Основание для разработки - Решение Коллегии Министерства
Программы здравоохранения Российской Федерации от
20-21 марта 2002 года N 6
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "20-21 марта 2001 г."
Государственный заказчик - Министерство здравоохранения Российской
Программы Федерации (координатор Программы)
Основные разработчики - Министерство здравоохранения Российской
Программы Федерации,
Российская академия медицинских наук,
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования,
Органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации,
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования
Цель Программы - Создание государственной системы управления
качеством в здравоохранении в целях
укрепления здоровья населения.
Задачи Программы - 1. Разработать и внедрить единую стратегию
непрерывного улучшения качества медицинской
продукции и медицинских услуг в
здравоохранении на всей территории
Российской Федерации, гармонизированную с
международными стандартами в области
обеспечения качества в здравоохранении.
2. Создать службу управления качеством в
здравоохранении.
3. Развить системы стандартизации,
лицензирования, сертификации, аккредитации и
аттестации в здравоохранении.
4. Обеспечить эффективное взаимодействие
органов управления здравоохранением всех
уровней, фондов обязательного медицинского
страхования, организаций здравоохранения,
страховых медицинских организаций,
общественных и других организаций в целях
непрерывного повышения качества медицинской
продукции и медицинских услуг в
здравоохранении.
5. Перейти к использованию в здравоохранении
технологий с доказанной эффективностью и
безопасностью для пациентов с учетом
экономической целесообразности их
применения.
6. Разработать и внедрить систему мотивации
и экономические механизмы стимулирования
медицинских работников к участию в
деятельности по непрерывному повышению
качества медицинской продукции и медицинских
услуг в здравоохранении.
Первый этап реализации - 2003-2005 годы
Программы Разработка единой стратегии непрерывного
улучшения качества работ и услуг в
здравоохранении Российской Федерации;
Создание службы управления качеством в
отрасли на основе взаимодействия между
органами управления здравоохранением на всех
уровнях, фондами обязательного медицинского
страхования, организациями здравоохранения,
страховыми медицинскими организациями и
другими организациями любых форм
собственности;
Совершенствование нормативной правовой базы
управления качеством в здравоохранении;
Разработка образовательных программ и
обучение специалистов по вопросам управления
качеством.
Внедрение технологий, основанных на
доказательной медицине и
клинико-экономическом анализе.
Второй этап реализации - 2006-2007 годы
Программы Внедрение в практику разработанных на первом
этапе принципов, методов и моделей
управления, управления качеством на всех
уровнях;
Оценка эффективности проведенных мероприятий
и формирование предложений по дальнейшему
развитию системы управления качеством в
здравоохранении.
Объем и источники - Объем средств федерального бюджета, бюджетов
финансирования Программы субъектов Российской Федерации и
внебюджетных источников, необходимых для
финансирования Программы, определяется в
установленном порядке.
Ожидаемые конечные - Реализация Программы позволит:
результаты реализации - повысить доступность медицинской помощи
Программы населению;
- перейти к использованию лекарственных
средств с доказанной эффективностью;
- внедрить принципы "ответственного
самолечения";
- сформировать систему действенного
государственного контроля и надзора
(развитие системы стандартизации и
лицензирования, формирование систем
аккредитации, сертификации и аттестации в
здравоохранении) на всех уровнях оказания
медицинской помощи;
- разработать и внедрить мотивационные
механизмы повышения профессиональной
ответственности медицинских работников;
- повысить хозяйственную самостоятельность
медицинских организаций;
- повысить роль и значение общественных
профессиональных организаций, объединений и
научных обществ в системе управления
качеством в здравоохранении;
- усовершенствовать профессиональную
подготовку медицинских работников на до
дипломном и последипломном уровнях с
внедрением методологии управления качеством,
медицины, основанной на доказательствах,
клинико-экономическом анализе.
Управление реализацией - Управление и контроль за исполнением
Программы и контроль за ее Программы осуществляются государственным
исполнением заказчиком - Министерством здравоохранения
Российской Федерации (координатор Программы,
который ежегодно уточняет целевые показатели
и затраты по программным мероприятиям,
механизм реализации Программы, состав
исполнителей). Текущее управление
реализацией Программы осуществляет Дирекция,
формируемая приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Отраслевая программа "Управление качеством в здравоохранении" (срок реализации: 2003-2007 годы) разрабатывается согласно решению Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20-21 марта 2002 года N 6 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "20-21 марта 2001 г."
