город Москва |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А40-113304/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт": Крестьянникова А.С. (дов. от 16.02.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Москвы: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица Симоновой И.Л.: не явились, извещены;
от третьего лица Мальцева И.А.: не явились, извещены;
от третьего лица Чернышевой А.В.: не явились, извещены;
рассмотрев 16 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2015 г.,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г.,
принятое судьями Кораблевой М.С., Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П.,
по делу N А40-113304/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679; 129110, г. Москва, Олимпийский пр-т, д. 5)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица: Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13); Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20); Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15); Симонова И.Л.; Мальцев И.А., Чернышева А.В.
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", общество, истец, арендатор) является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:00010206:126, 77:07:0014002:19, 77:02:0006006:20, 77:06:0005016:14, 77:08:0002001:29, 77:02:0005001:79, 77:07:0012002:26 на основании договоров аренды от 12 февраля 2014 г. N М-04-044476, от 19 июня 2000 г. N М-07-503903, от 25 июля 2002 г. N М-02-018730, от 31 декабря 2002 г. N М-06-019402, от 30 сентября 2003 г. N М-08-020874, от 25 июля 2002 г. N М-02-018732, от 14 августа 2002 г. N М-07-021623.
По результатам государственной кадастровой оценки земель города Москвы, проведенной в 2013 году, Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость данных земельных участков по состоянию на 01 января 2013 г. установлена в размере 110 408 436 руб. 72 коп., 152 344 926 руб. 28 коп., 81 873 945 руб. 18 коп., 178 413 730 руб. 86 коп., 55 961 218 руб. 12 коп., 107 448 708 руб. 08 коп., 67 237 795 руб. 60 коп. соответственно.
Согласно отчетам, составленным ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз", рыночная стоимость арендованных истцом земельных участков по состоянию на 01 января 2013 г. составляет 21 862 000 руб., 61 823 000 руб., 66 432 000 руб., 91 144 000 руб., 13 318 000 руб., 50 403 000 руб., 16 213 000 руб. соответственно.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании не соответствующей рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:00010206:126 его кадастровой стоимости в размере 110 408 436 руб. 72 коп., установленной Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" и обязании филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 110 408 436 руб. 72 коп. и обязать филиал внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 21 862 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению размера арендной платы, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Симонова И.Л., Мальцев И.А., Чернышева А.В.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединил в одно производство данное дело и дела N N А40-113255/14, А40-113270/14, А40-113295/14, А40-113307/14, А40-113308/14, А40-113331/14 по искам ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" к ФГБУ "ФКП Росреестра" (в лице филиала по Москве) с аналогичными требованиями в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0014002:19, 77:02:0006006:20, 77:06:0005016:14, 77:08:0002001:29, 77:02:0005001:79, 77:07:0012002:26, арендатором которых является истец.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами нарушены нормы процессуального права, поскольку исковое заявление подано с целью пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, заявленные требования не противоречат законодательству Российской Федерации, а также смыслу и сути рассмотрения подобных споров, так как в случае их удовлетворения суд фактически изменяет кадастровую стоимость земельного участка на рыночную.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что в рамках данного дела истец не просит суд установить (определить) кадастровую стоимость арендованных им земельных участков в размере их рыночной стоимости, несмотря на то, что суд в судебном заседании предлагал истцу уточнить исковые требования, от чего истец отказался.
Суд кассационной инстанции полагает, что указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных по настоящему делу.
В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По настоящему делу заявлены требования о признании не соответствующей рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:00010206:126 его кадастровой стоимости в размере 110 408 436 руб. 72 коп., установленной Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которые направлены на оспаривание результатов государственной кадастровой оценки.
Заявленные обществом требования суду следовало квалифицировать как иск об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и рассмотреть его по существу.
Не рассмотрев спор по существу, суды отказали обществу в защите нарушенного права по формальным основаниям.
Представленным в дело доказательствам, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, арендатором которого является истец, какой-либо оценки судами не дано.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что исходя из предмета и оснований заявленных требований суды не выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, спор по существу не рассмотрен, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. по делу N А40-113304/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.