г. Москва |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А40-184267/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Минерал-Лес"-Хохлова Ю.Н. по дов. от 09.12.2014,
от заинтересованного лица - Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору-Пугачевой А.М. по дов. от 31.12.2014 N 159,
рассмотрев 07 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (заявителя)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19 января 2015 года,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 10 апреля 2015 года,
принятое судьями Марковой Т.Т., Мухиным С.М., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-184267/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Минерал-Лес"
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Минерал-Лес" (далее - ООО "Минерал-Лес", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2014 N 5.2-Пс/1950-2365пл-2014, которым заявителю назначено административное наказание по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2015 года, требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебным актом, Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения, представил отзыв.
Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 08.09.2014 по 19.09.2014 на основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 08.08.2014 N 2365-пр административным органом проведена плановая выездная проверка ООО "Минерал-Лес" по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства и иных актов в области промышленной безопасности, в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов по адресу: 142101, Московская область, Подольск, ул. Шамотная, д. 5: сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" - А02-53850-001 06.06.2007 (класс опасности - III класс) и выявлены нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте: сеть газопотребления регистрационный N А02-53850-0001 06.06.2007 (класс опасности - III класс), свидетельство о регистрации: А02-53850 от 13.05.2014, расположенного по адресу: 142101, Московская область, Подольск, ул. Шамотная, д. 5, о чем составлен акт от 19.09.2014 N 5.2-2365пл-А/1797-2014, а именно:
- не оформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности - Сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" N А02-53850 от 13.05.2014 г., по адресу: 142101, Московская обл., г.Подольск, ул. Шамотная, д.5, чем нарушены требования статьи 6, пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N116-ФЗ (далее - Закон N116-ФЗ); части 1 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, чем нарушены требования статьи 10 Закона N 116-ФЗ;
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, а именно: не разработано положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемого опасного производственного объекта и условий его эксплуатации, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ; пункта 3 "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263);
- не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах, чем нарушены требования статьи 10 Закона N 116-ФЗ; абз. "к" пункта 10 "Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730);
-при эксплуатации подземного газопровода на опасном производственном объекте: -Сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес"N А02-53850-0001, расположенном по адресу: 142101, Московская обл., г.Подольск, ул. Шамотная, д.5, эксплуатирующая организация не обеспечивает мониторинг утечек природного газа (отсутствуют сведения о выполненных работах), чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона N116-ФЗ, пункта 9 ФНиП в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (Приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542); абз. "а" пункта 69 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870);
-при эксплуатации подземного газопровода на опасном производственном объекте: -Сеть газопотребления ООО "МИНЕРАЛ-ЛЕС" N А02-53850-0001, расположенном по адресу: 142101, Московская обл., г.Подольск, ул. Шамотная, д.5, эксплуатирующая организация не обеспечивает мониторинг повреждений изоляции труб газопроводов. Отсутствуют сведения о выполненных работах, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона N116-ФЗ, пункта 9 ФНиП в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления";
-в обществе приказом руководителя не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации по эксплуатации опасного производственного объекта, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 9 ФНиП в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (Приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542).
- обществе не разработаны документы, регламентирующие расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ, чем нарушены требования пункта 8 статьи 12 Закона N 116-ФЗ; пункта 32 "Порядка проведения технического следования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, экологическому и атомному надзору" (приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480).
По итогам рассмотрения административного дела на основании протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Минерал-Лес" вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 000 руб.
Указанное постановление явилось основанием для обращения заявителя в суд.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 указанного Закона под требования промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что несмотря на то, что объект рег. N А02-53850-0001 от 06.06.2007, эксплуатирующийся ООО "Минерал-Лес", на момент проведения проверки был включен Управлением в государственный реестр опасных производственных объектов по Московской области, признаков опасного производственного объекта он не содержит.
При этом суды сослались на решение Ростехнадзора от 12.11.2014 N 10-04-07/1810, из которого следует, что проверяемый объект Сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес", регистрационный N А02-53850-0001 06.06.2007, свидетельство о регистрации: А02-53850 от 13.05.2014, расположенный по адресу: 142101, Московская обл., г. Подольск, ул.Шамотная, д.5, не содержит признаков опасного производственного объекта, в связи с чем принято решение по исключению указанного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов, и письмо Ростехнадзора от 10.12.2014 N01/20/26954, из которого следует, что объект рег. N А02-53850-0001 от 06.06.2007, эксплуатирующийся ООО "Минерал - Лес", исключен Центарльным управлением Ростехнадзора из территориального раздела государственного реестра опасных производственных объектов по Московской области.
Так, согласно статье 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.
В приложении N 2 "Классификация опасных производственных объектов" к Закону N116-ФЗ (далее - приложение N2) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к названному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения.
В таблице 2 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ предусмотрено определение класса опасности в зависимости от того, какое количество воспламеняющихся и горючих газов находится на опасном производственном объекте.
В силу пункта 4 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 названного пункта.
Таким образом, пункт 1 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ, изложенного в новой редакции одновременно с внесением изменений в абзац первый пункта 1 приложения N1, предусматривает исключение, касающееся сетей газораспределения и газопотребления, квалифицирующим признаком для отнесения которых к опасным производственным объектам является величина давления газа в сети.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года по делу N А21-9438/13.
Вместе с тем оценка доводам Управления о том, что спорный объект - Сеть газопотребления общества N А02-53850-0001 относится к опасным производственным объектам, дана не была, при том, что вопрос о наличии или отсутствии у данного объекта признаков опасного производственного объекта должен был входить в круг обстоятельств, подлежащих установлению на основании непосредственной оценки судом представленных в дело доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В этой связи выводы судов о незаконности и необоснованности оспариваемого постановления являются преждевременными, сделанными без установления фактических обстоятельств дела, которые подлежат выяснению исходя из приведенных выше норм права.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения кассационной жалобы установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к ответственности не истек, дело подлежит направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, исследовать доказательства и дать им надлежащую оценку.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2015 года по делу N А40-184267/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.