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации определила приоритетные направления развития отрасли. Проводимые в системе здравоохранения реформы способствовали сохранению единства системы, улучшению межведомственного взаимодействия, расширению международного сотрудничества, развитию рыночных отношений. Совершенствование механизмов обязательного медицинского страхования с развитием персонифицированного учета оказанной медицинской помощи привело к необходимости широкого внедрения новых форм управления отраслью. Одной из них является создание системы управления качеством в здравоохранении, которая позволит поднять на новый уровень выполнение ряда важнейших мероприятий "Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".
Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10 000 определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Система управления качеством в здравоохранении является структурным элементом системы управления здравоохранением - ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества.
Обеспечение требуемого уровня качества продукции и услуг в здравоохранении должно осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными мероприятиями по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторированию получаемых результатов с последующей корректировкой. Оценка качества (определение уровня качества) строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном". Формализованным представлением оптимальной ситуации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения.
Стандарты определяют:
- минимальный уровень обеспечения качества через обязательные требования, образующие основу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
- объемы и виды помощи, перечни конкретных технологий, работ и услуг с научно доказанной эффективностью;
- направления дальнейшего повышения уровня качества через формулирование дополнительных научно обоснованных рекомендаций.
Стандартизацией в здравоохранении является деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочивания в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении. Выделяют три укрупненных объекта стандартизации:
- ресурсное обеспечение здравоохранения (требования к кадровым, материальным, финансовым, информационным ресурсам);
- процессы (лечебно-диагностические, профилактические, реабилитационные, организационные, производственные технологии);
- эффективность (исходы заболеваний, социально-экономические показатели).
Научное обоснование требований к объектам стандартизации строится на принципах медицины, основанной на доказательствах, под которой в настоящее время понимают критический анализ результатов научных исследований для внедрения в практику наиболее эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Важнейшей составляющей принятия решения об использовании конкретных технологий является клинико-экономический анализ - методология сравнительной оценки двух и более методов профилактики, диагностики, лекарственного и нелекарственного лечения на основе комплексного взаимосвязанного учета результатов медицинского вмешательства и затрат на его выполнение.
Система управления качеством в здравоохранении Российской Федерации должна основываться на следующих принципах непрерывного управления качеством:
- Потребности гражданина в сохранении и укреплении здоровья;
- Доступность обоснованного и законного обеспечения медицинской помощью населения;
- Участие всех лиц и организаций, непосредственно работающих в системе;
- Принятие клинических и управленческих решений на основе научного подхода, включающего как постоянный сбор и критический анализ результатов научных исследований, так и организационный эксперимент;
- Переход от контроля индивидуального выполнения работ к совершенствованию технологических процессов и их ресурсного обеспечения, к выявлению отклонений от установленных требований, причин их возникновения и предотвращение их в дальнейшем;
- Взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия по основным, наиболее значимым вопросам улучшения системы;
- Единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за их соблюдением;
- Социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения технологий в практическом здравоохранении;
- Соответствие установленных требований законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки;
- Обеспечение возможности контроля установленных требований объективными методами.
Практика работ по созданию и реализации федеральных целевых программ показала, что эффективным инструментом комплексного решения возникающих проблем является системный подход. Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и научных обществ.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода и решения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Ведомственные и региональные программы и планы должны быть гармонизированы с настоящей Программой.
Мероприятия Программы соответствуют положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Программа подготовлена с учетом российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования. При разработке настоящей Программы учтены объективные ресурсные ограничения системы здравоохранения.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Целью Программы является создание государственной системы управления качеством в здравоохранении в целях укрепления здоровья населения.
Программа рассчитана на 2003-2007 годы и предполагает решение следующих задач:
1. Разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, гармонизированную с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении.
2. Создать службу управления качеством в здравоохранении.
3. Развить системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении.
4. Обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней, фондов обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении.
5. Перейти к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.
6. Разработать и внедрить систему мотивации и экономические механизмы стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении.
