г. Москва |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А40-102432/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Миранда" -Пацюры А.А. по дов. от 01.01.2015,
от заинтересованных лиц - Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве - не явился, извещен,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве - Пушминой О.А. по дов. от 02.06.2015 N 11776/2015,
от третьих лиц - Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
Национального совета по оценочной деятельности - не явился, извещен,
Российского общества оценщиков -не явился, извещен,
Правительства Москвы -не явился, извещен,
рассмотрев 28 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миранда"
на решение от 26 января 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 19 мая 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-102432/2014,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Миранда" (ОГРН.1107746671427)
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ОГРН.1097746680822)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Национальный совет по оценочной деятельности, Российское общество оценщиков, Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражной суда города Москвы от 26 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 16 мая 2015 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Миранда" (далее - общество, заявитель) к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Комиссия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным решения Комиссии от 25.04.2014 N 51-285/2014 и обязании Комиссии принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:02:0024024:13 в размере его рыночной стоимости - 177 352 498 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013, было отказано.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Национальный совет по оценочной деятельности, Российское общество оценщиков, Правительство Москвы
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, представитель ответчика - Управления Росреестра по городу Москве возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, общество является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения: площадью 2 281 кв.м, кадастровый номер 77:02:0024024:13, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 12 на основании договора аренды от 27.10.2000 N М-02-016118, дополнительных соглашений от 11.05.2011, от 02.08.2011 к нему, заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
В рамках полномочий, предоставленных статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013, в силу которых кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с 01.01.2014 составила 244 676 756,92 руб.
В целях обжалования результатов определения кадастровой стоимости общество 04.04.2014 обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 и установлении его рыночной стоимости в размере 177 352 498 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013 на основании отчета об оценке от 05.03.2014 N 1-1616-О/2014, подготовленного ООО "Институт оценки и управления собственностью".
Решением Комиссии от 25.04.2014 N 51-285/2014 в удовлетворении заявления было отказано. При этом ни представленный обществом отчет об оценке от 05.03.2014 N 1-1616-О/2014, ни положительное экспертное заключение от 14.03.2014 N 728/2014, подготовленное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" оценки Комиссии не получили.
Полагая, что данный отказ незаконен, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Так, в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции на дату подачи заявления - 04.04.2014) прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом указанных выше положений, фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
На дату принятия решения суда (26.01.2015) вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, согласно которым решения комиссии могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела, общество представило отчет об оценке от 05.03.2014 N 1-1616-О/2014, подготовленный ООО "Институт оценки и управления собственностью", о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, а также положительное экспертное заключение от 14.03.2014 N 728/2014, подготовленное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", согласно которому указанный отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ и Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований, что в соответствии с частью 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для освобождения от необходимости доказывания таких обстоятельств.
При рассмотрении дела ни ответчики, ни другие лица, участвующие в деле, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка, является иной и определена экспертом с нарушением законодательства об оценочной деятельности.
В статье 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности" прямо указывается на вероятностный характер рыночной стоимости. При таких обстоятельствах рыночная стоимость может быть определена в отношении любого объекта оценки, даже того, который на дату ее проведения не отчуждается собственником на открытом рынке в условиях конкуренции.
В этой связи вывод суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств, с достоверностью подтверждающих факт того, что спорный земельный участок подлежит отчуждению на открытом рынке, как основание для отказа в удовлетворении требований, правильно признан судом апелляционной инстанции необоснованным.
Таким образом, представленные обществом доказательства в подтверждение рыночной стоимости указанного выше земельного участка надлежащей оценки судов не получили.
В целях устранения неясности положений отчета об оценке, а также случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, суд следовало разрешить вопросы о вызове оценщика, составившего отчет о рыночной стоимости, или эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет, или по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы.
Не приняв отчет в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорного земельного участка, и не воспользовавшись предоставленным им арбитражным процессуальным законодательством правом назначить экспертизу (часть 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды не установили иную рыночную стоимость, тем самым не разрешив спор по существу.
Кроме того, суды посчитали, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия доказательств его обращения в Комиссию с заявлением на основании достоверности сведений об объекте недвижимости.
Вместе с тем общество обратилось в Комиссию, а затем и в арбитражный суд по вопросу установления в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а не с требованием о недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, при необходимости предложить сторонам провести судебную экспертизу для определения рыночной стоимости земельного участка, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и дать им надлежащую оценку.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2015 года по делу N А40-102432/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.