город Москва |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А40-17758/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 марта 2016 г. N 305-КГ15-14104 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Рязанова Е.А., доверенность от 02.03.2015;
от заинтересованного лица: Соловьева М.А., доверенность от 19.09.2014 N 05-21/20822;
рассмотрев 20 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ИЛС"
на решение от 16 апреля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление от 22 июня 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.,
по делу N А40-17758/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИЛС" (ОГРН: 1037842015199)
о признании недействительным решения
к Центральной акцизной таможне (ОГРН: 1027700552065),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИЛС" (далее - ООО "ИЛС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - ЦАТ) о корректировке таможенной стоимости товаров от 12.12.2014 по декларации N 10009194/141014/0016319.
В обоснование требований ООО "ИЛС" ссылается на то, что оспариваемое решение о корректировке таможенной стоимости товара является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества, излишне взысканные таможенные платежи должны быть возвращены заявителю, поскольку у таможенного органа имелась вся необходимая информация и документы, а включение в таможенную стоимость лизинговых платежей не основано на законе.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ИЛС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 04.04.2007 между обществом и компанией Hoet Trucking & Renting заключен лизинговый контракт N L-HTR 07/03-005 с правом выкупа. Предметом лизинга согласно контракту являлись следующие товары: грузовой тягач седельный DAF FT XF95/430, номер шасси XLRTE47XS0E787083, 2007 года выпуска; грузовой тягач седельный DAF FT XF95/430, номер шасси XLRTE47XS0E787179, 2007 года выпуска.
17.10.2007 в рамках контракта обществом доставлены на территорию Российской Федерации, зона действия Балтийской таможни, указанные транспортные средства в рамках таможенного режима "временный ввоз" по ГТД 10216080/171007/0156591 с ограничением использования только в международных перевозках.
14.10.2014 ООО "ИЛС" принято решение осуществить ввоз товаров для обращения на территории Российской Федерации, в связи, с чем изменена таможенная процедура "временный ввоз".
Общество, выступив в качестве таможенного декларанта, подало в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни декларацию на товары N 10009194/141014/0016319.
В целях декларирования товара обществом в Центральную акцизную таможню предоставлены контракт от 04.04.2007 N L-HTR 07/03-005 (с приложениями), проформы-фактуры от 03.10.2007 N 2007232, N 2007233; ГТД 10216080/171007/0156591 с ДТС-2, акт приема-передачи, одобрение типа транспортного средства, ведомость банковского контроля к ПС 11030035/1000/0073/9/0, 07040001/0439/003//9/0, 11060004/2929/0002/9/0; сведения о платежах к контракту от 04.04.2007 N E-HTR 07/03-005; прочие документы для таможенного оформления.
ОКТС ЦАТ вынесено решение о проведении дополнительной проверки в связи с обнаружением признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными и выражаются в том, что при заявлении таможенной стоимости товаров при первоначальном помещении под таможенный режим временного ввоза в структуру таможенной стоимости не включены лизинговые платежи, согласно договора международного лизинга от 04.04.2007 N L-HTR 07/03-005. Заявленная таможенная стоимость рассматриваемых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на документально подтвержденной, количественно определяемой и достоверной информации, что противоречит пункту 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008), пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таможенный орган в срок до 12.12.2014 запросил у общества ряд документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных по ДТ 10009194/141014/0016319.
В указанные сроки заявитель направил в адрес Центральной акцизной таможни (от 10.11.2014 исх. N 10-11/14) пояснения и предоставил имеющиеся у общества документы, а именно: заявления на переводы, мемориальные ордеры; письмо ООО "ИЛС" с информацией о стоимости доставки тягачей по маршруту - Бельгия - Россия: коносаменты 1209630, 1209632; расчет погашения первоначальной стоимости тягачей и оплаты услуг лизингодателя; копии инвойсов от 03.10.2007 N 2007232, от 03.10.2007 N 2007233, инвентарные карточки учета объекта основных средств от 22.08.2014 N 00000067, N 00000068 с приказами; сведения о платежах к контракту от 04.04.2007 N L-HTR 07/03-005; документы об оплате ввезенного товара, документы по транспортировке товара; бухгалтерские документы.
