жалобы. Полагает, что выводы суда соответствуют материалам дела, закону.
Суд кассационной инстанции, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 закона.
Под организациями в данном случае следует понимать юридических лиц.
По делу установлено, что Государственным учреждением - Московское региональное отделение ФСС РФ (филиал N 6 отделения фонда) проведена выездная проверка: загранаппарата (рег. N 7706003043) Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН: 7710349494, ОГРН: 1027700515385) по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов, а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
В соответствии с решениями органа фонда социального страхования от 22.03.2013 г. года N 2 м/д и N 2 н/с о привлечении страхователя к ответственности загранаппарат (рег. N 7706003043) Министерства экономического развития Российской Федерации привлечен к ответственности в соответствии с законами от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ, от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ.
Между тем, Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Рег. N 7706003043), в отношении которого проведена проверка, не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением юридического лица Министерства экономического развития Российской Федерации.
Исходя из конкретных обстоятельств по делу и подлежащих применению положений названных норм материального права, суд кассационной инстанции полагает, что суды обеих инстанций при правильном применении подлежащих применению норм материального права правильно установили, что Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Рег. N 7706003043) не может являться страхователем.
Поскольку Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Рег. N 7706003043) не является юридическим лицом и не обладает правоспособностью, то истец не вправе привлекать его к ответственности, установленной законом для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, истец не вправе предъявлять ответчику требования об уплате доначисленных по результатам проверки сумм страховых взносов, пени и штрафа.
По материально-правовому требованию органа фонда социального страхования суды обоснованно отклонили позицию истца относительно того, что выплаты в иностранной валюте сотрудникам загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации подлежат обложению страховыми взносами на цели обязательного страхования.
В данном случае суды обеих инстанций исходили из того, что выплаты в иностранной валюте сотрудникам загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации являются компенсациями, при этом Федеральный фонд социального страхования РФ не обеспечивает гарантий загранработникам в период их нахождения за границей, в связи с чем, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на цели обязательного социального страхования.
Не опровергнуты по существу в жалобе выводы арбитражного суда, что доначисляя спорные суммы истец не учел ряд обстоятельств при доначислении страховых взносов: в частности, что соответствующие выплаты производятся два раза в месяц, при расчете органом фонда социального страхования не учтены периоды нахождения загранработников в отпусках (в том числе без сохранения заработной платы), не высчитывались периоды временной нетрудоспособности и пр.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций, что требования к ответчику об уплате доначисленных по результатам проверки сумм страховых взносов, пени и штрафа не основаны на законе, следует признать обоснованными.
Судами правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне исследованы доказательства, им дана оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Несогласие органа фонда социального страхования с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нормы материального права применены правильно, нарушения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом не допущено.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2014 года по делу N А40-68813/13 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В.Буянова |
Судьи |
Н.В.Коротыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.