Решение Коллегии Минздрава РФ от 24 декабря 2002 г.
(протокол N 19)
Заслушав и обсудив доклад о проекте отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь" коллегия отмечает, что в период социально-экономического кризиса 90-х годов уровень смертности в Российской Федерации превысил аналогичные показатели развитых стран на 30 - 50%. Изменилась структура заболеваемости и смертности, увеличилась доля пациентов, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи.
Вместе с тем, законодательная и нормативная правовая база, регламентирующая вопросы организации скорой медицинской помощи сложилась в период 70-80-х годов и не отражает современных особенностей оказания скорой медицинской помощи населению. Не определены состав и принципы ее государственного регулирования, а также взаимодействия с другими службами экстренного реагирования.
В Российской Федерации функционирует система оказания скорой медицинской помощи, инфраструктура которой включает в себя 3212 (1999 г - 3142) станции и отделения скорой медицинской помощи (СМП) и 47 (1999 г - 59) больниц скорой помощи.
В 2001 году было около 50 млн. вызовов, и обслужено 52,3 млн. граждан.
Для трудоспособного населения возрастающая потребность в скорой медицинской помощи обусловлена материально-производственными мотивационными факторами: боязнь лишиться работы, потерять часть заработка и т.п. Это приводит к поздней обращаемости и сопряжено с развитием осложнений, вплоть до жизнеугрожающих. Очевидно, что все перечисленные тенденции носят долговременный характер, что обуславливает особую актуальность вопросов оказания скорой медицинской помощи населению.
Соотношение госпитализированных к числу обслуженных скорой медицинской помощью на догоспитальном этапе составило всего 15,7%.
Вместе с тем, в 2001 году в городах Российской Федерации около 60% пациентов стационаров были госпитализированы по неотложным показаниям. Ежегодно за медицинской помощью в связи с развитием неотложных состояний обращается каждый 3-й житель страны, каждый 10-й - госпитализируется по экстренным показаниям, а доля больных госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза.
Коллегия отмечает, что серьезным тормозом в совершенствовании организации скорой медицинской помощи является отсутствие четкой системы управления этим сектором здравоохранения на всех уровнях.
Проблемы управления усугубляются отсутствием надежной системы мониторинга в разделе скорой медицинской помощи. Существующие формы государственной ответственности не отражают реальной потребности и обеспеченности населения этим видом медицинской помощи.
Планирование мощностей подстанций и бригад скорой медицинской помощи опирается на общие нормативы, основанные на количестве проживающего на территории населения, что не позволяет учитывать особенности региона.
На госпитальном этапе в большинстве территорий к оказанию скорой медицинской помощи наравне с многопрофильными стационарами широко привлекаются маломощные больницы, зачастую не имеющие необходимого набора специалистов и лечебно-диагностических технологий.
Смешанный тип финансирования госпитального звена скорой медицинской помощи осуществляется по стандартам, разработанным по нозологическому принципу для планово госпитализированных больных, что не соответствует подходам и объемам оказания скорой медицинской помощи.
Проблема подготовки медицинских кадров для скорой медицинской помощи остается актуальной. Большинство бригад скорой помощи в настоящее время укомплектованы специалистами не прошедшими необходимой подготовки, а повышение квалификации осуществляется нерегулярно. Только 15% врачей СМП имеют сертификат специалиста, менее 30% аттестованы на квалификационную категорию.
Основу научного потенциала службы СМП составляют НИИ скорой помощи им.Н.В.Склифосовского (Москва), им.И.И.Джанелидзе (Санкт-Петербург), а также 18 кафедр скорой помощи (неотложной медицины), действующих на базе высших образовательных медицинских учреждений Минздрава России системы додипломной и последипломной подготовки, что крайне недостаточно.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию по организации скорой медицинской помощи в Российской Федерации, а также проект отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь" определяющей единые подходы и принципы по совершенствованию скорой медицинской помощи коллегия решает:
1. Одобрить, в целом, представленную отраслевую программу "Скорая медицинская помощь".
2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин)
2.1. В срок до 01.02.2003 доработать проект Программы с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений и направить ее для согласования в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
2.2. В срок до 01.03.2003 разработать проект приказа Минздрава России по реализации программы "Скорая медицинская помощь".
3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин) в срок до 01.07.2003 рассмотреть вопрос о создании унифицированных программ подготовки специалистов в системе дополнительного образования по неотложной медицине.
4. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Председатель коллегии |
Ю.Л. Шевченко |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 24 декабря 2002 г. (протокол N 19)
Текст решения официально опубликован не был