12.12.2014 ЦАТ вынесено решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ 10009194/141014/0016319, указав в нем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представленные декларантом сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на документально подтвержденной, количественно определяемой и достоверной информации, что противоречит пункту 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, поскольку в структуру таможенной стоимости не включены платежи, причитавшиеся продавцу в соответствии с договором лизинга. Таможенную стоимость каждого ввезенного товара нужно определять по статье 10 Соглашения от 25.01.2008 в размере 55.660 евро, лизинговых платежей (таможенный орган посчитал необходимым выделить сумму в размере 11.588 евро как стоимость аренды и 100 евро - остаточная стоимость = 11.688 евро), транспортных расходов (738 евро). Итого: 68.086 евро = 2.408.515,02 руб. по курсу 35,3746 руб. за 1 евро.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами, первоначально таможенная стоимость товара таможенная стоимость рассматриваемого товара определена и заявлена декларантом по резервному методу в соответствии со статьей 10 Соглашения от 25.01.2008 на базе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьями 4 и 5 Соглашения от 25.01.2008.
В качестве основы для определения таможенной стоимости обществом использована таможенная стоимость товаров, указанная при заявлении предшествующей таможенной процедуры временного ввоза, а именно, использована базовая цена объекта лизинга, установленная лизинговым контрактом, без учета лизинговых платежей с довключением в структуру таможенной стоимости транспортных расходов, связанных с их международной перевозкой (графа 8 ДТС-2).
В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом (статья 188 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии со статьей 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
На основании пункта 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 Таможенного кодекса Таможенного союза и названном Перечне.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа Таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота Таможенного союза установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". Положения настоящего Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу Таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза или если товары заявлены к ввозу при применении предварительного декларирования и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы или при предварительном декларировании заявляется таможенная процедура. В иных случаях положения настоящего Соглашения могут применяться, если это прямо установлено законодательством государства - члена Таможенного союза.
Довод жалобы о том, что в структуру таможенной стоимости не должны включаться лизинговые платежи, был предметом рассмотрения судов при принятии обжалуемых судебных актов и правомерно отклонен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Соглашения от 25.01.2008, методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, основой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.
Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
В рассматриваемом случае, поскольку поставки осуществлялись в рамках сделок не купли-продажи, а лизинговых договоров, то гибкость использования в рамках статьи 10 Соглашения от 25.01.2008 метода определения, предусмотренного статьей 4 Соглашения от 25.01.2008, заключается в следующем: вместо сделки купли-продажи рассматриваемой является сделка финансового международного лизинга; вместо факта продажи товаров для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза присутствует факт передачи товаров на определенных условиях и при соблюдении комплекса обязательств в использование; в лице покупателя выступает компания лизингополучатель, а вместо продавца - компания лизингодатель. Остальные принципы определения таможенной стоимости полностью соответствуют положениям, установленным статьями 4 и 5 Соглашения от 25.01.2008.
Определение в статье 4 Соглашения от 25.01.2008 стоимости сделки как цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, ограничивает применение основного метода таможенной оценки только случаями, когда товары ввозятся на основании внешнеторгового договора, предусматривающего возмездную передачу права собственности от продавца к покупателю. Однако по сути договора лизинга его предметом является не продажа товаров на экспорт, а передача прав на их использование при условии соблюдения оговоренных договором обязательств, которые в конечном итоге оказывают влияние на цену товаров, подлежащую фактической уплате со стороны лизингополучателя. Кроме того, в соответствии с условиями договора лизинга лизингополучателю запрещено производить отчуждение и обременение рассматриваемых товаров.
