город Москва |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А40-203873/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТКФ Надежда": Краузова Р.А. (дов. от 02.06.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Золотова Л.А. (дов. N 33-Д-927/14 от 30.12.2014 г.);
от третьего лица Префектуры ВАО г. Москвы: Румянцева Ф.А. (дов. N 01-14-753/13 от 19.04.2013 г.),
рассмотрев 01 сентября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2015 г.,
принятое судьей Коноваловой Е.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2015 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.,
по делу N А40-203873/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торгово-Коммерческая Фирма "ТКФ Надежда" (ОГРН 1027739058247; 105043, г. Москва, ул. 6-я Парковая, д. 12/1)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения,
третье лицо: Префектура Восточного административного округа города Москвы (ОГРН 1027700559127, 107076, г. Москва, Преображенская площадь, д. 9)
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью Торгово-Коммерческая фирма "ТКФ Надежда" (далее - ООО "ТКФ Надежда", общество, заявитель) является собственником нежилого одноэтажного здания общей площадью 42,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 73, стр. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 НН 006430 от 09 января 2001 г.
21 ноября 2014 г. ООО "ТКФ Надежда" обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик) с заявлением N 33-5-33260/14-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Первомайская, д. 73, стр. 5.
Письмом от 04 декабря 2014 г. за N 33-5-33260/14-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал ООО "ТКФ Надежда" в оказании государственной услуги по основанию, предусмотренному пунктом 2.10.1.6 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Москвы N 199-ПП от 15 мая 2012 г. "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент), в связи с включением объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (далее - Перечень).
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "ТКФ Надежда" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании его незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Префектура Восточного административного округа города Москвы (далее - Префектура ВАО г. Москвы, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2015 г., заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Департамента городского имущества города, оформленный письмом N 33-5-33260/14-(0)-1 от 04 декабря 2014 г., об отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 73, стр. 5 на кадастровой карте (плане) территории. Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда выдать ООО "ТКФ Надежда" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении участка по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 73, стр. 5.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку объект, расположенный на спорном земельном участке, не является объектом капитального строительства и включен в перечень объектов, созданных с нарушением действующего законодательства, что препятствует оформлению земельно-правовых отношений на соответствующий земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТКФ Надежда" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ТКФ Надежда" против ее удовлетворения возражал. Представитель Префектуры ВАО г. Москвы с доводами кассационной жалобы согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2.10.1.6. Административного регламента основанием для отказа в представлении государственной услуги является включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента городского имущества города Москвы не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не признан самовольной постройкой.
При этом судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 02 сентября 2014 г. по делу N А40-62565/2013, которым отказано в удовлетворении исковых требований Префектуры ВАО г. Москвы об обязании ООО "ТКФ Надежда" снести самовольные постройки, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, вл. 73, стр. 5, 6.
При изложенных обстоятельствах суды указали на отсутствие у Департамента городского имущества города Москвы оснований полагать, что строение является самовольной постройкой и отказывать на этом основании в приобретении заявителем прав на земельный участок.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает, что заявитель не является лицом, который попадает в круг лиц, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку объект, расположенный на участке, не является объектом капитального строительства.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку при рассмотрении спора по делу N А40-62565/2013 судами установлено, что постройка, о сносе которой заявлен иск, является объектом недвижимого имущества.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не придал значения доводам Департамента, указывающим на то, что объект, принадлежащий заявителю, обладает признаками самовольной постройки, не соответствует действительности.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2015 г. по делу N А40-203873/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.