Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, а также уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения, в том числе детского, как в условиях штатного функционирования, так и в условиях массовых и техногенных катастроф.
Увеличивается травматизм среди детей как в быту, так и в условиях школы, в том числе при занятиях физической культурой. Показатель детского общего травматизма за последние 3 года увеличился на 17%, при этом травматизм в быту возрос на 8%, в школе - на 11%, при занятиях спортом - на 12%.
В последние годы наряду с традиционными формами неотложных состояний появились новые социально значимые неотложные состояния в связи с вовлечением значительного числа несовершеннолетних в употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
Частота употребления алкоголя детьми в возрасте до 15 лет за последние 5 лет увеличилась почти вдвое и достигла уровня 23,3 на 100 000 детей соответствующего возраста.
По данным Московского токсикологического центра, за последние 10 лет число школьников, осознанно употребляющих различные психоактивные вещества, увеличилось с 13% до 56%.
Последствия от воздействия внешних причин (травмы, отравления и др.) в структуре причин детской инвалидности составляют более 3%.
Важнейшим медико-демографическим показателем является уровень младенческой и детской смертности. За последние 5 лет общий уровень смертности детей остается стабильно высоким (среди детей 0-14 лет включительно - 1,3; среди 15-19 летних - 1,5 на 1000 детей соответствующего возраста). Только в 2001 году умерло детей в возрасте до 15 лет 32 667, а в возрасте 15-19 лет - 16 517.
В то же время последовательные целенаправленные усилия в области охраны здоровья матери и ребенка на федеральном и региональном уровне, совершенствование системы оказания медицинской помощи детям первого года жизни, позволили добиться значительного снижения уровня младенческой смертности с 17,2 (1997 г.) до 13,3 (2002 г.) на 1000 родившихся живыми. В структуре младенческой смертности 65% составляют отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, ежегодно погибают в родильных домах до 16 тыс. новорожденных.
Смертность среди детей в возрасте 5-9 лет от травм за последние 5 лет снизилась с 8,8 (711 случаев) до 7,0 (672 случая) на 100 тыс. детского населения. В то же время увеличился этот показатель в группе детей 10-14 лет с 6,8 (878 случаев) до 6,9 (1050 случаев) на 100 тыс. Причем гибель детей от травм в 23-26% случаев связана с транспортным несчастным случаем.
Среди внешних причин, одной из наиболее значимых является смерть от отравлений (в том числе алкоголем, токсическими средствами). По данным Госкомстата России, в 2001 году от отравлений погибло 537 детей в возрасте до 15 лет (0,2 на 100 тыс. детей), от случайных отравлений алкоголем в 2001 году погибло 11 детей в возрасте до 15 лет и 163 подростка в возрасте 15-19 лет.
Особую социальную значимость имеет и смертность от преднамеренных самоповреждений (включая самоубийства). В 2001 году число случаев смерти детей от преднамеренных самоповреждений составило среди 5-9 летних 21, среди 10-14 летних - 482, среди 15-19 летних - 2907 (показатель 0,3; 4,3; 24,2 на 100 тыс. детей соответствующего возраста).
Анализ медицинских документов детей, умерших в домах ребенка, показал, что в подавляющем большинстве это дети с тяжелыми пороками развития, с психоневрологической и соматической патологией. В 2001 году умерло в домах ребенка 484 ребенка, из них в специализированных 426, что свидетельствует о несвоевременной диагностике и несвоевременном проведении неотложных мероприятий медицинскими работниками домов ребенка.
Практически не снижается доля детей первого года жизни умерших вне стационара (1997 г. - 17,2%, 2001 г. - 17,1%), остается высокой досуточная летальность (19,2% и 18,4% соответственно), особенно летальность детей первого года жизни от пневмонии (35,1% и 39,8%).
Наиболее слабым звеном в системе оказания медицинской помощи детям с неотложными состояниями на догоспитальном этапе остается организация помощи в сельской местности.
Большие расстояния, отсутствие или неустойчивая телефонная связь, отсутствие условий для транспортировки и экстренной эвакуации больного ребенка, недостаточная обеспеченность педиатрами повышают требования к квалификации и профессиональным знаниям фельдшеров, самостоятельно работающих на ФАПах.
Анализ первичной медицинской документации показывает, что только в 7,8% случаев первая врачебная помощь на месте транспортировки была адекватна состоянию пострадавших детей.