III. Система программных мероприятий
N пп |
Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Основные исполнители |
Вид документа | |
начало работ | окончание работ |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. |
Разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества продукции и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, гармонизированной с международными стандартами |
||||
1.1. | Реализация отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении | ||||
1.1.1 | Разработка плана мероприятий по реализации отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении |
2 кв. 2003 г. | 2 кв. 2003 г. | Минздрав России; РАМП; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
План мероприятий |
1.1.2 | Разработка порядка финансирования системы программных мероприятий |
2 кв. 2003 г. | 3 кв. 2003 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказ |
1.1.3 | Формирование Дирекции отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2003 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказ об утверждении состава Дирекции |
1.1.4 | Создание системы мониторинга реализации отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении |
2 кв. 2003 г. | 4 кв. 2006 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказ об утверждении комплекса документов по мониторингу реализации Программы |
1.1.5 | Подготовка Положения о реализации отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении |
1 кв. 2004 г. | 2 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказ |
1.1.6 | Разработка и апробация критериев и методов оценки эффективности Программы |
3 кв. 2003 г. | 3 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Методические рекомендации |
1.2. |
Совершенствование нормативной правовой базы в области управления качеством в здравоохранении |
||||
1.2.1 | Разработка плана работ в области совершенствования нормативной правовой базы |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2003 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
План работ |
1.2.2 | Разработка проектов Законов Российской Федерации и поправок к Законам, Постановлений Правительства Российской Федерации в области управления качеством в здравоохранении |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН |
Проекты Законов Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации |
1.2.3 | Формирование нормативных правовых документов по юридической и социальной защите медицинских работников |
01.01.2005 г. | 30.12.2007 г. | Минздрав России |
Проекты Постановлений Правительства Российской Федерации; приказы Минздрава России |
1.3. | Разработка программ управления качеством и планов мероприятий по их реализации | ||||
1.3.1 | Подготовка методических рекомендаций по формированию программ управления качеством в здравоохранении и планов мероприятий по их реализации |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2003 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Методические рекомендации |
1.3.2 | Разработка программ управления качеством и планов мероприятий по их реализации |
01.01.2004 г. | 30.12.2004 г. | Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ; Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Приказы и распоряжения |
2. | Создание организационных технологий управления качеством в здравоохранении | ||||
2.1. |
Разработка методических подходов и технологий управления качеством в здравоохранении |
||||
2.1.1 | Подготовка методических рекомендаций по технологиям управления качеством на всех уровнях системы здравоохранения |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Методические рекомендации, отраслевые стандарты, учебные пособия по управлению качеством |
2.2. | Развитие организационных структур системы управления качеством в здравоохранении | ||||
2.2.1 | Формирование организационных структур по управлению качеством на всех уровнях системы здравоохранения |
2 кв. 2003 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России |
Приказы, Положения |
2.2.2 | Формирование службы главных внештатных специалистов по качеству медицинской помощи (в том числе в федеральных округах) |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России |
Приказы, Положения |
2.3 | Разработка системы информационного обеспечения реализации Программы | ||||
2.3.1 | Формирование концепции системы информационного обеспечения реализации Программы |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Концепция |
2.3.2 | Создание баз данных по управлению качеством в здравоохранении |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
База данных |
3. |
Развитие систем стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении |
||||
3.1 |
Разработка и реализация Программы работ по развитию системы стандартизации в здравоохранении на 2003-2007 гг. |
||||
3.1.1 | Подготовка Программы работ по развитию системы стандартизации в здравоохранении на 2003-2007 гг. |
2 кв. 2003 г. | 2 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказ |
3.1.2 | Реализация Программы работ по развитию системы стандартизации в здравоохранении на 2003-2007 гг. |
2 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказы об утверждении стандартов, классификато- ров и других нормативных документов |
3.1.3 | Создание Федерального центра стандартазации, лицензирования и аккредитации в здравоохранении |
2 кв. 2004 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН |
Приказ |