На основании изложенного, по итогам проведенной дополнительной проверки всех документов и сведений, представленных обществом при декларировании товаров и дополнительно по запросу таможенного органа, установлено, что при определении таможенной стоимости рассматриваемых товаров по методу, предусмотренному статьей 10 Соглашения от 25.01.2008, декларантом допущены методологические ошибки, выразившиеся в неверном определении величины таможенной стоимости.
Судами установлено, что ООО "ИЛС" заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости ввозимых транспортных средств, поскольку в таможенной стоимости товаров декларантом не учтены фактически уплаченные лизинговые платежи, которые являются частью платежей за товары, перечисленных покупателем в пользу продавца в рамках заключенной сделки по лизингу.
В соответствии с условиями договора ввозимый товар лизингодателем передан в лизинг лизингополучателю по цене 55.660 евро за единицу.
В соответствии с дополнительными соглашениями к контракту (графики платежей) стоимость сделки с учетом всех платежей составляет 336.740 евро за 5 седельных тягачей. Учитывая изложенное, стоимость тягача марки DAF, модель FT XF 95.430 4x2, 2007 года выпуска с учетом платежей, предусмотренных контрактом, должна составлять 67.348 евро. Однако, заявленная декларантом цена за единицу товаров при помещении под таможенную процедуру временного ввоза составила 55.660 евро за тягач.
В соответствии с актом приема-передачи от 25.08.2014 лизингодатель передает обществу рассматриваемые товары в собственность, поскольку последний выполнил платежные обязательства по договору.
На основании лизингового контракта ООО "ИЛС" оформлен паспорт сделки от 01.06.2011 N 11060004/2929/0002/9/0 на общую сумму 336.740 евро.
Согласно представленным ведомостям банковского контроля по паспорту сделки от 01.06.2011 N 11060004/2929/0002/9/0, а также заявлениям на переводы, лизингополучателем произведена полная оплата лизинговых платежей на общую сумму 336.740 евро.
Таким образом, фактически оплаченная ООО "ИЛС" сумма денежных средств за товар, задекларированный по ДТ 10009194/141014/0016319, исходя из условий договора, составляет 67.348 евро (55.660 евро стоимость полуприцепа + 11.688 евро доход лизингодателя по данному товару, включая выкупную стоимость).
Декларантом неправомерно не включены в структуру таможенной стоимости лизинговые платежи, уплаченные лизингодателем лизингополучателю, то есть фактически уплаченная денежная сумма за ввозимый товар.
В связи с изложенным 12.12.2014 ЦАТ принято решение о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ 10009194/141014/0016319.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, установлена общая норма, предусматривающая, что при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с Соглашением от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров является "стоимость сделки", а под "стоимостью сделки" подразумевается цена товаров, определенная сторонами по условиям контракта.
Таким образом, из положений действующего таможенного законодательства об определении таможенной стоимости на день помещения товаров под первоначально избранный таможенный режим следует, что не изменяется "стоимость сделки".
Данные положения предусматривают возможность заявления ранее определенной таможенной стоимости в случае ее верного определения в соответствии с таможенным законодательством, а также не ограничивают полномочия таможенных органов проверять подлинность документов и достоверность содержащихся в них сведений, а также правильность определения таможенной стоимости в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Таможенного союза, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
В рассматриваемом случае заявителем по ДТ 10009194/141014/0016319 предъявлены к таможенному декларированию товары.
Как правомерно указали суды, органом таможенного контроля осуществлен контроль таможенной стоимости в порядке, предусмотренном статьей 66 Таможенного кодекса Таможенного союза и Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2015 года по делу N А40-17758/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ИЛС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, установлена общая норма, предусматривающая, что при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
...
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Таможенного союза, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
...
Как правомерно указали суды, органом таможенного контроля осуществлен контроль таможенной стоимости в порядке, предусмотренном статьей 66 Таможенного кодекса Таможенного союза и Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2015 г. N Ф05-11288/15 по делу N А40-17758/2015
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11288/15
30.11.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53792/16
03.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17758/15
27.08.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11288/15
22.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21299/15
16.04.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17758/15