г. Москва |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А40-3126/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.
судей Егоровой Т.А., Антоновой М.К.
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Ходова М.А., по дов. от 22.12.2014 N 212/2/1365
судебного пристава-исполнителя Шарганова Г.Н. - по удостоверению
рассмотрев в судебном заседании 14.09.2015 кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 20.03.2015 Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузнецовой С.А.
на постановление от 11.06.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Мухиным С.М., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119160, Москва, улица Знаменка, дом 19)
к Межрайонному отделу судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам неимущественного характера Управления ФССП России по г. Москве (ОГРН 1047704058093, 125047, Москва, Бутырский вал, дом 5), взыскатель: администрация Туношенского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1067627018821, 150501, Ярославская область, село Туношна, улица Школьная, дом 3)
о признании незаконным постановления;
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015, отказано в удовлетворении заявления Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам неимущественного характера УФССП России по г. Москве от 28.11.2014 N 14982/14/77039-ИП о взыскании с исполнительского сбора в размере 50.000 руб. вследствие неисполнения в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства требований исполнительного листа.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене судебных актов и признании постановления судебного пристава-исполнителя недействительным, ссылаясь на неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства и отсутствие доказательств его вручения в материалах дела.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал её доводы и требования, судебный пристав-исполнитель просил о её отклонении, считая доводы заявителя противоречащими фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд округа не усматривает оснований для её удовлетворения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона N 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным Законом (части 11 и 12).
В силу части 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Исходя из пункта 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов", исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно статье 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Из материалов дела следует, что на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2014 по делу N А40-117325/2013 25.06.2014 выдан исполнительный лист серии АС N 006534598, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность принять решение в соответствии с Федеральным законом N 423-ФЗ в отношении объектов военного недвижимого имущества (жилой фонд) о передаче в муниципальную собственность.
На основании исполнительного листа постановлением от 01.10.2014 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 14982/14/77039-ИП.
В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.10.2014 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Указанное постановление было получено должником 15.10.2014, что следует из совокупности имеющихся в деле доказательств: идентификационного номера на постановлении (лист дела 7), совпадающего с номером, отраженным в реестре почтовых отправлений (лист дела 83), распечатки с сайта Почты России (лист дела 72).
Таким образом, требование исполнительного листа в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя должно было быть исполнено в срок до 22.10.2014.
В установленный срок для добровольного исполнения Министерством обороны Российской Федерации требования исполнительного документа не исполнены.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П взыскание исполнительского сбора применяется в качестве санкции штрафного характера за неисполнение исполнительного документа, а также является мерой публично-правовой ответственности, возникающей в связи с правонарушением, совершенным должником в процессе исполнительного производства.
При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель обоснованно вынес постановление от 28.11.2014 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50.000 руб.
Наличие объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, последним не доказано.
При этом в решении суда, по которому выдан исполнительный лист, был установлен конкретный временной промежуток - месяц, в течение которого решение должно было быть исполнено, то есть должнику было достоверно известно, когда он обязан осуществить предусмотренные судебным актом действия. В то же время до настоящего времени, несмотря на взыскание исполнительского сбора, решение суда не исполнено, что свидетельствует о нарушении должником требований статьи 16 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты постановлены при правильном применении норм материального права, без нарушения процессуальных норм, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А40-3126/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.И. Тетёркина |
Судьи |
Т.А. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.