г. Москва |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А41-56295/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии:
от заявителей:
от закрытого акционерного общества "Земельное общество "Космодемьянская" Манкевич Е.В., дов. от 23.09.2014
от открытого акционерного общества "Агропромышленная компания "Космодемьянский" Манкевич Е.В., дов. от 23.09.2014
рассмотрев 22 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Рузского муниципального района Московской области - заинтересованного лица
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 19 февраля 2015 года,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н.,
по делу N А41-56295/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Земельное общество "Космодемьянская" (ОГРН 1045011650628), открытого акционерного общества "Агропромышленная компания "Космодемьянский" (ОГРН 1035011657427) о признании незаконными действий Администрации Рузского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Земельное общество "Космодемьянская" (далее - ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская") и открытое акционерное общество "Агропромышленная компания "Космодемьянский" (далее - ОАО "АПК "Космодемьянский") обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением (уточненным) о признании незаконными действий Администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - Администрация Рузского района, Администрация) по осуществлению выездной внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля по установлению земель названных выше обществ, фактически неиспользуемых в сельскохозяйственном обороте, земель, заросших борщевиком, древесно-кустарниковой растительностью, либо находящихся на труднодоступных или заболоченных территориях общей площадью ориентировочно 136 га, занятые лесными массивами - 1489 га, зафиксированных в абзацах 2 и 3 акта осмотра земельных участков на предмет их фактического использования в сельскохозяйственном обороте от 04.06.2014 и повторно от 11.06.2014.
Решением названного арбитражного суда от 05.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.02.2015 отменил указанное судебное решение и признал незаконными оспоренные пот делу действия Администрации Рузского района.
Не согласившись с апелляционным постановлением, Администрация подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзывах на жалобу ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" и ОАО "АПК "Космодемьянский" возражали против ее удовлетворения, считая обжалованное по делу постановление суда апелляционной инстанции соответствующим требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель названных выше обществ просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленных отзывах. Администрация считается извещенной о рассмотрении жалобы в установленном законом порядке, поскольку информация о принятии ее жалобы к производству суда кассационной инстанции и отложении судебного разбирательства по ней размещена на официальном сайте суда в сети интернет 27.05.2015 и 26.06.2015.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованное по делу апелляционное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций, ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 общей площадью 49 959 388 кв.м., имеющего категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства и расположенного по адресу Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский".
В свою очередь ОАО "АПК "Космодемьянский" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:15 общей площадью 18 743 271 кв. м., для которого установлена категория земли - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Местоположение данного участка земли установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - ОАО "АПК Космодемьянский", почтовый адрес ориентира: Московская область, Рузский район.
На основании протокола совещания у заместителя председателя Правительства Московской области от 14.05.2014 распоряжением Администрации Рузского муниципального района Московской области от 26.05.2014 N 35-р была создана рабочая группа по осмотру участков предприятий, входящих в агрохолдинг "Русское молоко", и утвержден план (график) осмотра земельных участков.
Исходя из содержания протокола совещания от 14.05.2014 осмотр должен был быть проведен в целях выявления земельных участков, в отношении которых отсутствует спор по земле и в целях согласования Администрацией Рузского района схемы расположения этих земель.
В соответствии с графиком осмотр земельных участков ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" и ОАО "АПК "Космодемьянский" с вышеуказанными кадастровыми номерами был запланирован на 04.06.2014.
Письмом от 06.06.2014 N 2698 Администрация сообщила ОАО "Русское молоко" о переносе дат осмотра земельных участков агрохолдинга в связи с неявкой представителя.
По результатам осмотра земельных участков от 04.06.2014 и от 11.06.2014 был составлен акт осмотра земельных участков на предмет их фактического использования в сельскохозяйственном обороте, из абзацев 2 и 3 которого следует, что в ходе осмотра установлено отсутствие на некоторых контурах признаков сельскохозяйственного производства, часть земель фактически не используется в сельскохозяйственном обороте, заросла борщевиком, древесно-кустарниковой растительностью, либо находится на труднодоступных или заболоченных территориях, общая площадь таких участков составляет ориентировочно 136 га, 1 489 га занята лесными массивами.