Скорая медицинская помощь детскому населению оказывается общепрофильными, педиатрическими бригадами и бригадами интенсивной терапии. Следует подчеркнуть, что 67% вызовов к заболевшим детям обеспечивается фельдшерскими бригадами скорой помощи, 23,7% - врачебными бригадами, 5,0% - специализированными, 3,8% - бригадами интенсивной терапии.
Важнейшим звеном в системе мер по снижению детской смертности от травм является организация скорой травматологической помощи.
По данным Департамента здравоохранения г. Москвы, от травм в результате дорожно-транспортных происшествий на догоспитальном этапе погибает 57% детей, из них непосредственно на месте происшествия - 73%, а 27% - в процессе транспортировки.
По оперативным данным, только в 37,5% территорий неотложная помощь детям при травмах оказывается в специализированных детских травматологических пунктах (Астраханская, Волгоградская, Кировская, Мурманская, Читинская области, Карачаево-Черкесская Республика, республики Тыва и Бурятия). В большинстве регионов (62,5%) экстренная травматологическая помощь детям оказывается в травматологических пунктах общей лечебной сети.
Госпитальный этап оказания помощи детям с неотложными состояниями обеспечивается областными (краевыми, республиканскими) детскими больницами, муниципальными детскими стационарными учреждениями.
За последние годы утвердилась тенденция расширения сети отделений анестезиологии и реанимации, интенсивной терапии, в основном, за счет организации отделений неонатальной реанимации.
Новой формой работы по организации медицинской помощи детям первого года жизни с неотложными состояниями являются реанимационно-консультативные центры (РКЦ), которые оказывают консультативную помощь врачам лечебно-профилактических учреждений, а также проводят сложную интенсивную терапию на месте и осуществляют межгоспитальную транспортировку детей, требующих интенсивной терапии.
Актуальной проблемой современной педиатрии является оказание медицинской помощи детям, пострадавшим в условиях природных, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций.
Для проведения комплекса мероприятий по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению, в т.ч. детскому, в системе Минздрава России успешно функционирует служба медицины катастроф. Функции головного учреждения в России по проблеме экстренной медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях возложены на Московский НИИ педиатрии и детской хирургии. В составе Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России функционирует педиатрическое отделение. К настоящему времени в 4 из 7 федеральных округов также сформированы специализированные (многопрофильные педиатрические) бригады центров медицины педиатрические) бригады центров медицины катастроф. За период 1999-2002 годы на территории Северо-Кавказского региона специалистами педиатрического профиля в составе ВЦМК "Защита" оказана медицинская помощь 68253 детям, в том числе в условиях полевого педиатрического госпиталя (Гудермесский район).
В настоящее время назрела необходимость создания реабилитационных отделений для детей, ранее пострадавших от внешних воздействий.
Таким образом, необходимо систематизировать и усовершенствовать существующие медицинские технологии оказания экстренной медицинской помощи детям, что требует создания научно-практических и организационно-методических центров различного уровня, пересмотреть систему подготовки кадров, осуществляющих помощь детям при неотложных состояниях; уделять больше внимания повышению знаний родителей, педагогов и других категорий населения по вопросам оказания первой доврачебной помощи детям с неотложными состояниями.
В связи с изложенным и с целью совершенствования системы организации медицинской помощью детям с неотложными состояниями Коллегия решает:
1. Считать приоритетным направление деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации по проведению организационных, лечебных и научно-методических мероприятий, направленных на снижение смертности детей, в том числе новорожденных от неотложных состояний, определяющих исходы тяжелых заболеваний, травм, отравлений и несчастных случаев.
2. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский):
2.1. В срок до 01.10.2003 пересмотреть и утвердить рекомендуемый табель оснащения отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения, оказывающих неотложную помощь детям;
2.2. В срок до 01.10.2003 пересмотреть и утвердить рекомендуемые перечни препаратов и антидотов, необходимых для лечения экзогенных отравлений у детей, для формирования неснижаемого запаса в республиканских, краевых, областных, городских и районных больницах.
3. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Российской академии медицинских наук (В.А.Покровский) (по согласованию), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский):
3.1. Рассмотреть вопрос об организации на базе Научного центра здоровья детей РАМН научно-методического центра неотложной помощи детям.
