г. Москва |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А41-13033/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Аэрофлот - Российские авиалинии" - не явился (извещен надлежаще)
от заинтересованного лица - Шереметьевской таможни - Мелкадзе Д.А. - дов. от 30.07.2015 N 04-48/35402
рассмотрев 04 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Шереметьевской таможни
на постановление от 13 апреля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-13033/14
по заявлению открытого акционерного общества "Аэрофлот - Российские авиалинии" (ОГРН 1027700092661)
к Шереметьевской таможне
о признании незаконным решения и обязании вернуть излишне уплаченные таможенные пошлины
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Шереметьевской таможни от 03.12.2013 N 19-21/43203, а также об обязании вернуть 3 525 589 руб. 74 коп. излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 49 284 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.01.2015 требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое решение таможенного органа признано недействительным, на Шереметьевскую таможню возложена обязанность рассмотреть заявление Общества от 27.11.2013 N 906-1502 в соответствии с действующим законодательством; в остальной части заявленные требования оставлены без рассмотрения.
Апелляционной суд определением от 16.03.2015 на основании разъяснений, приведенных в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции, и постановлением от 13.04.2015 отменил решение от 30.01.2015 и удовлетворил требования Общества в полном объеме.
В кассационной жалобе Шереметьевская таможня, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 13.04.2015 и отказать в удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в декабре 2010 года заявителем на территорию Российской Федерации ввезен товар, представляющий собой авиационные запасные части и оборудование.
В целях совершения таможенных операций заявителем на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) поданы таможенные декларации (далее - ТД): N N 10005023/071210/0055006, 10005023/071210/0054970, 10005023/071210/0054938, 10005023/071210/0054907, 10005023/071210/0054858, 10005023/071210/0054833, 10005023/071210/0054779, 10005023/071210/0054778, 10005023/071210/0054776, 10005023/071210/0054774, 10005023/061210/П054736, 10005023/061210/0054738, 10005023/061210/0054683, 10005023/061210/0054681, 10005023/061210/0054648, 10005023/061210/0054644, 10005023/061210/0054612, 10005023/061210/0054603, 10005023/061210/0054536, 10005023/061210/0054525, 10005023/061210/0054509, 10005023/061210/0054494, 10005023/061210/0054493, 10005023/051210/П054452, 10005023/051210/0054490, 10005023/051210/0054488, 10005023/051210/0054485, 10005023/051210/0054484, 10005023/051210/0054481, 10005023/051210/0054474, 10005023/051210/0054470, 10005023/051210/0054430, 10005023/051210/0054414, 10005023/051210/0054412, 10005023/051210/0054411, 10005023/051210/0054390, 10005023/051210/0054389, 10005023/041210/0054386, 10005023/041210/0054385, 10005023/041210/0054383, 10005023/041210/0054382, 10005023/041210/0054378, 10005023/041210/0054372, 10005023/041210/0054358, 10005023/041210/0054350, 10005023/041210/0054337, 10005023/041210/0054304, 10005023/041210/0054303, 10005023/031210/П054249, 10005023/031210/П054247, 10005023/031210/0054261, 10005023/031210/0054259, 10005023/031210/0054257, 10005023/031210/0054256, 10005023/031210/0054232, 10005023/031210/0054231, 10005023/031210/0054204, 10005023/031210/0054203, 10005023/031210/0054173, 10005023/031210/0054153, 10005023/031210/0054149, 10005023/031210/0054121, 10005023/031210/0054109, 10005023/021210/П054095, 10005023/021210/П053930, 10005023/021210/П053885, 10005023/021210/0054106, 10005023/021210/0054078, 10005023/021210/0054006, 10005023/021210/0054000, 10005023/021210/0053999, 10005023/021210/0053996, 10005023/021210/0053968, 10005023/021210/0053967, 10005023/021210/0053959, 10005023/021210/0053896, 10005023/021210/0053887, 10005023/011210/П053832, 10005023/011210/0053884, 10005023/011210/0053881, 10005023/011210/0053880 10005023/011210/0053879, 10005023/011210/0053878, 10005023/011210/0053877, 10005023/011210/0053876, 10005023/011210/0053833, 10005023/011210/0053805, 10005023/011210/0053800, 10005023/011210/0053795, 10005023/011210/0053787, 10005023/011210/0053783, 10005023/011210/0053766, 10005023/011210/0053754, 10005023/011210/0053749, 10005023/011210/0053663, 10005023/011210/0053660, 10005023/011210/0053661, 10005023/011210/0053659, 10005023/011210/0053658, 10005023/011210/0053748, 10005023/021210/0054099.
Впоследствии товары, заявленные в указанных ТД, выпущены для свободного обращения на таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, и после завершения процедуры временного ввоза.
Общество 27.11.2013 обратилось в Шереметьевскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов (письмо от 27.11.2013 N 906-1502) с приложением ТД, платежных документов, заявлений о целевом назначении товара.
