г. Москва |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А40-45354/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Нечаева С.В., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: извещен, представитель не явился,
от ответчика: Мезенцева Е.В., доверенность от 06.10.2014
рассмотрев 20 августа 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу ОАО "РЖД"
на решение от 18 августа 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Алексеевым А.Г.,
на постановление от 15 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лаврецкой Н.В., Верстовой М.Е., Солоповой А.А.,
по иску ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871)
к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с иском о взыскании 309 132 руб. 27 коп. пени за просрочку доставки грузов в (исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2014, оставленным без изменения постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014, иск удовлетворен в полном объеме.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "РЖД". Заявитель жалобы просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об уменьшении размера пени на основании представленного ответчиком контррасчета. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на неприменение судом пунктов 5.9 и 8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, указав, что срок доставки грузов должен быть увеличен в связи с прохождением вагонов Московского и Санкт-Петербургского узлов и доставкой опасных грузов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. ООО "Газпромтранс", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило. Отзыв на жалобу не поступил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что в период с марта 2013 года по апрель 2013 года ОАО "РЖД" доставляло грузы истца с нарушением установленных сроков доставки.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003, предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал доказанным факт нарушения сроков доставки порожних вагонов и удовлетворил требования о взыскании пени за просрочку доставки груза.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что срок доставки грузов должен быть увеличен в связи с прохождением вагонов Московского и Санкт-Петербургского узлов, был исследован апелляционным судом и отклонен со ссылкой на пункт 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27). Апелляционный суд указа на то, что нормативные сроки доставки грузов, в том числе, порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
Таким образом, срок доставки определяется перевозчиком на станции отправления в момент заключения договора и не зависит от фактически пройденного маршрута и расстояния, если таковые отличаются от избранного при расчете срока доставки. Фактическое проследование по маршруту, отличному от того, который избран перевозчиком при заключении договора перевозки, является правом перевозчика, однако данное право не обуславливает возможности в дальнейшем вносить изменения как в сроки доставки грузов, так и в провозную плату, которая также обусловлена расстоянием.
Кроме того, как установил апелляционный суд, в накладных отсутствуют какие-либо отметки о проследовании вагонов через данные станции, о которых заявляет ответчик.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не применил пункт 8 Правил N 27, в соответствии с которым, срок доставки опасных грузов увеличивается на количество суток, указанных в контррасчете ответчика по спорным отправкам, проверен судом апелляционной инстанции и отклонен со ссылкой на расчет ООО "Газпромтранс", из которого следует, что по каждой из отправок сутки на опасный груз были учтены.
Оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется. Выводы суда об удовлетворении иска соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Исковые требования доказаны по факту и праву.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2014 года по делу N А40-45354/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В.Завирюха |
Судьи |
С.В.Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.