3.1.4 | Мониторинг результатов внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении |
4 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказы |
3.1.5 | Разработка отчетных форм мониторирования результатов внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении |
4 кв. 2004 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Приказы |
3.2 | Развитие стандартизации в здравоохранении на региональном уровне | ||||
3.2.1 | Разработка Положения о системе стандартазации в здравоохранении субъектов Российской Федерации |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2004 г. | Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ; Минздрав России |
Приказы |
3.2.2 | Создание и ведение реестров территориальных стандартов в здравоохранении. Разработка Положения о реестре и методических рекомендаций по его ведению |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Положение Методические рекомендации Реестр |
3.2.3 | Разработка территориальных программ стандартизации |
4 кв. 2003 г. | 2 кв. 2004 г. | Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ; ТФОМС |
Программы |
3.3 | Развитие лицензирования в здравоохранении | ||||
3.3.1 | Создание консультативно-методичес- ких центров лицензирования в субъектах Российской Федерации |
3 кв. 2003 г. | 2 кв. 2004 г. | Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Приказы, Положения |
3.3.2 | Создание и ведение реестров лицензий на медицинскую деятельность и иные лицензируемые виды деятельности в здравоохранении |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Реестры |
3.3.3 | Разработка комплекса нормативных документов по лицензированию и порядку проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий |
4 кв. 2003 г. | 4 кв. 2006 г. | Минздрав России |
Нормативные документы |
3.4 | Создание и развитие аккредитации в здравоохранении | ||||
3.4.1 | Разработка Положения о системе аккредитации в здравоохранении |
4 кв. 2003 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Положение |
3.4.2 | Создание и ведение реестров аккредитирующих и аккредитованных организаций в здравоохранении |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Реестры |
3.4.3 | Разработка правил и стандартов системы аккредитации в здравоохранении |
4 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Приказ |
3.5 | Совершенствование системы аттестации в здравоохранении | ||||
3.5.1 | Разработка Положения о системе аттестации в здравоохранении |
4 кв. 2003 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Положение |
3.5.2 | Разработка правил и стандартов системы аттестации в здравоохранении |
4 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Приказ |
3.6 | Развитие сертификации в здравоохранении | ||||
3.6.1 | Развитие системы сертификации лекарственных средств в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН |
План работ |
3.6.2 | Развитие системы сертификации изделий медицингкого# назначения в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН |
План работ |
4. |
Обеспечение взаимодействия непрерывного повышения качества продукции и услуг в здравоохранении |
||||
4.1 | Унификация тарифной политики в сфере оказания медицинской помощи | ||||
4.1.1 | Разработка плана работ в области унификации тарифной политики в сфере оказания медицинской помощи |
2 кв. 2004 г. | 3 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН, ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ; Страховые медицинские организации |
План работ |
4.2 | Развитие службы внешнего контроля качества медицинской помощи | ||||
4.2.1 | Разработка плана работ в области внешнего контроля качества |
2 кв. 2004 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
План работ |
4.2.2 | Разработка правил и стандартов в области внешнего контроля качества |
4 кв. 2004 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Правила и стандарты |
4.2.3 | Разработка правил и стандартов внешнего контроля качества медицинской помощи в системе медицинского страхования |
4 кв. 2004 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ; Страховые медицинские организации |
Правила и стандарты |
4.2.4 | Разработка номенклатуры работ и услуг в здравоохранении |
2 кв. 2003 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; ФОМС; Страховые медицинские организации |
Номенклатура работ и услуг |
4.2.5 | Создание системы мониторирования дефектов оказания медицинской помощи |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; ФОМС; РАМН; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ; Страховые медицинские организации |
Методические рекомендации |
5. |
Переход к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью |
||||
5.1 |
Расширение и координация научных исследований по комплексной оценке клинической, социальной и экономической эффективности медицинских и организационных технологий |
||||
5.1.1 | Разработка нормативных документов по внедрению результатов клинико-экономических исследований |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России |
Приказы |
5.1.2 | Разработка и внедрение нормативных документов представления результатов научных исследований в здравоохранении, обеспечивающих оценку их достоверности |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН |
Приказы |
5.2 | Разработка механизмов внедрения результатов клинико-экономических исследований | ||||
