город Москва |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А40-174425/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ": Моисеева В.С. (дов. N 1 от 16.10.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального банка Российской Федерации: Пестровского В.М. (дов. N 253 от 07.07.2015 г.), Стаховского А.А. (дов. N 609 от 19.12.2014 г.);
рассмотрев 28 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 г.,
принятое судьей Константиновской Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2015 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-174425/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" (ОГРН 1145476009381; 630132, Новосибирская область, г. Новосибирск, Проспект Дмитрова, д. 7)
к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН 1037700013020; 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)
о признании незаконным приказа N ОД-2675 от 30 сентября 2014 г.,
УСТАНОВИЛ: 09 июля 2014 г. общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" (далее - ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ", общество, заявитель) обратилось в Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, ответчик) с заявлением о выдаче лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг N ВД-317/2014 на осуществление брокерской, дилерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами с приложением необходимого комплекта документов, для каждого лицензируемого вида деятельности.
Главным управлением Банка России по Новосибирской области была проведена проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных обществом для получения лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами (далее - лицензии).
30 сентября 2014 г. на основании полученных данных Банком России было издан приказ N ОД-2675 "Об отказе в выдаче лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" (далее - приказ), которым заявителю было отказано в выдаче лицензий.
Основанием для отказа в выдаче лицензий послужило несоответствие Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила) истца требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно несоответствие Правил подпунктам "к", "л", "м" пункта 4 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 667 от 30 июня 2012 г. (далее - Требования), поскольку Правила не содержат программы изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании; программы, регламентирующей порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; программы, регламентирующей порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Полагая, что указанный приказ не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Банку России о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Банка России против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Порядок, лицензионные требования и условия установлены Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2011 г. N 11-5/пз-н) (далее - Административный регламент) и Положением о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 июля 2010 г. N 10-49/пз-н.
Подпунктом 2.1.1 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг установлено, что лицензионными требованиями и условиями являются соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг являются несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно пунктам 10 и 10.36 Административного регламента для получения лицензии соискателем представляются в Банк России, в числе прочих и Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила внутреннего контроля).
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 667 от 30 июня 2012 г. "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", и утверждаются руководителем организации (далее - Требования).
Пункт 4 указанных требований на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 577 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" был дополнен пунктами "к", "л", "м", согласно которым правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (далее - программа изучения клиента) (подпункт "к"); программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции (подпункт "л"); программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (подпункт "м").
Указанное постановление было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 июня 2014 г. и начало действовать с 04 июля 2014 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует положениям действующего законодательства, поскольку Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, принятые в ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" и утвержденные приказом генерального директора N 17 от 07 июля 2014 г., не соответствовали Требованиям с учетом внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 577 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" изменений.
При этом судами установлено, что в правилах общества отсутствовали сведения о конкретных мероприятиях, направленных на получение информации о клиентах (о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиентов); они не содержат информацию о предпринимаемых действиях в отношении клиента в случае отказа от выполнения его распоряжения о совершении операции; не содержат ни порядка взаимодействия с лицами, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, ни порядка выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 577 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с настоящим постановлением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, правила общества на дату их утверждения (07 июля 2014 г.) не отвечали указанным выше требованиям.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Отклоняя доводы общества о том, что им были представлены в Банк России Правила, которые полностью соответствовали Постановлению N 667, суды указали, что пунктом 2 постановления введен переходный период, в течение которого уже действующие правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 577 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Переходный период, в течение которого общество обязано было привести в соответствие правила внутреннего контроля согласно требованиям законодательства Российской Федерации и передать их в Банк России, установлен до 04 августа 2014 г.
Между тем, обществом в указанный период правила внутреннего контроля не были приведены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 577 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Приняв во внимание, что правила общества не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого приказа Банка России.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Относительно довода кассационной жалобы со ссылкой на пункт 28 Административного регламента о том, что основания отказа в выдаче лицензий, приведенные в обжалуемом приказе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции отмечает, что основанием для отказа в выдаче лицензии послужило несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подпункт "в" пункта 28 Административного регламента).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2015 г. по делу N А40-174425/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО ИК "ЮГРА НЕФТЕПРОДУКТ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.