город Москва |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А40-180249/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "ХК "Дальморепродукт": Шеховцева М.С. (дов. от 15.01.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства транспорта Российской Федерации: Коновалова Д.В. (дов. N ПД-32/128-ИС от 31.12.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФСБ России: Потапова С.Е. (дов. N 6960-Б от 11.09.2014 г.);
рассмотрев 23 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "ХК "Дальморепродукт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 г.,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2015 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по делу N А40-180249/2014
по заявлению открытого акционерного общества Холдинговая Компания "Дальморепродукт" (ОГРН 1022502274190; 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, д. 53)
к Министерству транспорта Российской Федерации (ОГРН 1047702023599; 109012, г. Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1), Федеральной службе безопасности Российской Федерации (ОГРН 1037700012613; 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 1/3)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: распоряжением Правительства Российской Федерации N 1462-р от 04 сентября 2010 г. (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации N 289-р от 25 февраля 2011 г. и N 1134-р от 04 июля 2013 г.) были установлены границы морского порта Владивосток Приморского края.
При этом в границы порта не вошли несколько земельных участков, на которых располагается производственно-логистический комплекс, принадлежащий открытому акционерному обществу Холдинговая Компания "Дальморепродукт" (далее - ОАО ХК "Дальморепродукт", общество, заявитель) и включающий в себя 4 причала общей протяженностью 451,83 м, 2 холодильника с суммарной емкостью 7 тысяч тонн, сухие склады общей площадью 10 196,7 кв.м., открытые грузовые площадки общей площадью 2 607 кв.м., подъездные железнодорожные пути протяженностью 3 177 м, маневровый локомотив, 9 портальных кранов грузоподъемностью 5-20 тонн, грузовую спецтехнику.
Данный комплекс был создан в период с 1973 по 1996 года и является действующим.
ОАО ХК "Дальморепродукт" производственно-логистический комплекс использует для погрузки/выгрузки следующих видов грузов: мороженая рыбопродукция, продукция морского промысла и рыбопереработки, каботажные грузы, автотранспорт и спецтехника, генеральные грузы, контейнеры, сыпучие грузы.
Территория производственно-логистического комплекса ОАО ХК "Дальморепродукт" не вошла в границы порта Владивосток Приморского края ввиду того, что на момент установления границ порта обществом не были получены правоустанавливающие документы на соответствующие земельные участки.
В связи с оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки под производственными объектами, ОАО ХК "Дальморепродукт" было инициировано изменение границ территории морского порта Владивосток Приморского края в соответствии с положениями Поручения Заместителя Министра Минтранса России Олерского В.А. N ОВ-30-Пр от 18 сентября 2012 г. "О реализации статьи 5 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
06 ноября 2013 г. (исх. N 71) ОАО ХК "Дальморепродукт" обратилось в Администрацию морских портов Приморского края с заявлением об изменении границ морского порта Владивосток, в части включения территории ОАО ХК "Дальморепродукт", состоящую из земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020004:225, 25:28:020004:229, 25:28:020004:231, 25:28:020004:253 (два контура с учетными номерами N 7 и N 10) и с кадастровыми номерами 25:28:020004:262, 25:28:020004:263 (два контура с учетными номерами N 1 и N 2) в границы морского порта Владивосток.
Письмом от 05 декабря 2013 г. N 18-1/5116 Администрация морских портов Приморского края сообщила заявителю о согласовании изменений границ морского порта Владивосток и направлении его в Министерство транспорта Российской Федерации с сопроводительным письмом исх. N ВВ-22/2597 от 27 марта 2014 г. для согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и внесения в Правительство Российской Федерации для утверждения.
21 мая 2014 Министерство транспорта Российской Федерации разместило данный проект на своем официальном сайте в сети Интернет по адресу: http://www.mintrans.ru/documents/detai.php-ELEMENT_ID=22175.
Ссылаясь на отсутствие информации о дальнейшем движении проекта распоряжения, ОАО ХК "Дальморепродукт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) о признании незаконным бездействия Министерства транспорта Российской Федерации, выразившегося в несогласовании и невнесении в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2010 г. N 1462-р в части изменения границ Морского порта Владивосток; отказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации в согласовании проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2010 г. N 1462-р; об обязании Министерство транспорта Российской Федерации в десятидневный срок со дня вступления в законную силу соответствующего решения арбитражного суда согласовать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации указанный проект; об обязании Федеральную службу безопасности Российской Федерации в трехдневный срок с момента вступления в законную силу соответствующего решения арбитражного суда согласовать проект распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2010 г. N 1462-р и направить его в Министерство транспорта Российской Федерации (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО ХК "Дальморепродукт" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчиков не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО ХК "Дальморепродукт" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливая порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также основы государственного регулирования деятельности в морских портах (статья 1 Закона).
