См. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 марта 2004 г. N 10 "Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2004 году"
Министерство здравоохранения Российской Федерации уделяет большое внимание к подготовке к летним оздоровительным кампаниям. Главным врачам центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации направлялись указания и рекомендации по совершенствованию подготовки кадров, повышению эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, медицинскому обеспечению детских оздоровительных организаций.
Анализ отчетов с мест показал, что в 2002 году все детские оздоровительные организации были укомплектованы медицинским персоналом в основном на договорной основе (врачи - 100%, медсестры - 94-100%). Медицинские кабинеты были оснащены необходимым медицинским оборудованием, лекарственными средствами для оказания неотложной медицинской помощи.
Большое внимание в 2002 году было уделено оздоровлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, семей "чернобыльцев", а также детей, страдающих хроническими заболеваниями (бронхо-легочной патологией, нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др.).
Вместе с тем, итоги летней оздоровительной кампании 2002 года выявили ряд недостатков. Снова отмечалось открытие детских оздоровительных организаций без разрешения госсанэпидслужбы, в 2002 году их число составило 215 учреждений.
В ходе оздоровительной кампании 2002 года в детских оздоровительных организациях было выявлено неудовлетворительное качество воды по санитарно-химическим показателям, которое отмечалось в Воронежской, Тверской, Ярославской областях, по микробиологическим в Краснодарском крае, Республиках Дагестан, Карелия.
По-прежнему серьезные нарушения имели место в организации питания детей и подростков. В рационах отмечалось завышенное содержание углеводов за счет включения в меню широкого ассортимента блюд из крупяных, макаронных и мучных изделий, а также жиров животного происхождения. Не везде и не всегда проводилась "С" витаминизация готовых блюд. Зачастую натуральные продукты заменялись консервированными. Дети недостаточно потребляли свежей рыбы, мяса, кисломолочных продуктов, сыра, яиц, растительного масла, овощей, фруктов, зелени, являющихся основными источниками витаминов С и РР, каротина, а также калия, железа и растительных волокон.
Невыполнение норм питания по таким продуктам питания как рыба, овощи, фрукты, кисломолочные продукты отмечалось в г. Санкт-Петербурге; Брянской, Владимирской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областях; Республиках Марий Эл, Карелия, Тыва, Удмуртской Республике, Ямало-Ненецком, Усть-Ордынском, Бурятском автономных округах, Еврейской автономной области.
В отдельных детских оздоровительных организациях работники пищеблоков не имели достаточной подготовки, что повлекло за собой грубые нарушения санитарных норм и правил технологии приготовления блюд и привело к возникновению пищевых отравлений и вспышек острых желудочно-кишечных заболеваний.
За период летней оздоровительной кампании 2002 года в детских оздоровительных организациях зарегистрировано 8 случаев массовых инфекционных заболеваний (в Нижегородской, Иркутской, Амурской, Камчатской, Вологодской, Пермской областях, Красноярском крае) с числом пострадавших 469 человек.
Имели место случаи неправильного оформления медицинских документов на детей, направленных в детские оздоровительные организации, допускались не санированные дети с хроническими очагами инфекций; отмечалось сокращение продолжительности смен в детских оздоровительных организациях, сокращение количества санаторных смен для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
В 2002 году наибольшие показатели заболеваемости кишечными инфекциями, чесоткой, грибковыми заболеваниями отмечены в Хабаровском крае, и Чукотском автономном округе; капельными инфекциями, в том числе ОРВИ, в Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской областях.
В период летней оздоровительной кампании 2002 года в Республике Ингушетия число случаев заболеваний педикулезом составило 74,1% (1870 случаев) от общего числа выявленных в Российской Федерации.
При этом наибольшие показатели заболеваемости зарегистрированы в загородных и санаторно-оздоровительных лагерях - организациях, в которых эффективность оздоровления должна быть наиболее высока.
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в период оздоровительной кампании 2003 года и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 г. N 418-р.
Приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
1.1. Обеспечить действенный контроль за проведением летней оздоровительной кампании, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, обратив особое внимание на оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, создание полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
1.2. До 20.05.03 внести на рассмотрение санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос о проведении летней оздоровительной кампании 2003 г. с принятием конкретных решений по своевременной организации противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских оздоровительных организаций в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
1.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в детские оздоровительные организации.
1.4. Принять действенные меры:
1.4.1. По подготовке всех категорий сотрудников, направляемых на работу в детские оздоровительные организации, по вопросам охраны здоровья детей и подростков, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в этих организациях;
1.4.2. По подбору квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми в детских оздоровительных организациях, используя договорную форму приема на работу.
1.5. Организовать обязательную санацию детей и подростков с хроническими очагами инфекции, а также дегельминтизацию перед направлением в детские оздоровительные организации.
1.6. Довести до сведения руководителей и медицинских работников каждой детской оздоровительной организации порядок представления информации о каждом случае инфекционного заболевания, пищевого отравления или несчастного случая среди детей и подростков.
1.7. Обратить особое внимание руководителей организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные организации, на недопустимость сокращения сети санаторных учреждений, а также продолжительности смен в детских оздоровительных организациях.
2. Руководителям органов управления здравоохранением и главным врачам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Краснодарском и Приморском краях обеспечить взаимодействие с руководителями и медицинской службой ВДЦ "Орленок" и "Океан" с целью контроля за оздоровлением детей и подростков, организацией, в случае необходимости, медицинской помощи в ЛПУ указанных территорий, а также предупреждения инфекционных заболеваний.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Принять меры к оснащению медицинских кабинетов детских оздоровительных организаций необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами.
3.2. Шире использовать базу лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений для организации оздоровления и реабилитации детей и подростков.
3.3. Принять меры к оздоровлению и реабилитации детей с учетом состояния здоровья и структуры заболеваемости по данным диспансеризации детей 2002 года.
3.4. Потребовать от медицинских работников детских оздоровительных организаций:
3.4.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
3.4.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркоманий и табакокурения.
3.4.3. Провести анализ эффективности оздоровления детей в различных типах детских оздоровительных организаций.
4. Главным врачам центров государственного санитарного надзора в субъектах Российской Федерации:
4.1. Не допускать взимание платы при приемке детских оздоровительных организаций, за проведение профилактических медицинских осмотров персонала, направляемого для работы в детские оздоровительные организации, а также медицинских осмотров несовершеннолетних при оформлении временной занятости на летний период.
4.2. Не допускать открытия детских оздоровительных организаций без согласования с учреждениями госсанэпидслужбы, используя в полной мере предоставленные им права по пресечению санитарных нарушений.
4.3. Обязать руководителей организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные организации, обеспечить своевременную и качественную их подготовку к летней оздоровительной кампании, безусловное соблюдение гигиенических требований и противоэпидемического режима.
4.4. Обеспечить действенный санитарно-эпидемиологический надзор за работой детских оздоровительных организаций, обратив особое внимание на работу пищеблоков и источников питьевого водоснабжения.
4.5. При согласовании продолжительности смен в детских оздоровительных организациях руководствоваться сроками, установленными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 418-р.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Г.Г.Онищенко.
Министр |
Ю.Л.Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 26 мая 2003 г. N 214 "Об обеспечении отдыха, оздоровления детей в 2003 году"
Текст приказа официально опубликован не был