Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2015 г. N Ф05-12467/15 по делу N А41-70393/2014

 

г. Москва

 

18 сентября 2015 г.

Дело N А41-70393/14

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года.

 

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Егоровой Т. А.,

судей Буяновой Н. В., Тетёркиной С. И.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) - Костяков Станислав Вячеславович, доверенность от 12 января 2015 года, паспорт,

от Межрайонной инспекции - Елиневский Артем Сергеевич, доверенность от 31 декабря 2014 года, удостоверение,

рассмотрев 16 сентября 2015 года в судебном заседании кассационную

жалобу ООО "Агрофирма Синичино"

на решение от 3 марта 2015 года

Арбитражного суда Московской области,

принятое судьей Востоковой Е.А.,

на постановление от 2 июня 2015 года

Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,

по иску (заявлению) ООО "Агрофирма Синичино"

о признании недействительным решения

к Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области

УСТАНОВИЛ:

ООО "Агрофирма Синичино" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 10.07.2014 N 951 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015, удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Отзыв поступил и приобщен к материалам дела.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель инспекции в заседании суда возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и обжалуемых судебных актах.

Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Агрофирма Синичино" владеет на праве собственности земельными участками, расположенными в деревне Крюково Можайского района Московской области, кадастровые номера участков: 50:18:0040202:115 и 50:18:0040202:116. Вид разрешенного использования в соответствии с правоустанавливающими документами - для сельскохозяйственного производства.

Для исчисления земельного налога заявитель применял ставку 0,3% как за земельные участки относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения и используемые для сельскохозяйственного производства.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2013 год Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области 10.07.2014 принято решение N 951 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен земельный налог в сумме 29 470 руб., начислены пени - 2 319,89 руб., также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 5 894 руб. за неполную уплату земельного налога.

Основанием для спорных доначислений стало неправомерное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0,3% при расчете земельного налога в отношении земельных участков, не используемых для сельскохозяйственного производства. При этом, инспекция ссылается на Постановления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областям от 20.05.2013 N 12-48з/2013 и от 20.05.2013 N 12049з/2013, которыми установлено, что земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства.

Решением Управления ФНС России по Московской области от 02.10.2014 N 07-12/52205 решение инспекции оставлено без изменения.

На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Совета депутатов сельского поселения Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 18.11.2011 N 90/31 "Об установлении земельного налога", в редакции, действовавшей в 2013 году, ставка земельного налога 0,3 % от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сданных в аренду под прочие виды использования);

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков действовала ставка 1,5 % от кадастровой стоимости

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Таким образом, установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.

Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий:

- при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;

- при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Судами правомерно указано на то, что именно заявитель, как налогоплательщик, должен представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате (ст. 17, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 1 ст. 52, ст. 56, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Представленные копии договоров аренды и ответ на запрос от ЗАО "Синичино" о том, что в период с мая по сентябрь на участках осуществлялся выпас скота, не подтверждают фактическое использование для целей сельскохозяйственного производства.

Учитывая отсутствие предоставленных налогоплательщиком доказательств правомерности применения льготной ставки налогообложения, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности налоговым органом того, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

Иное понимание указанных норм, может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3% будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, то есть используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

Судебные инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и норм налогового законодательства, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявления общества.

Иное толкование обществом положений законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, кроме того, доводы повторяют позицию общества, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.

Переоценка фактических обстоятельств, установленных судами, в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушения или неправильного применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела кассационная инстанция не усматривает.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 3 марта 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2015 года по делу N А41-70393/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

Т.А.Егорова

 

Судьи

Н.В.Буянова
С.И.Тетёркина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

...

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

...

Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий:

...

Судами правомерно указано на то, что именно заявитель, как налогоплательщик, должен представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате (ст. 17, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 1 ст. 52, ст. 56, п. 10 ст. 396 НК РФ)."