В пункте 13 статьи 4 Закона о морских портах определено, что территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом и Водным кодексом (части 1 и 2 статьи 5 Закона о морских портах).
Статьей 32 Закона о морских портах предусмотрено, что земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 395 от 30 июля 2004 г., а также Разделом V Регламента Министерства, утвержденного приказом Министерства N 27 от 03 марта 2006 г., Министерством проводится работа по подготовке проектов распоряжений Правительства Российской Федерации об установлении границ морских портов (далее - проект распоряжения).
В силу пунктов 57, 58 и 59 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент), проекты правовых актов Правительства Российской Федерации до их внесения в Правительство Российской Федерации (далее - Правительство) подлежат обязательному согласованию с руководителями (их заместителями) федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство (не более чем с руководителями 3 органов), к сфере деятельности которых в основном относятся вопросы, содержащиеся в указанных проектах. Состав таких органов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, вносящим проект, или заместителями Председателя Правительства. Ответственность за проведение согласований возлагается на вносящего в Правительство проект акта Правительства члена Правительства или другого руководителя из числа лиц, указанных в пункте 7 Регламента. При наличии возражений проекты визируются с замечаниями, которые оформляются на бланке согласующего органа, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к согласуемому проекту (его копии).
При наличии разногласий по проекту акта Правительства, вносящий проект должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов с целью поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта Правительства может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний. В случае неполучения протокола согласительного совещания, подписанного руководителями (заместителями руководителей) согласующих органов, в 5-дневный срок с даты поступления в согласующий орган указанного протокола проект акта может быть внесен в Правительство с протоколом согласительного совещания без подписей руководителей (заместителей руководителей) согласующих органов. Если в предложениях, направленных федеральными органами исполнительной власти или организациями, содержатся замечания по проекту акта Правительства, указанные замечания направляются в Правительство одновременно с внесением соответствующего проекта акта в Правительство.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии бездействия со стороны Министерства транспорта Российской Федерации, поскольку им был подготовлен проект распоряжения о внесении изменений в распоряжение в части изменения границ морского порта Владивосток и письмом от 21 мая 2014 г. направлен на согласование в Минэкономразвития России, Минрегион России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, администрацию Приморского края.
При этом судами установлено, что Минрегион России, Минэкономразвития России, Минобороны России, МВД России, администрация Приморского края согласовали проект распоряжения без замечаний.
ФСБ России были представлены замечания по проекту распоряжения, в соответствии с которыми согласно кадастровым паспортам земельные участки, предлагаемые заявителем к включению в границы морского порта Владивостока, расположены на землях населенных пунктов, которые к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения не отнесены.
Таким образом, на землях населенных пунктов могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта только в случае наличия у земельного участка соответствующего вида его разрешенного использования.
В этой связи ФСБ России была представлена позиция о необходимости доработки проекта распоряжения ввиду отсутствия разрешения на пользование указанных земельных участков для размещения морского порта.
В целях урегулирования разногласий по проекту распоряжения в соответствии с пунктом 59 Регламента Министерством было направлено в ФСБ России письмо о проведении 25 июля 2014 г. согласительного совещания.
25 июля 2014 г. представители ФСБ России на согласительное совещание не явились.
Таким образом, Министерством транспорта Российской Федерации были выполнены необходимые вышеуказанными нормами действия.
При этом в силу пункта 59 Регламента проект акта Правительства Российской Федерации может быть внесен в Правительство Российской Федерации с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.
Такой протокол согласительного совещания в настоящее время не получен, в связи с чем проект распоряжения в Правительство Российской Федерации не внесен.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству транспорта Российской Федерации.
Относительно требования о признании незаконным отказа ФСБ России в согласовании проекта распоряжения, суды указали, что ФСБ России были представлены замечания по проекту распоряжения при его согласовании.
Представление таких замечаний не затрагивает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для признания незаконным ответа ФСБ России не имеется.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2015 г. по делу N А40-180249/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "ХК "Дальморепродукт" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.