Письмом от 03.12.2013 N 19-21/43203 заявление Общества возвращено таможенным органом без рассмотрения в связи с отсутствием в комплекте документов, представленных Обществом, документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с принятым таможенным органом решением, Общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования Общества.
Апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 ТК ТС, тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Применение тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предусмотрено статьями 5 и 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение), действовавшего на момент обращения Общества в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается Комиссией.
В соответствии с пунктами 7, 7.1, 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", действовавшего на момент подачи Обществом деклараций, установлено, что помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, государствами - участниками таможенного союза применяются тарифные льготы - от ввозной таможенной пошлины освобождаются авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства.
Таможенные платежи, внесенные Обществом по ТД, уплачены излишне в связи с отсутствием на момент декларирования товара Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе авиационных двигателей, запчастей и оборудования, необходимого для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза был утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, в соответствии с пунктом 12 которого для освобождения от уплаты таможенных пошлин необходимо в таможенный орган государства - члена Таможенного союза представить заявление о целевом использовании авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним.
В силу статьи 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
При этом в силу абзаца 2 статьи 90 ТК ТС, части 1 статьи 129 и части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Общество к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин приложило: копии ДТ, оригиналы заявлений о целевом назначении товаров, копии чеков и платежных поручений. В соответствии с частью 3 статьи 147 Закона о таможенном регулировании Общество в указанном заявлении сообщило о представлении ранее в таможенный орган нотариально-заверенных документов и об отсутствии в них изменений.
Ввезенный товар - авиационные запасные части и оборудование, можно сопоставить с конкретными ТД по номерам, указанным в графе 44 ТД "Дополнит. информация / Представленные документы / Сертификаты и разрешения" с номерами авианакладных (накладных), указанных в заявлениях о целевом назначении товаров. Из содержания указанных заявлений и графы 31 ТД "Грузовые места и описание товаров" можно установить предназначение товара, в соответствии с которым возможно применение льготы по уплате таможенной пошлины.
Согласно части 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов от 27.11.2013 со штампом входящей корреспонденции Шереметьевской таможни, а также приложения к ответу таможенного органа: оригинал письма и приложения к нему, всего на 805 листах, свидетельствуют о том, что данное заявление Обществом было подано в соответствии с действовавшими на тот момент требованиями, в том числе с соблюдением требований пункта 12 Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, были приложены к указанному заявлению.
При таком положении суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для оставления таможенным органом указанного заявления Общества без рассмотрения по части 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании отсутствовали, ввезенный Обществом товар не подлежал обложению ввозной таможенной пошлиной, уплаченной Обществом.
Согласно подпункту 6 пункта 2 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 и действовавшей на момент подачи Обществом заявления в таможню, сведения, заявленные в ДТ, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в случае возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней. Следовательно, таможенный орган мог самостоятельно внести изменения в ДТ, установив в связи с заявлением Общества факт уплаты Обществом излишних таможенных платежей.
Из материалов дела следует, что сумма излишне уплаченных денежных средств составила 3 525 589 руб. 74 коп., оплата этих сумм отражена в отношении каждого товара в графе 47 ДТ "Исчисление платежей", подробности подсчета в отношении всех товаров в графе "В", подтверждается, в том числе, внесенными отметками сотрудников таможенных органов, свидетельствующих о внесении периодических платежей по декларации, чеками и платежными поручениями, приложенными Обществом к указанному заявлению при обращении в таможенный орган.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 4 ТК ТС, таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Обществом представлен расчет излишне уплаченных таможенных пошлин, в котором подробно рассчитаны суммы уплаченных таможенных пошлин по каждой из спорных деклараций.
Таким образом, апелляционной суд правомерно установил, что Обществом излишне уплачены ввозные таможенные пошлины в размере 3 525 589 руб. 74 коп. в связи с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно пункту 3 статьи 282 ТК ТС, в отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Информация о сумме таможенных платежей в размере 3 процентов суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, указана на дополнительном листе к каждой ТД. В дополнении к ТД указываются срок временного ввоза, периоды оплаты пошлин, налогов, общая сумма таможенных пошлин, налогов, а также сведения о проведенном списании денежных средств за каждый период, где с проставлением личной номерной печати должностное лицо таможенного органа подтверждает оплату таможенных пошлин, налогов по ТД с указанием периода и номера платежного поручения либо чека.
Из материалов дела следует, что таможенные пошлины оплачены Обществом, таможенные платежи полно и достоверно отражены в представленных декларациях.
При таком положении суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что суммы таможенных пошлин по заявленным декларациям, являлись переплатой, уплаченной Обществом при ввозе, и периодические таможенные платежи фактически являются излишне уплаченными и подлежали возврату Обществу.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворил требования Общества, поэтому обжалуемое постановление отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2015 года по делу N А41-13033/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.