4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Департаменту образовательных медицинских учреждений (Н.Н.Володин), Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (С.Ф.Гончаров), Научному центру здоровья детей РАМН (А.А.Баранов) (по согласованию):
4.1. В срок до 31.12.2003 дать экспертную оценку программам обучения сотрудников МВД, МЧС по оказании неотложной помощи детям, внести дополнения и уточнения и утвердить в установленном порядке.
5. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (С.Ф.Гончаров):
5.1. В срок до 30.12.2003 подготовить проект приказа об организации работы специализированных педиатрических бригад в составе территориальных и региональных центров медицины катастроф;
5.2. В срок до 30.10.2003 внести предложения по привлечению сил и средств региональных и территориальных Центров медицины катастроф по оказанию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на автострадах между городами и крупными населенными пунктами;
5.3. В срок до 01.03.2004 разработать и утвердить макеты карманных справочников по оказанию неотложной помощи больным, находящимся в критическом состоянии, для населения, среднего медицинского персонала и врачей.
6. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Российскому государственному медицинскому Университету Миниздрава России (В.Н.Ярыгин).
В срок до 01.02.2004 подготовить проект приказа о деятельности реанимационно-консультативных центров.
7. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), РАМН (В.А.Покровский) (по согласованию):
Рассмотреть вопрос о включении в перечень дорогостоящих видов медицинской помощи детям с тяжелыми механическими повреждениями, в том числе с сочетанной и множественной травмой, ушибами головного мозга, а также детям, находящимся в вегетативном статусе.
8. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Научному центру здоровья детей РАМН (А.А.Баранов) (по согласованию), Российскому государственному медицинскому университету Миниздрава России (В.Н.Ярыгин):
8.1. В срок до 31.12.2003 внести предложения по пересмотру и дополнению критериев эффективности деятельности педиатрической службы при неотложных состояниях у детей на догоспитальном и госпитальном этапах;
8.2. В срок до 01.04.2003 сформировать рабочую группу по разработке проекта Концепции "Совершенствование оказания неотложной помощи детям в России";
8.3. В срок до 30.12.2003 представить в Минобразования России предложения по формам и методам обучения школьников навыкам оказания самопомощи и неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях.
9. Департаменту образовательных медицинских учреждений (Н.Н.Володин), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин):
9.1. В срок до 31.12.2003 разработать и утвердить в установленном порядке дополнения в объеме 36, 52 и 74 учебных часов к типовым программам повышения квалификации врачей и средних медицинских работников всех специальностей по вопросам неотложной помощи детям, детской токсикологии, травматологии-ортопедии, анестезиологии и реанимации, с включением вопросов медицинской этики, деонтологии и правовых основ деятельности;
9.2. В срок до 30.10.03 представить предложения по совершенствованию программы и методов преподавания студентам медицинских училищ, медицинских вузов, в том числе и на лечебных факультетах, по проблеме диагностики и лечения неотложных состояний у детей;
9.3. В срок до 01.09.2003 рассмотреть вопрос об увеличении числа учебных часов в программах обучения в высших и средних учебных заведениях по вопросам оказания неотложной помощи детям;
9.4. В срок до 01.09.2003 рассмотреть целесообразность обучения анестезиологов-реаниматологов в трехлетней ординатуре;
9.5. В срок до 31.12.2003 предусмотреть организацию циклов по специализации и усовершенствованию в области критических и неотложных состояний у детей, в том числе при массовых поражениях, в программах последипломной подготовки.
10. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Межведомственному Научному Совету по педиатрии Минздрава России и РАМН (А.А.Баранов), Управлению Научно-исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко):
В срок до 01.06.2003 создать профильные рабочие группы для подготовки проектов отраслевых стандартов по оказанию помощи детям при неотложных состояниях.
11. Межведомственному Научному Совету по педиатрии Минздрава России и РАМН (А.А.Баранов):
Возложить на комиссию "Неотложные состояния у детей" Межведомственного Научного Совета по педиатрии Минздрава России и РАМН координацию научных исследований по проблеме "Неотложные состояния у детей".
12. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Научному центру здоровья детей РАМН (А.А.Баранов) (по согласованию):
12.1. Рекомендовать в срок до 01.06.2003 направить в Минпромнауки России ходатайство о разработке и производству бесконтактных устройств для проведения дыхания "рот в рот", портативных аспираторов для детей и финансировании этих разработок в 2004 году.
13. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах:
13.1. Предусмотреть обсуждение вопросов оказания неотложной помощи детям Координационными Советами по здравоохранению в федеральных округах в 2003.
14. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
14.1. В срок до 01.11.2003 провести анализ оснащения лечебно-профилактических учреждений аппаратурой, оборудованием и обеспечения медикаментами для оказания помощи детям, находящимся в критическом состоянии. Результаты анализа направить в Министерство здравоохранения Российской Федерации;
14.2. В срок до 31.12.2003 провести анализ состояния неотложной помощи детям, заслушать информацию на коллегиях, утвердить план мероприятий, направленных на совершенствование организации и повышение эффективности оказания неотложной помощи детям;
14.3. Обеспечить ежегодное проведение семинаров по обучению средних медицинских работников и врачей всех специальностей по совершенствованию практических навыков оказания неотложной помощи детям;
14.4. Предусмотреть приоритетное финансирование закупок, ремонта и эксплуатации оборудования и лекарственных средств для оказания помощи детям с неотложными состояниями;
14.5. Обеспечить оснащение лечебно-профилактических учреждений всех уровней, осуществляющих неотложную помощь детям, аппаратурой, оборудованием и медикаментами в соответствии с утвержденными табелями оснащения;
14.6. Обеспечить развертывание и оснащение отделений реанимации новорожденных и круглосуточных реанимационных постов в родильных домах, перинатальных центрах, республиканских, краевых, областных, городских детских больницах, в соответствии с их коечной мощностью;
14.7. Обеспечить комплектование педиатрических бригад скорой помощи специалистами, имеющими специальную подготовку по интенсивной терапии и реанимации, травматологии, токсикологии у детей;
14.8. Предусмотреть открытие в каждом субъекте Российской Федерации детского токсикологического отделения на базе многопрофильного лечебно-профилактического учреждения педиатрического профиля;
14.9. Предусмотреть открытие в каждом субъекте Российской Федерации на базе детских республиканских, краевых, областных больниц химико-аналитических лабораторий по диагностике экзогенных интоксикаций;
14.10. Организовать круглосуточную, токсикологическую, консультативно-диагностическую линию для родителей пострадавших детей, с целью оказания доврачебной помощи;
14.11. В срок до 01.06.2003 утвердить главных детских специалистов: анестезиолога-реаниматолога, токсиколога, нарколога, травматолога-ортопеда. Список представить в Министерство здравоохранения Российской Федерации;
14.12. При формировании региональных целевых программ по охране материнства и детства, наряду с другими мероприятиями по снижению младенческой смертности, предусмотреть обеспечение отделений реанимации новорожденных Сурфактантом отечественного производства;
14.13. Обеспечить преемственность оказания медицинской помощи детям при неотложных состояниях на догоспитальном и госпитальном этапах;
14.14. Предусмотреть организацию и развитие специализированной педиатрической консультативно-реанимационной бригады неотложной помощи при каждой областной, краевой, республиканской и крупных городских больницах;
14.15. Обеспечивать создание неснижаемого запаса лекарственных средств и антидотов, необходимых для лечения экзогенных отравлений у детей в республиканских, областных, краевых больницах;
14.16. Обеспечить постоянный контроль за деятельностью домов ребенка, в том числе по организации медицинской помощи детям при неотложных состояниях;
14.17. Обеспечить оказание всего объема медицинской помощи детям с тяжелыми механическими повреждениями, в том числе с сочетанной и множественной травмой, ушибами головного мозга и детям, находящимся в вегетативном статусе в результате травматических повреждений;
14.18. Принять меры по дальнейшему совершенствованию медико-генетической службы с целью профилактики рождения детей с пороками развития и наследственными заболеваниями;
14.19. Обеспечивать регулярное освещение в средствах массовой информации проблем обучения различных групп населения методам неотложной помощи на догоспитальном этапе.
15. Контроль за исполнением данного решения оставляю за собой.
Председатель коллегии |
Ю.Л.Шевченко |
Секретарь коллегии |
И.В.Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 11 февраля 2003 г. "Совершенствование оказания медицинской помощи детям с неотложными состояниями" (протокол N 3)
Текст решения официально опубликован не был