г. Москва |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А41-43732/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 30.05.2014 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е. А.,
судей Петровой В.В., Стрельникова А.И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "ФАРОТ" - Щеглова Е.А. - дов. от 07.06.13 б/н сроком на 1 год
от ответчика Управление Росреестра по М.О. - Бадмаев С.А. - дов. от 23.12.13 N 211-Д до 31.12.14,
рассмотрев 26.05.2014 в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Московской области
на постановление от 26.02.2014
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по иску (заявлению) ЗАО "ФАРОТ"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права
к Управлению Росреестра по М.О.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Фарот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) в регистрации права собственности на квартиры (дело N А41-32103/2013).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27.08.2013 по делу N А41-32103/13 в отдельные производства выделены требования о признании незаконными отказов управления в отношении каждой квартиры.
По настоящему делу (N А41-43732/13) рассматривается требование о признании незаконным содержащегося в сообщении от 14.03.2013 N 61/001/2013-297 отказа управления в государственной регистрации права собственности общества на квартиру N 76, расположенную в доме N 42 по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой (далее - квартира).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.11.2013 года в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда 26.02.2014 года указанное решение отменено, заявленное требование удовлетворено: отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации, выраженный в сообщении от 14.03.2013 N 61/001/2013-297, признан незаконным.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, в связи с чем просило отменить постановление суда апелляционной инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ЗАО "ФАРОТ" возражал против доводов кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, общество 29.01.2013 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру, приложив к нему необходимые документы, в том числе, кадастровый паспорт на эту квартиру, составленный 20.03.2012 Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее - БТИ).
Уведомлением от 29.01.2013 управление сообщило обществу о приостановлении государственной регистрация на срок с 15.02.2013 по 14.03.2013 ввиду отсутствия в данном кадастровом паспорте кадастрового номера объекта недвижимости (квартиры) и предложило обществу представить дополнительные документы, устраняющие причины, препятствующие государственной регистрации, отметив также, что направило запрос в кадастровую палату по Московской области в целях предоставлении необходимых сведений и документов для устранения причин, препятствующих государственной регистрации.
Сообщением от 14.03.2013 N 61/001/2013-297 управление отказало в государственной регистрации права на основании абзаца 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пояснив, что управлению не удалось установить, учтена ли квартира как объект недвижимости (ответ на упомянутый запрос в кадастровую палату не был получен) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", имеются ли сведения о ней в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), и, указав на то, что объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) идентифицируется государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом о кадастре его государственного учета.
Отказывая в удовлетворении требования общества о признании незаконным данного отказа управления, суд первой инстанции признал, что этот отказ не соответствует закону, однако счел, что он не нарушает права и законные интересы общества, поскольку право собственности общества на квартиру зарегистрировано по второму заявлению общества (подданному в управление после полученного отказа по первому заявлению).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела упомянутый запрос управления в кадастровую палату не представлен.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представленный обществом кадастровый паспорт, составленный БТИ, не содержит кадастровый номер объекта (квартиры), который в соответствии с действующим законодательством присваивается органом кадастрового учета при внесении сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, но при этом имеет инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер).
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 12 Закона о регистрации в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета.
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01.01.2013 органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре, с учетом определенных этой статьей Закона особенностей.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01.01.2013 возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктами 8, 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Бюро технической инвентаризации (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), которым составлен кадастровый паспорт на квартиру 20.03.2012 (то есть до 01.01.2013), представленный обществом на государственную регистрацию, является одним из органов технического учета в Московской области.
Следовательно, спорный объект недвижимости прошел процедуру технического (государственного) учета в установленном законодательством порядке, действовавшем на тот момент.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что в соответствии с действующим законодательством указанный объект недвижимости является учтенным, отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости свидетельствует лишь о том, что сведения об объекте недвижимости на момент получения кадастрового паспорта не внесены в ГКН, а не о том, что объект недвижимости считается неучтенным в соответствии с Законом о кадастре.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что, исходя из приведенных положений статьи 20 Закона о регистрации, отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру.
Суд апелляционной инстанции также правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ привел в данном случае к несвоевременной реализации права общества на внесение в ЕГРП записи о регистрации права на квартиру (определяющее момент возникновения права собственности на данный объект недвижимого имущества с соответствующими гражданско-правовыми последствиями), к необходимости повторного предоставления документов на регистрацию, а также к необходимости дважды оплачивать государственную пошлину (при подаче первого заявления о государственной регистрации, отказ по которому оспаривается по настоящему делу, и при подаче второго заявления, по результатам которого право собственности общества на квартиру зарегистрировано управлением), в связи с чем отказ управления, не основанный на законе, непосредственно повлиял на имущественное положение общества, и, следовательно, привел к нарушению его прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией также не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 г. по делу N А41-43732/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Зверева |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.