город Москва |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А40-193171/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Управления Роспотребнадзора по г. Москве: Шевчук И.В. (дов. от 01.11.2013 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ЗАО "Тандер": Поддубной Н.Б. (дов. N 2-4/652 от 02.09.2014 г.);
рассмотрев 29 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Тандер"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2015 г.,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-193171/2014
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (ОГРН 1057746466535, 129626, г. Москва, Графский пер., д. 4/9)
к закрытому акционерному обществу "Тандер" (ОГРН 1022301598549; 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: в период с 04 сентября 2014 г. по 29 сентября 2014 г. на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по г. Москве, Управление, заявитель, административный орган) о проведении внеплановой выездной проверки N 02-26-441 от 01 сентября 2014 г. должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Северном административном округе города Москвы была проведена плановая выездная проверка в отношении закрытого акционерного общества "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", общество, ответчик) по адресу (фактического осуществления деятельности): г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 13/2, корп 1, с целью выявления и пересечения нарушений обязательных требований установленных законодательными и нормативными правовыми актами в сфере охраны здоровья и благополучия граждан и потребителей и на основании приказа руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве N 297 от 22 апреля 2014 г. "О проведении внеплановых проверок в отношении ЗАО "Тандер", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N ОГ-П12-2585 от 16 апреля 2014 г.
Указанным распоряжением к проведению указанной проверки также привлечена экспертная организация - филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в Северном административном округе города Москвы (далее - филиал ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в САО г. Москвы).
В ходе проведения проверки выявлено несоответствие продаваемой пищевой продукции требованиям "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза N 299 от 28 мая 2010 г. "О применении санитарных мер в таможенном союзе" (далее - Требования) и Федеральному закону от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ).
Так, 04 сентября 2014 г. в 14 час. 00 мин. в магазине "Магнит" по адресу: г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 13/2, корп. 1 был произведен отбор образцов реализуемой в магазине продукции для проведения лабораторных испытаний (исследований), а именно:
салат "Бриз" в промышленной упаковке по 180 гр., ТУ 9165-003-71629017-06, изготовитель ООО "Сателлит", Россия, Московская область, Домодедовский район, с-о Лобановский, село Ильинское, стр. 10, дата выработки 01 сентября 2014 г., срок годности до 08 сентября 2014 г. при температуре хранения от +2 до +4 гр., объем партии 4 шт. Данный салат был выставлен продавцом в продажу потребителям, снабжен ценником и размещен на охлажденной витрине для покупки путем самообслуживания.
мороженое "Страна любви" с растительным жиром ванильное в вафельном рожке с шоколадной глазурью в упаковке, ТУ 9226-162-00419762-08, изготовитель ООО "Вологодское мороженое", г. Вологда, ул. Клубова, д. 87, дата выработки 06 августа 2014 г., срок годности 12 мес. при температуре хранения не выше -18 грС, объем партии 24 шт. Данное мороженое было выставлено продавцом в продажу потребителям, снабжено ценником и размещено в морозильном ларе для покупки путем самообслуживания.
По итогам отбора были составлены протоколы отбора образцов продовольственного сырья, пищевых продуктов от 04 сентября 2014 г.
По результатам проведенных лабораторных испытаний (исследований) установлено, что отобранные образцы реализуемой в магазине "Магнит" продукции - салат "Бриз" и мороженное "Страна любви" являются недоброкачественными.
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 5299 63 от 11 сентября 2014 г., проведенных 04 сентября 2014 г в 15 час. 40 мин. (результат исследования выдан 09 сентября 2014 г. в 10 час. 24 мин.), салата "Бриз" в промышленной упаковке по 180 гр., ТУ 9165-003-71629017-06, изготовитель ООО "Сателлит", Россия, Московская область, Домодедовский район, с-о Лобановский, село Ильинское, стр. 10, дата выработки 01 сентября 2014 г., срок годности до 08 сентября 2014 г. при температуре хранения от +2 до +4 гр. по микробиологическим показателям: выделены БГКП (колиформы) в 0,1 г. (не допускается в 0,1 г.), E.coli в 0,1 г. (не допускается в ОДгр.), КМАФАнМ 3,0 x 105 (допускается не более 5 x 104) не соответствует главе 2 Раздела 1 пункта 9.16.5 Требований.
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 5276 63 от 12 сентября 2014 г., проведенных 04 сентября 2014 г в 14 час. 20 мин. (результат исследования выдан 09 сентября 2014 г. в 10 час. 28 мин.), мороженое "Страна любви" с растительным жиром ванильное в вафельном рожке с шоколадной глазурью в упаковке, ТУ 9226-162-00419762-08, изготовитель ООО "Вологодское мороженое", г. Вологда, ул. Клубова, д. 87, дата выработки 06 августа 2014 г., срок годности 12 мес. при температуре хранения не выше -18 грС, по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Федерального закона N 88-ФЗ приложение 4 выделен St.aureus в 0.1 г. (не допускается в 1 г.).
В соответствии с экспертным заключением N 04-8932-6л от 16 сентября 2014 г. по результатам лабораторных исследований пищевой продукции, подготовленного филиалом ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в САО г. Москвы, употребление в пищу исследуемых продуктов (салата "Бриз" и мороженое "Страна любви") создает недопустимый риск причинения вреда здоровью или угрозу жизни ее покупателя.
По результатом проведенной проверки составлен акт проверки N 02-26-441 от 04-29 сентября 2014 г.
На основании полученных данных 18 ноября 2014 г. Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в отношении ЗАО "Тандер" составлен протокол об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 г., ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
В кассационной жалобе ЗАО "Тандер" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, указывая на то, что из заключения филиала ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в САО г. Москвы не следует, что исследованные образцы продукта содержат вредные для организма вещества в опасной для жизни и здоровья концентрации.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Роспотребнадзора по г. Москве не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "Тандер" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 указанного закона требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона о техническом регулировании за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания (пункт 1 статьи 16 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и(или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) безопасность пищевых продуктов - это состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Частью 2 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ).
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г., а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности ЗАО "Тандер", суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Выводы суда основаны на заключении Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в САО г. Москвы N 04-8932-6л от 1 сентября 2014 г., а также протоколах лабораторных испытаний (исследований) N 5299 63 от 11 сентября 2014 г. и N 5276 63 от 12 сентября 2014 г.
При этом судами принято во внимание, что допущенное обществом нарушение является повторным, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2014 г. по делу N А40-160616/2013, которым ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что ответчиком были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 г. по делу N А40-193171/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Тандер" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.В.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.