5.2.1 | Развитие системы рационального лекарственного обеспечения, базирующейся на результатах комплексной клинической и экономической оценки: - ведение Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; - ведение Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Перечень (ежегодно) Федеральное руководство (ежегодно) |
5.2.2 | Создание и ведение Федерального руководства для врачей по использованию лабораторных и инструментальных методов исследований |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ |
Федеральное руководство |
5.2.3 | Разработка методологии применения клинико-экономического анализа финансового обеспечения целевых (отраслевых) программ |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН |
Методические рекомендации |
5.2.4 | Формирование баз данных по клиническим и клинико-экономическим исследованиям |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН |
Базы данных |
5.2.5 | Разработка правил формирования "негативного листа" медицинских технологий и лекарственных средств |
1 кв. 2005 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Методические рекомендации |
5.2.6 | Разработка нормативных документов по "ответственному самолечению пациентов" |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Методические рекомендации |
5.2.7 | Разработка плана мероприятий по внедрению международной классификации ограничений функционирования, жизнедеятельности и здоровья |
1 кв. 2004 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН |
План работ |
6. |
Формирование мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении |
||||
6.1 |
Разработка образовательных программ и обучение специалистов вопросам управления качеством в здравоохранении |
||||
6.1.1 | Создание концепции и методологии разработки технологий профессиональной подготовки по управлению качеством в здравоохранении |
2 кв. 2003 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Концепция |
6.1.2 | Разработка программ обучения методологии управления качеством в здравоохранении на додипломном и последипломном уровне медицинского образования |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
Приказы |
6.1.3 | Разработка "стандартов специалистов" в здравоохранении |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2007 г. | Минздрав России; РАМН |
Приказы |
6.1.4 | Совершенствование системы аттестации специалистов в здравоохранении и гармонизация ее с международными требованиями |
3 кв. 2003 г. | 4 кв. 2005 г. | Минздрав России; РАМН |
Приказы |
6.1.5 | Технико-экономическое обоснование и создание телемедицинских терминалов для целей дистанционного обучения на базе ММА им. И.М. Сеченова, РМАПО и ГУ "Национальный медико-хирургический центр" Минздрава России |
4 кв. 2003 г. | 4 кв. 2004 г. | Минздрав России; ММА им. И.М. Се- ченова; РМАПО; Органы управления здравоохране- нием субъектов РФ ГУ "Национальный медико-хирур- гический центр" Минздрава России |
Приказы |
6.2 |
Совершенствование системы расчетов за оказание медицинской помощи и оплаты труда с учетом качества выполнения работ и услуг |
||||
6.2.1 | Разработка плана работ по совершенствованию системы расчетов за оказание медицинской помощи и оплаты труда с учетом качества выполнения работ и услуг |
3 кв. 2004 г. | 4 кв. 2006 г. | Минздрав России; РАМН; ФОМС |
План работ |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в установленном порядке.
V. Управление реализацией Программы и контроль за ее исполнением
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации (государственный заказчик-координатор), которое ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей. Государственный заказчик по представлению основных исполнителей уполномочивает организации на выполнение отдельных мероприятий, согласно разделу III настоящей Программы.
Ежегодно, до 1 февраля, исполнители Программы информируют Министерство здравоохранения Российской Федерации о ходе работ по реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Управление реализацией Программы осуществляет Дирекция, формируемая Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Ход и результаты реализации Программы должны широко освещаться в средствах массовой информации.
VI. Оценка эффективности последствий реализации Программы
Предполагается, что реализация Программы приведет к созданию в отрасли единой системы управления качеством и позволит к 2007 г.:
- повысить доступность медицинской помощи населению;
- перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью;
- внедрить принципы "ответственного самолечения";
- сформировать систему действенного государственного контроля и надзора (развитие системы стандартизации и лицензирования, формирование систем аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях оказания медицинской помощи;
- разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников;
- повысить хозяйственную самостоятельность медицинских организаций;
- повысить роль и значение общественных профессиональных организаций, объединений и научных обществ в системе управления качеством в здравоохранении;
- усовершенствовать профессиональную подготовку медицинских работников на додипломном и последипломном уровнях с внедрением методологии управления качеством медицины, основанной на доказательствах, клинико-экономического анализа.
Министр здравоохранения |
Ю.Л. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевая программа "Управление качеством в здравоохранении на 2003-2007 годы" (утв. Минздравом РФ 23 апреля 2003 г.)
Текст программы опубликован в журнале "Главврач", 2004 г., N VII