город Москва |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А40-145626/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Развитие": Борунова О.Е. (дов. от 25.06.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной службы по аккредитации: Соболевской Ю.С. (дов. N 49 от 07.07.2015 г.);
рассмотрев 14 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Агентство качества"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2014 г.,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2015 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Мухиным С.М., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-145625/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство качества" (ОГРН 1077763404894; 127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 9, стр. 1)
к Федеральной службе по аккредитации (ОГРН 5117746026756; 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 7)
о признании незаконными приказов,
УСТАНОВИЛ: на основании приказа Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация, ответчик) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 120-П-ВД от 04 марта 2014 г. должностными лицами Росаккредитации была проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агентство качества" (далее - ООО "Агентство качества", общество, заявитель), аккредитованного в качестве органа по сертификации, аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.10АВ99, с целью проверки сведений, указанных в обращении Управления ГИБДД УММД России по Кировской области МВД России N 17/207 от 24 января 2014 г.
В соответствии с пунктом 11 указанного приказа у общества были истребованы необходимые для проведения проверки документы и сведения.
В ходе проведения документарной проверки Росаккредитацией был установлен факт несоблюдения заявителем в деятельности органа по сертификации требований действующего законодательства РФ, а именно: не предоставлены материалы дел сертификатов; не соблюдаются требования Критериев аккредитации в отношении хранения документов и правил резервного копирования документов, не соблюдаются требования системы менеджмента качества; сведений, отраженных в сертификатах соответствия не достаточно для принятия решения об отнесении транспортных средств к заявленному экологическому классу.
По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 221-АВП от 25 апреля 2014 г.
На основании полученных данных ООО "Агентство качества" было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 25 апреля 2014 г., согласно которому обществу необходимо отменить действие сертификатов соответствия: N C-SE.AB99.А.02835 и N C-SE.AB99.А.026992 (пункт 1); выявить и устранить причины возникновения выявленных нарушений (пункт 2); привести систему менеджмента качества органа по сертификации ООО "Агентство качества" в соответствии с Критерием аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных приказом N 682 от 16 октября 2012 г. (далее - Критерии) (пункт 3); обеспечить восстановление уничтожений материалов, учитывая правила резервного копирования и восстановления, разработанные в органе по сертификации в соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 12. Части 4 критериев (пункт 4); предоставить в Россаккредитацию отчет об устранении выявленных нарушений, а также документы, подтверждающие выполнение настоящего предписания, в срок до 25 июля 2014 г. (пункт 5).
29 апреля 2014 г. Россаккредитацией был издан приказ N 1221, которым действие аттестата аккредитации N РОСС RU.0001.10АВ99 органа по сертификации ООО "Агентство качества" в части подтверждения соответствия требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 609 от 12 октября 2005 г. (далее - ТР N 609), приостановлено сроком до 25 июля 2014 г.
20 мая 2014 г. заявителем во исполнение предписания Россаккредитации об устранении выявленных нарушений от 25 апреля 2014 г. был представлен отчет о принятых мерах N 98/01.
23 июля 2014 г. должностными лицами Росаккредитации на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 382-П-ВД от 23 июля 2014 г. проведена проверка в отношении ООО "Агентство качества" с целью проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, отраженных в акте проверки N 221-АВП от 25 апреля 2014 г.
По результатам рассмотрения представленного обществом отчета о принятых мерах по предписанию от 25 апреля 2014 г. Росаккредитацией установлено, что указанное предписание исполнено заявителем не в полном объеме, что подтверждается актом проверки N 398-АВП от 23 июля 2014 г.
В связи с истечением срока исполнения предписания от 25 апреля 2014 г. Росаккредитацией на основании приказа N 386-П-ВД от 28 июля 2014 г. проведена проверка в отношении ООО "Агентство качества" с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений, отраженных в акте проверки Росаккредитации N 221-АВП от 25 апреля 2014 г.
По результатам проверки был составлен акт N 398-АВП от 28 июля 2014 г., из которого следует, что предписание Росаккредитации от 25 апреля 2014 г. не исполнено обществом в полном объеме.
В связи с неисполнением в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, отраженных в акте проверки N 221-АВП от 25 апреля 2014 г., Росаккредитацией на основании пункта 4 части 3 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" издан приказ N 2432 от 28 июля 2014 г. о сокращении области аккредитации органа по сертификации ООО "Агентство качества" в части подтверждения соответствия продукции требованиям ТР N 609.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Агентство качества" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росаккредитации о признании недействительными приказа N 386-П-ВД от 28 июля 2014 г. о проведении внеплановой документарной проверки, результатов внеплановой документарной проверки органа по сертификации ООО "Агентство качества", оформленных актом проверки N 398-АВП от 28 июля 2014 г. и приказа N 2432 от 28 июля 2014 г. о сокращении области аккредитации органа по сертификации ООО "Агентство качества" в части подтверждения соответствия продукции требованиям ТР N 609.
