г. Москва |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А40-107455/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Чалбышевой И.В., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: извещен, представитель не явился,
от ответчика: Лобова Е.Н., доверенность от 27.03.2015
третье лицо: Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан
рассмотрев 18 августа 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 24 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление от 23 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Баниным И.Н., Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
по иску открытого акционерного общества "Автоколонна 1293" (ОГРН 1120547000936, Республика Дагестан)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
третье лицо: Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автоколонна 1293" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с иском о взыскании за счет казны Российской Федерации 51 169 512 руб. 60 коп. убытков, возникших у общества в связи с бесплатной перевозкой в 2011 году льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 решение суда первой инстанции изменено путем указания на взыскание убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минфина России. Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылается на несоответствие выводов суда относительно размера убытков и неправомерное возложение на Российскую Федерацию обязанности по их возмещению.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что общество в 2011 году осуществляло бесплатные перевозки в пригородном и междугородном внутриреспубликанском сообщении своим автомобильным транспортом льготных категорий граждан, в том числе включенных в федеральный регистр льготников.
Договор на перевозку пассажиров льготных категорий обществом не заключался.
Перевозка осуществлялась на основании распоряжения Государственного управления по транспорту Республики Дагестан от 30.09.2009 N 02-395, согласно которому руководителям автотранспортных предприятий было предписано до принятия соответствующего законодательства обеспечить бесплатный проезд на всех видах транспорта, в том числе льготных категорий граждан, относящихся к федеральному регистру, и постановления Правительства Республики Дагестан от 08.10.2009 N 343 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Дагестан" (далее - постановление N 343). Названное постановление было принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (далее - постановление N 802).
Истец ссылался на то, что с 2010 года в отсутствие нормативных актов, регулирующих вопросы компенсации расходов субъектов Российской Федерации на перевозку льготных пассажиров, прекратилось финансирование Российской Федерацией расходов на компенсацию убытков организациям, осуществляющим перевозку.
Полагая, что компенсация расходов общества на перевозку льготников федерального регистра должна быть возмещена федеральным бюджетом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовались статьями 12, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суд исходили из того, что в соответствии с законодательством о федеральном бюджете на соответствующий год главным распорядителем бюджетных средств является Министерство финансов Российской Федерации. Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации, как публично-правового образования. Поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из средств федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Соглашаясь с расчетом убытков, представленных обществом, суд указал на отсутствие методики расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан. Расходы, предъявленные обществом к взысканию, признаны судами реальным ущербом.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может, в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенных в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставленных субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Таким образом, исходя из приведенных норм выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 14.03.2005 N 46-р льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан, которым такое право было предоставлено федеральным законодательством, сохранялись до 01.01.2006.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 08.10.2009 N 343 (далее - постановление N 343) утвержден Порядок осуществления в Республике Дагестан с 01.01.2009 ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан взамен бесплатного проезда (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила предоставления отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории Республики Дагестан и имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на меру социальной поддержки по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта (кроме такси) на территории Республики Дагестан, ежемесячной денежной выплаты взамен бесплатного проезда, содержит формулу, по которой определяется размер ежемесячной денежной выплаты, а также правила оформления гражданами права на ежемесячную денежную выплату.
Указанное постановление не утратило силу и не отменено в установленном законом порядке.
Таким образом, бесплатный проезд в общественном транспорте на территории Республики Дагестан был заменен на предоставление льготникам ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия полагает, что при таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения или постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Принимая во внимание, что судом при рассмотрении настоящего дела были неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия отменяет обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы по рассмотрению кассационной жалобы подлежат отнесению на открытое акционерное общество "Автоколонна 1293" на основании статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2015 года по делу N А40-107455/14 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Автоколонна 1293" (ОГРН 1120547000936, Республика Дагестан) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья |
Л.В.Завирюха |
Судьи |
Л.А.Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.