Посчитав, что при проведении выездной внеплановой проверки Администрацией Рузского муниципального района были нарушены требования действующего законодательства, ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" и ОАО "АПК "Космодемьянский" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением. По утверждению обществ, администрацией нарушена процедура проведения внеплановой проверки, что выразилось в отсутствие оснований для проведения проверки, ненадлежащем извещении обществ о проведении проверки, проведении проверки при отсутствии руководителей обществ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного по делу требования, исходил из того, что осмотр территории - земельных участков заявителей - органом местного самоуправления проводился вне рамок осуществления муниципального земельного контроля. Органом местного самоуправления не принималось решений о проведении выездной внеплановой проверки, не проводилось согласование о проведении выездной внеплановой проверки, по итогам осмотра не составлялись акты проверки по установленной форме, не принимался какой-либо распорядительный документ органа местного самоуправления в отношении заявителей, не выдавалось предписаний. В связи с тем, что выездной внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля органом местного самоуправления не проводилось, суд пришел к выводу о необоснованности заявленного требования.
Апелляционный суд, отменяя принятое по делу судебное решение, посчитал ошибочным данный вывод суда первой инстанции. При этом указал, что осмотр земельных участков на предмет фактически неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения подпадает под признаки муниципального контроля, изложенные в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и при выполнении проверочных мероприятий Администрация обязана была соблюдать требования вышеназванного Закона. Суд апелляционной инстанции признал проведенную в отношении обществ проверку внеплановой, совершенной с нарушением требований статей 10, 12, 14, 15 Закона, а именно, в отсутствие предусмотренных оснований для проведения проверки, согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц о проведении проверки, ознакомления руководителя или иного должностного лица заявителей с распоряжением Администрации от 26.05.2014 N 35-р, о проведении повторного осмотра было уведомлено ОАО "Русское молоко", собственники проверяемых земельных участков - ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" и ОАО "АПК "Космодемьянский" о запланированных осмотрах извещены не были. Также суд апелляционной инстанции сослался на отсутствие у Администрации на момент проверки полномочий по проведению муниципальной проверки спорных земельных участков.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным данный вывод апелляционного суда.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со статьей 2 названного Закона под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).
Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Осмотр земельных участков ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская" и ОАО "АПК "Космодемьянский", входящих в агрохолдинг "Русское молоко" и расположенных на территории Рузского муниципального района Московской области, был проведен рабочей группой именно в рамках исполнения решений, принятых на совещании в Правительстве Московской области совместно с руководителем агрохолдинга "Русское молоко" и отраженных в протоколе от 14.05.2014 в целях того, чтобы обозначить и согласовать земли, принадлежащие агрохолдингу "Русское молоко", в отношении которых отсутствует спор по земле, согласовать с администрацией схемы расположения этих земель и утвердить их границы, рассмотреть земли агрохолдинга на предмет выявления земель, неиспользуемых по целевому назначению и рассмотреть вопрос возможности передачи их администрации Рузского района. В рамках данного совещания агрохолдинг "Русское молоко" обязался предоставить координаты земель районного фонда перераспределения (неразграниченных земель) в Рузском районе в администрацию Рузского района и Правительство Московской области, согласовать перечень земель, в отношении которых агрохолдинг готов отказаться от своих прав и согласиться с правами на эти земли соответствующих физических лиц.
Таким образом, осмотр земельных участков произведен на основании совместного решения Правительства Москвы и руководителя агрохолдинга "Русское молоко" с целью установления ряда обстоятельств.
Как правильно установлено судом первой инстанции, органом местного самоуправления не принималось решений о проведении выездной внеплановой проверки, не проводилось согласование о проведении выездной внеплановой проверки, по итогам осмотра не составлялись акты проверки по установленной форме, не принимался какой-либо распорядительный документ органа местного самоуправления в отношении заявителей, не выдавалось предписаний.
В связи с чем вывод апелляционного суда о том, что проведенная в отношении обществ проверка является внеплановой и осуществлена с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, не соответствует требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Проведенный осмотр земельных участков не соответствует критериям муниципального контроля, установленным Законом N 294-ФЗ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает постановление подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2015 года по делу Арбитражного суда Московской области N А41-56295/14 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2014 года по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.