Заявление ООО "Агентство качества" было принято к производству и ему присвоен номер дела N А40-145626/2014.
В рамках дела N А40-176403/2014 Арбитражным судом города Москвы рассматривалось заявление ООО "Агентство качества" к Росаккредитации о признании недействительным приказа N 382-П-ВД от 23 июля 2014 г. о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Агентство качества".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2014 г. по делу N А40-176403/2014 производство по делам N А40-176403/2014 и А40-145626/2014 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А40-145626/2014.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Агентство качества" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Росаккредитация просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью "Развитие" (далее - ООО "Развитие") сообщил о замене наименования ООО "Агентство качества" на ООО "Развитие".
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Развитие" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Росаккредитаци против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации в национальной системе аккредитации) национальный орган по аккредитации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц проводит внеплановую проверку устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия. В случае устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, повлекшего за собой приостановление действия аккредитации, национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о возобновлении действия аккредитации и вручает аккредитованному лицу непосредственно или его представителю под расписку либо направляет аккредитованному лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о принятом решении.
Согласно части 7 статьи 23 Закона об аккредитации в национальной системе аккредитации сокращение области аккредитации аккредитованного лица осуществляется в случае если аккредитованное лицо, действие аккредитации которого было приостановлено в части области аккредитации на основаниях, указанных в части 1 настоящей статьи, повторно не устранило выявленное несоответствие его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц (пункт 1) и представления аккредитованным лицом заявления о сокращении области аккредитации (пункт 2).
Решение о сокращении области аккредитации оформляется приказом национального органа по аккредитации в течение трех рабочих дней со дня установления фактов, указанных в части 7 настоящей статьи (часть 9 статьи 23 Закона об аккредитации в национальной системе аккредитации).
Порядок приостановления действия аттестата аккредитации предусмотрен в разделе IV Правил аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 602 от 19 июня 2012 г. "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации" (далее - Правила об аккредитации).
В пункте 51 Правил аккредитации содержится перечень нарушений, влекущих принятие Росаккредитацией решения о приостановлении действия аттестата аккредитации полностью или в определенной области аккредитации.
В соответствии с пунктом 53 указанных Правил срок устранения нарушений по предписанию Федеральной службы по аккредитации не может превышать 3 месяцев со дня вынесения решения, указанного в пункте 51 настоящих Правил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые приказы соответствует положениям действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку приняты в пределах представленных Росаккредитации полномочий по принятию решений о проведении внеплановой документальной проверки в отношении органа по сертификации и о сокращении области аккредитации в связи с неисполнения обществом в установленный срок предписания об устранении выявленного нарушения, выданного по результатам проведенной проверки; порядок проведенных в отношении ООО "Агентство качества" проверок соответствует требования законодательства, а оформление результатов проведенной проверки актом проверки, а также форма и содержание акта от 28 июля 2014 г. соответствуют требованиям статьи 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом судами установлено, что основанием для проведения проверки, по результатам которой издан приказ N 382-П-ВД от23 июля 2014 г., послужило поступление в Росаккредитацию отчета заявителя об устранении выявленных нарушений, и, следовательно, проверка проведена в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Полномочия Росаккредитации установлены пунктами 5.1.7, 6.5 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845, статьей 31.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и пунктом 2 части 1 статьи 8, пунктом 4 части 3 статьи 27 Закона об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Грубых нарушений действующего законодательства при проведении проверок судами не установлено.
Выводы судов соответствуют положениям действующего законодательства и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает, что проверка проводилась не только 28 июля 2014 г., но и 25 июля 2014 г., что является незаконным.
Между тем, выявленная техническая ошибка была устранена, в Акт проверки были внесены изменения, заверенная копия Акта проверки с внесенными изменениями была направлена в адрес общества, в связи с чем судами обоснованно отклонен довод общества о незаконности результатов проверки.
Довод кассационной жалобы о том, что ООО "Агентство качества" не является аккредитованным лицом со ссылкой на статью 30 Закона об аккредитации в национальной системе аккредитации основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем также не может служить основанием для отмены судебных актов.
Относительно довода общества о том, что действие аккредитации ООО "Агентство качества" на дату вынесения оспариваемого приказа не было приостановлено, судом апелляционной инстанции указано, что приказом от 29 апреля 2014 г. N 1221 действие аттестата аккредитации РОСС RU.0001.10АВ99 приостановлено.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2015 г. по делу N А40-145626/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Развитие" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.